Невухаднецар и пророк Ирмияу

30.07.2020 268 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Мидраш Эйха Раба», введение, раздел 34
Невухаднецар и пророк Ирмияу
Невухаднецар и пророк Ирмияу

Великий Мидраш раскрывает поразительные факты о событиях, связанных с разрушением Храма. Что Невухаднецар приказал в отношении пророка Ирмияу? Какова была реакция Ирмияу на особое отношение к себе? Сколько рыб и птиц ушло в изгнание вместе с еврейским народом? Какая рыба не вернулась из вавилонского изгнания и почему?

Три вещи Невухаднецар приказал Невузардану в отношении пророка Ирмияу: 1. Возьми его и не спускай с него глаз. С него, но не с его народа. 2. Не причиняй ему никакого вреда. Ему, но с его народом можешь поступать так как тебе захочется. 3. Исполняй для него все, что он тебе скажет, но не то, что он будет говорить о своём народе.

Ирмияу увидел схваченных молодых людей, закованных в цепи, и вставил свою голову в цепь вместе с ними. Невузардан подошёл и отвёл его от них. Ирмияу, увидев старцев, закованных в цепи, подошел к ним и вставил туда также и свою голову. Невузардан подошёл и отставил его в сторону.

Сказал Невузардан Ирмияу: «В отношении тебя верно одно из трех — или ты лжепророк, или ты легкомысленно относишься к страданиям, или же ты убийца. Или ты лжепророк: ты столько пророчествовал, предупреждая о разрушении этого города (Иерусалима), теперь же, когда он разрушен, ты так поражён этим. Или же ты легкомысленно относишься к страданиям: я не хочу принести тебе вред, но ты хочешь навредить самому себе, как будто говоря „страдания для меня ничего не значат“. Или же ты убийца: правитель (Невухаднецар) неоднократно велел мне не трогать тебя, ты же хочешь навредить себе, а если Невухаднецар об этом узнает, то предаст смерти того человека (Невузардан имел ввиду себя)».

В итоге, Невузардан сказал ему: «Если угодно тебе, отправляйся со мной в Вавилон, и я буду внимателен по отношению к тебе…» (Ирмияу 40:4). Ирмияу отказался от этого предложения, как сказано дальше в строке, пока ему не повелел Всевышний, как сказано: «Вот слово, которое было Ирмияу от Всевышнего…».

И что это было за слово? «Ирмияу, если ты останешься здесь (в Иудее), я пойду (в изгнание) с ними. А если ты пойдешь с ними, Я останусь здесь». Сказал Ирмияу: «Владыка мира, если я пойду с ними, чем я смогу им помочь… Пусть лучше пойдёт с ними их Владыка и Творец, который сможет им помочь чрезмерно».

…Когда Ирмияу возвращался, он встречал на своём пути оторванные пальцы ног людей, раскиданные по горам, собирал их, обнимал и целовал, клал в свою накидку и говорил: «Дети мои, разве я не предупреждал вас и не говорил: Воздайте честь Всевышнему, Б-гу вашему, пока не стемнело, и пока пальцы ног ваших не споткнулись на горах ночи» (13:16-17). И об этом сказано:» На горах вознесу я свой голос в плаче…» (9:9).

Сказал рабби Йосе бар Халафта: на протяжении 52 лет не было видно, чтобы птица пролетела над Землей Израиля. Откуда мы это знаем? Как сказано: От птицы небесной до животного тронулись, с места ушли» (9:9). Числовое значение слова בהמה (животное) — 52.

[52 года — это время, которое прошло с момента изгнания в дни правителя Цидкияу в 3338 году до момента, когда в 3390 году персидский царь Кореш дал евреям разрешение вернуться и отстроить Храм — комментарий Эц-Йосеф, на основании РАШИ к трактату «Шаббат» 156б)].

Рабби Ханина сказал: за 40 лет до изгнания евреев в Вавилон, вавилоняне посадили там финиковые пальмы, поскольку сладкие виды улучшают голос для произнесения слов Торы.

[Поскольку мудрецам Торы было суждено спуститься в Вавилон, Б-г заранее вселил в сердца вавилонян идею посадить финиковые пальмы, чтобы помочь мудрецам в изучении Торы, так как сладкие виды пищи (такие как финики) хороши для голоса, а Тора запоминается лучше, когда произносится вслух — комментарий МААРЗУ, см. также трактат «Эрувин» 54а].

Рабби Ханина сын р. Абау сказал: 700 видов кошерной рыбы, 800 видов кошерной саранчи, а также бесчисленное количество птиц — все они ушли в изгнание вместе с еврейским народом. А когда евреи вернулись, они вернулись вместе с ними, кроме одной рыбы, которая называется «шибута».

[В трактате «Шаббат» 145б сказано, что она не смогла вернуться из Вавилона, поскольку из-за слабого позвоночника не смогла проделать путь вверх по течению обратно в Землю Израиля].

Как рыбы смогли уйти в изгнание? Р. Гуна сказал от имени р. Йосе: «Они ушли в изгнание и вернулись из него через глубины»…

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):