Законы найма работников

09.01.2020 206 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух», раздел «Хошен Мишпат» п. 333
Законы найма работников
Законы найма работников

1) Если при найме работники ввели в заблуждение работодателя или работодатель ввёл в заблуждение работников — они имеют право только испытывать обиду в отношении друг друга.

Примечание РАМО: А есть мнение, что если работодатель потянул рабочий объект, с помощью которого работник исполняет работу, то не имеет права отказаться ни он, ни работник, если это работник является подрядчиком (ТУР от имени рабейну Тама). Однако, если речь идёт о работнике, который нанят подённо — он имеет право передумать, как будет объяснено («Тосафот» и рабейну Ашер на начало «главы» «а-Заав», трактат «Бава Мециа»). Однако, (работодатель) имеет право удержать у себя рабочий предмет и нанять других работников (Мордехай на главу «а-Уманин» и «Бейт-Йосеф» от имени учеников РАШБА).

Насчёт чего это сказано? Насчёт ситуации, когда (работники) не отправились в путь. Но если отправились в путь, например, погонщики ослов, и не обнаружили зерна (груза для транспортировки) или же работники, проделав путь, обнаружили, что поле изобилует влагой, или же их наняли для орошения поля, а они обнаружили, что поле заполнено водой, закон следующий: если работодатель с вечера проанализировал (необходимость выполнения) работы, и пришёл к выводу, что есть нужда в работниках, то теперь (в вышеописанных ситуациях) — работникам не полагается ничего, и считается, что работодатель оказался в данной ситуации (что исполнение работы не требуется) по независящим от него обстоятельствам.

Если же работодатель заранее не проанализировал (необходимость выполнения) работы, то обязан дать плату работника. То есть, оценивают сколько был бы готов вычесть из своей платы наёмный работник, если бы ему сказали сидеть без дела, или погонщик ослов, который сдал в аренду осла для того, чтобы на нем не возили поклажу, поскольку груженый не похож на того, кто без груза, а исполняющий работу — на сидящего без дела.

2) Насчёт чего сказано, что если работники не отправились в путь, они имеют право только испытывать обиду? О ситуации, когда они не могли наняться на работу накануне, когда их нанял данный работодатель. Однако если они могли наняться накануне, а сейчас не могут (из-за того, что согласились на работу у того работодателя, который впоследствии отказался от их найма), то это считается вещью, которая подвержена утрате, и работодатель обязан дать им плату работника, сидящего без дела. Если же на данный момент они могут наняться за меньшую сумму (чем та, за которую они могли наняться если бы не согласились на наём со стороны данного работодателя) — работодатель должен выплатить им разницу.

Если же работники отправились в путь (и именно они, а не их посланники — РАМО), то даже если они не могли наняться накануне — работодатель обязан дать им плату работника сидящего без дела, если они не могут наняться в данный момент вообще. Однако если имеют возможность наняться — имеют право только на обиду.

Примечание РАМО: Есть мнение, что если теперь они могут наняться только на более сложную работу, но при этом за более высокую плату — должны наняться в том месте (Мордехай на главу «а-Уманин»), а есть те, кто с этим спорят («Бейт-Йосеф» от имени учеников РАШБА). Если же теперь они могут наняться за меньшую плату — (отказавшийся от их услуг) работодатель выплачивает им разницу.

И все эти законы относятся к ситуации, когда работодатель накануне вечером не проанализировал необходимость выполнения работы, так что в результате именно он проявил халатность. Однако, если халатности с его стороны проявлено не было, он считается жертвой независящих от него обстоятельств, и свободен (от выплат работникам), как уже было объяснено.

Примечание РАМО: И см. выше (334:2), где говорится о меламеде (учителе), который нанялся на два года, в случае чего начало его первого года называется также началом в отношении второго, и это же относится к работнику.

3) Если работник начал выполнять работу и передумал посреди дня — имеет на это право. И даже если он уже получил плату за свой найм, а сейчас у него нет средств, чтобы возвратить эти деньги своему работодателю, тем не менее, у него все равно есть право передумать выполнять работу, а данная сумма будет на нем в качестве долга, ведь сказано («Ваикра» 25:55): «Ибо Мне сыновья Израиля рабы», из чего следует, что они не рабы рабов.

Примечание РАМО: И по этой причине, запрещено работнику, даже учителю или переписчику священных текстов, наниматься на постоянной основе, будучи в доме у работодателя, на три года (Мордехай на главу «а-Уманин»).

4) Как происходит оценка платы работника, который после начала работы передумал продолжать ее выполнение? Оценивают то, что он уже сделал, и в соответствии с этим он получает плату.

Примечание РАМО: Как в случае, если стоимость выполнения работы повысилась (так, что наем работников на выполнение оставшейся работы работодателю теперь будет стоить дороже), так и в случае, если понизилась. И это именно, если работник передумал работать по обычным соображениям. Однако, если он передумал выполнять работу из-за большей платы (за свою работу) — его не слушают (и он не может передумать) — «Тур» от имени РИ).

Если же речь идёт о подрядчике (передумавшем продолжать выполнение работы) — оценивают стоимость оставшейся работы. И это как в случае, если стоимость выполнения (данного вида) работы понизилась в момент найма, так и в случае, если этого не произошло. А также как в случае, если понижение в стоимости работы произошло после найма, так и в случае, если этого не произошло. Во всех этих случаях оценивают стоимость оставшейся работы.

Каким образом происходит оценка? Если подрядчик в качестве работы получил задание сжать урожай на поле за два села (то есть 8 динаров), (или же принял на себя изготовить определённое количество бочек с вином), а в конечном счёте, сжал только урожай с половины поля, а другую половину поля оставил несжатой. Или же (в качестве работы подрядчику было необходимо) соткать одежду за два села, а в конечном счёте он соткал только половину — оценивают сколько стоит оставшаяся работа. Если она стоит 6 динаров, то работодатель даёт подрядчику шекель (2 динара), или же подрядчик может закончить выполнение всего объёма работы (и получить полную плату).

Если же стоимость оставшейся работы составляет 2 динара, то подрядчик получает села (то есть 4 динара, (а не 6)), поскольку он выполнил только половину работы (оговоренная плата за которую составляла 2 села, то есть 8 динаров)

Примечание РАМО: Если передумал работодатель (и уволил работника), то закон в отношении него таков же, как в отношении подрядчика (который передумал продолжать выполнение работы), то есть, его позиция невыигрышна (в случае изменения цен).

5) К чему относится вышесказанное? К ситуации, когда речь не идёт о вещи, подверженной порче. Однако если речь идёт о том, что может быть испорчено, как например, в случае, если работа заключается в том, чтобы извлечь лён из места его замачивания или в доставке музыкальных инструментов на похороны или на свадьбу — как работник, так и подрядчик не имеют права отказаться от выполнения работы. (Служанка человека или его раб считаются тем, что подвержено порче, поскольку если их не будет на месте, хозяин или работодатель не смогут выполнить работу, возложенную на служанку или раба, самостоятельно).

Однако, если речь идёт о независящих от работника обстоятельствах — он может передумать (и не продолжать выполнение работы). Например, если заболел он (его жена или дети), или же он получил известие о том, что умер кто-либо (из его близких родственников).

Примечание РАМО: Однако (в случае, когда имеют место быть независящие от работника обстоятельства), работодатель не обязан платить работнику заработную плату в полном размере, но только за тот объем работы, который был выполнен, при этом не делая никаких вычетов. Если работодатель (по возвращению работников) ничего не сказал о днях их отсутствия и они продолжили выполнение работы, он должен заплатить им полную заработную плату за их работу, без каких-либо вычетов. В противном случае (если работодатель принял такое решение) — он вычитает работникам (из их зарплаты) дни их отсутствия из-за болезни или других непредвиденных обстоятельств, несмотря на то, что они не передумали выполнять работу. И таков же закон в отношении учителя Торы — работодатель вычитает дни его отсутствия на работе по причине болезни. Однако, есть такие (законодатели), которые считают, что если работник (или учитель Торы) получили плату заранее — они не должны ничего возвращать работодателю за те дни, в которые отсутствовали (по независящим от них обстоятельствам). Учитель Торы, который передумал выполнять работу, относится к тому, что считается подверженным утрате; также это касается переписчика священных текстов, которого наняли для написания свитка или половины свитка. Учитель Торы считается работником, к которому применимы часы работы, соответствующие обычаю, как объясняется в гл. 331. Поэтому (учителям Торы) запрещено заниматься своей работой в то время, когда они занимаются обучением. Также им запрещено ложиться спать слишком поздно, недоедать или есть больше положенного. И каждый, кто не придерживается этого — находится в невыгодной для себя позиции и его могут уволить с работы. Если учитель Торы был нанят на определённое время, он обладает статусом работника, а если был нанят обучить книге или половине книги — он имеет статус подрядчика. Дополнительно о законах, связанных с учителями Торы, см. в гл. 334 и 335.

Если работник не столкнулся с независящими от него обстоятельствами и (тем не менее) решил отказаться от выполнения работы (связанной с вещью, подверженной порче) — работодатель имеет право нанять других работников за счёт зарплаты того работника (работников), которые отказались или ввести отказавшихся работников в заблуждение (сказав, что даст им большую сумму, добившись этим того, что они продолжат выполнение работы).

Однако работодатель имеет право (на вышеупомянутые шаги) только в том случае, если в момент найма работников, (которые в последствии отказались), он мог нанять других работников, а в данный момент не может найти работников (за идентичную плату, на которую согласились работники, которые впоследствии отказались от выполнения работы).

Примечание РАМО: Если (после отказа первых работников) у работодателя была возможность нанять других, но вместо этого он ввёл в заблуждение первых работников (пообещав им за окончание работы большую плату чем та, что была оговорена с ними изначально) — должен дать им плату в том размере, в котором пообещал им дать в последний раз (когда хотел ввести их в заблуждение) — «Тур» от имени РОШ.

Каким образом работодателю разрешается ввести в заблуждение работников (которые отказались выполнять работу в отношении вещи, подверженной порче, при этом не будучи подвержены независящим от них обстоятельствам)?

Он может сказать им: «Я договорился о том, что дам вам села (за половину работы, которая теперь осталась не выполнена), теперь же придите и я дам вам два села за завершение данного объёма работы. Однако (после выполнения работы) работодатель имеет право дать им столько, сколько было оговорено изначально (то есть один села, а не два).

И даже если работодатель (изначально) дал работникам два села (после чего они отказались от выполнения работы) — он имеет право возвратить себе ту сумму (которая является необходимой, чтобы теперь нанять других работников).

Примечание РАМО: Работник, который согласился работать на работодателя бесплатно, может отказаться от исполнения работы, даже если речь идёт о вещи, которая подвержена порче (МААРИК, гл. 133).

6) Каким образом (происходит наём новых работников за счёт работников, отказавшихся от работы)? (Работодатель) нанимает других за счет отказавшихся и они завершают выполнение (оставшейся) работы, чтобы не произошёл ущерб, и всю плату, которую придётся дать (новым работникам) сверх той (которая была оговорена с отказавшимися) — берет из платы отказавшихся. До какого предела? До полного объёма платы (отказавшихся работников).

Если же во владении работодателя находилось имущество отказавшихся работников, то он имеет право нанять новых, дав каждому из них плату вплоть до 40 или 50 зуз в день, несмотря на то, что стандартная плата работника — 3 или 4 зуз.

Примечание РАМО: Если работодатель не нанял других работников, чтобы они окончили выполнение работы, то отказавшихся работники не обязаны выплачивать ему ущерб (произошедший в результате их отказа от выполнения работы) — «Нимукей Йосеф» на главу «а-Уманин»).

А есть такие законодатели, которые считают, что сказанное выше о найме новых работников за 40 или 50 зуз относится только к ситуации, когда работодатель захватил рабочие инструменты (отказавшихся работников), но если речь идёт о другом объекте, то он на это права не имеет (Мордехай на вышеуказанную главу Талмуда).

И это сказано именно о вещи, не подверженной финансовому ущербу, например об отказавшемся (исполнять работу) учителе Торы, и т.п. Однако, что касается ситуации, когда (в результате отказа) бы причинен финансовый ущерб — необходимо возместить его полностью («Трумат а-Дешен», гл. 329, примечание Ашри).

7) К чему относится вышесказанное? К ситуации, когда работодатель не может найти других работников, чтобы те завершили работу за плату (оговоренную с отказавшимися работниками). Однако, если есть там работники, которые согласны (завершить недоделанную работу) за ту же плату, и отказавшийся работник сказал работодателю: «Пойди и найми себе работников, чтобы они завершили работу» — как в случае если речь идёт о работнике, так и о подрядчике, работодатель может испытывать в отношении этого работника (работников) только обиду. И (что касается платы отказавшимся), если речь идёт о работнике — оценивают объем работы, который он уже проделал, а если речь идёт о подрядчике — оценивают сколько работы он ещё недоделал (и работодатель даёт ему плату в соответствии с вышеприведёнными законами).

8) Если человек сказал ремесленнику: «Сделай для меня определённую вещь, а я куплю её у тебя», но после того, как ремесленник её изготовил, заказчик отказывается её приобретать, (закон следующий) — если это такая вещь, которая испортится, если не забрать сразу, то заказчик обязан (заплатить).

Примечание РАМО: Если ведущий молитву был нанят руководителями города на определённых условиях, а после этого нанялся на службу для жителей того же города, но уже при других руководителях не поставив никаких условий — считается, что имеют силу первые условия. И это именно в том случае, если он нанялся на второй год. Но если промолчал и продолжил работать, то мы не говорим, что он продолжил работать на изначальных условиях (РИВАШ, гл. 475 и МААРИК, гл. 118).

Если отец трудоустроил сына, то даже если он не снабжает (сына) пищей, считается, что сыну угодно все, что делает его отец, и он должен получать ту плату, какую оговорил (с работодателем) его отец, пока не передумает исполнять работу для работодателя (респонсы РАМБАНа 105).

Если работодатель сказал учителю Торы своего сына «Уходи от меня», а тот согласился (с устным увольнением), то отец (являющийся работодателем) может передумать и удержать у себя учителя Торы, поскольку объектом деятельности учителя Торы является его сын, а он не соглашался на увольнение учителя Торы (Мордехай на начало гл. «а-Уманин», респонсы РАШБА 873, рабейну Йерухам гл. 29, ч. 3).

Однако, что касается остальных работников, если работодатель сказал работнику в присутствии двух людей: «Уходи от меня», он не может потребовать от работника дальнейшее выполнение работы, и также (если работнику уже заплатили наперёд) он свободен (от возврата этих денег) даже если работодатель не простил (работнику удержание этой платы у себя) (— согласно ШАХу).

Согласно мнению некоторых законодателей, если работодатель сказал (что увольняет работника) в гневе, то он имеет право передумать и потребовать у работника продолжить работать у него (— другое мнение, приводимое у рабейну Йерухама).

Темы: Закон
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):