Законы выкупа пленных

15.01.2020 166 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух», раздел «Йоре Деа» гл. 252
Законы выкупа пленных
Законы выкупа пленных

1. Выкуп пленных предшествует даче пропитания беднякам и снабжению их одеждой. И нет заповеди более великой, чем выкуп пленных. Поэтому, если были собраны деньги на любую вещь, связанную с заповедью — разрешено направить эти деньги на выкуп пленных, и даже если деньги были собраны на постройку синагоги, и даже если для этой цели уже закупили бревна и камни, и обработали древесину — для любой другой заповеди запрещено продавать эти материалы, но ради выкупа пленных — разрешено. Однако если синагогу уже построили1 — не продают. (Тем не менее2, тот кто даёт селу (деньги) на благотворительность, не считается, что автоматически эти деньги идут на выкуп пленных, и если эти деньги все же хотят использовать для выкупа пленных, это необходимо сделать с согласия горожан (членов общины) — МААРИК, гл. 7, см. также 256:4.

Комментарий «Беэр Эйтев»: 1) Написал ТАЗ (р. Давид а-Леви), что из слов РАМБАМа следует, что если постройка синагоги не была завершена, а только началась, то можно продать ту часть, которую уже успели построить, и тем более это касается дома учения, и так же ясно, что для выкупа пленных продают даже Свиток Торы, и это не в соответствии с мнением «Дриша» (р. Йеошуа Фальк). 2) БАХ (р. Йоэль Сиркис) спорит с этим примечанием, однако ШАХ (р. Шабтай Коэн) написал, что основной закон установлен в соответствии с этим примечанием.

2. Тот, кто закрывает свои глаза на выкуп пленных, преступает заповеди: «Не ожесточай свое сердце», «Не сжимай руки своей», «Не стой на крови ближнего твоего», «Не притесняй его тяжким трудом на глазах у тебя», а также не исполняет заповеди «Открой руку свою ему», «Да будет жить брать твой вместе с тобой», «Возлюби ближнего своего как самого себя», «Спаси ведомых на смерть», а также многое другое.

3. Каждый момент когда человек медлит с в выкупом пленных, он будто проливает кровь.

4. Для безопасности общественности, не выкупают пленных за завышенную сумму3, иначе враги будут делать все возможное, чтобы захватывать пленных. Однако сам человек может выкупить себя за любую сумму, какую хочет. И также мудрец Торы или умный ученик, который подаёт надежды на то, чтобы стать великим — разрешено выкупить их (из плена) за крупную сумму. (Считается ли жена человека одним целым с ним или нет — см. «Тур», раздел «Эвен а-Эзер» гл. 78).

«Беэр Эйтев»: 3) Написал ШАХ, что за завышенную сумму нельзя выкупать даже своего родственника. Однако БАХ постановил, что за завышенную сумму можно выкупить как дочь или родственника, так и другого человека, и не возражают против этого, так как нет в этом ущемления общины, и тем более не возражают тому, кто хочет выкупить свою жену (которая попала в плен) даже если стоимость, (за которую её готовы выпустить) завышена.

5. Для безопасности общественности, не помогают пленным бежать, дабы пленители не стали относиться к пленным ещё жестче и не усилили их охрану.

6. Если некто продал себя идолопоклонникам, или же занял у них деньги и его пленили за невыплату долга — первый и второй раз выкупают его, но в третий раз — нет, однако выкупают детей4 после смерти их отца. Если же данного человека хотят убить — его выкупают немедленно, даже если его уже захватывали в плен не один раз.

«Баэр Эйтев»: 4) Однако выкупают детей после смерти их отца. Чтобы они не находились среди идолопоклонников. Однако при жизни их отца мы этого не опасаемся, поскольку он их оберегает — мнение РАШИ в его комментарии на главу «а-Шолеах». И из его слов следует, что если он не может их уберечь от этого, выкупают их немедленно — ШАХ.

Прим. РАМО: Пленника, который отказался от соблюдения некоей заповеди, например ест некошерное мясо с целью прогневить5 Всевышнего — запрещено выкупать — ТУР, и см. начало гл. 251).

«Баэр Эйтев»: 5) Объясняется в гл. 251, что даже если поступил так один раз с целью прогневить Всевышнего — такой человек обладает статусом отказавшегося (от соблюдения) и нет обязанности его выкупать (из плена) — ТАЗ.

7. Если в плен попал раб, то поскольку он совершил окунание с целью стать рабом и принял на себя соблюдение заповедей — его выкупают подобно еврею, который попал в плен.

8. Женщину выкупают прежде мужчины. Однако, если в местности, о которой идёт речь, распространено мужеложство — сначала из плена выкупают мужчину — прим. Мордехая. Если мужчина и женщина тонут в реке, спасение мужчины предшествует — прим. р. Йосеф Каро, гл. 251.

9. Если в плен попал некто со своим отцом и учителем, то сам человек обладает приоритетом, затем его учитель предшествует его отцу6. Однако выкуп его матери предшествует выкупу всех7 (см. 242:34).

«Баэр Эйтев»: 6) Но если его отец мудрец, хотя и не такой как его учитель — то сначала выкупают его отца, как сказано выше в главе 242:34. 7) Её выкуп предшествует даже выкупу самого этого человека, поскольку в отношении неё могут совершить нарушение (осквернить её) — так написано в книге «Беэр Шева». И это если в данном плену нет угрозы для жизни. Но если такая угроза существуют, то выкуп самого этого человека предшествует выкупу его матери — ШАХ.

10. Если в плен попали муж и жена, то выкуп жены предшествует выкупу мужа и Бейт-Дин использует имущество мужа для выкупа его жены. И даже если он громко заявляет: «Не выкупайте её, используя моё имущество» — его не слушают.

11. Того, кто попал в плен и обладает имуществом, однако не хочет использовать его для своего выкупа — его выкупают против его воли.

12. Отец обязан выкупить сына если у него есть для этого средства, а у его сына их нет.

Прим. РАМО: И это касается и остальных родственников, и тот родственник, который ближе — предшествует в выкупе, поскольку не могут они сами обогащаться, а выкуп своих родственников возложить на общественность (Мордехай на главу «а-Сохер»). Если человек выкупил из плена своего ближнего, тот должен ему заплатить если у него есть такая возможность, и мы не расцениваем эту ситуацию как такую, в которой один прогнал льва от имущества ближнего (в случае чего платить не было бы необходимости). И необходимо заплатить (выкупившему его) сразу же8 и не может тот, кого выкупили из плена, сказать «Я тебя не просил этого делать». Если впоследствии у выкупленного из плена будет требование против того, кто его выкупил — то пусть вызовет его на суд. (И обязанность заплатить выкупившему необходима), иначе без неё один не выкупал бы другого (МААРИВ, гл. 149 и так написал р. Йосеф Каро).

«Баэр Эйтев»: 8) И для этого может быть использовано даже имущество малолетних сирот. И несмотря на то, что в «Хошен Мишпат» гл. 110 сказано, что не трогают имущество малолетних сирот — там это по причине того, что не принимается свидетельство без участия одной из сторон, а малолетние сироты не считаются «присутствующими». В нашем же случае нет необходимости в свидетельстве, поскольку обязанность спасать — это обязанность из Торы. И более того, если бы необходимо было ждать пока сирота вырастет, то никто бы не спасал его, используя свое имущество. Так написал МААРИВ в конце главы 148. (Также, он написал, что жена не обязана использовать для выкупа мужа свое приданное). К тому, кто задолжал сумму или подушный налог идолопоклоннику, относится обязанность выкупа пленных. При этом, необходимо знать точно, что у него нет возможности выплатить долг. Однако, если данный человек является обманщиком или постоянно занимает деньги у идолопоклонников, чтобы впоследствии его выкупали — в таком случае его не выкупают (РАДБАЗ 2:163). (МААРАМ из Люблина в гл. 15 написал в отношении одного человека, которого посадили в темницу за то, что тот имел связь с блудницей следующее: по букве закона община не обязана его выкупать, но для того, чтобы избежать осквернения Имени Всевышнего — все же следует его выкупить. И это если не намереваются лишить его жизни. Однако если это сделать намеревается — его необходимо выкупить по закону).

Темы: Закон
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):