Король и предводитель — сердце и мозг

Источник: «Ликутей Сихот», том 19, стр. 177-180
03.09.2014 | 2108 | (0)
Король и предводитель — сердце и мозг
Король и предводитель — сердце и мозг

В нашей недельной главе Торы говорится (17:15): «Поставь над собою короля». РАШБА пишет, что король равен обществу, так как от него зависит весь еврейский народ. В мидраше, который приводит РАШИ, сказано, что глава поколения равен всему поколению. РАМБАМ же говорит о короле, что его сердце — это сердце всей общины Израиля.

Почему короля сравнивают с сердцем? Ответ простой: как жизненная сила всего тела человека зависит от сердца, так и вся община Израиля зависит от короля.

Но хотя органы тела получают жизненную силу от сердца, их поведение зависит от мозга. Алтер Ребе пишет в книге «Тания» (гл. 51), что «даже сердце получает от мозга». Поэтому, несмотря на то, что в отношении других органов тела сердце называется в каббале («Зоар» II 116б) «королем», но, согласно Талмуду (трактат «Шабат» 61а) и «Шулхан Аруху» Алтер Ребе (2:4), именно голова является «королем всех органов тела».

Ребе Король Мошиах спрашивает: почему же тогда короля, руководителя народа, «который выведет их и который приведет их» («Бамидбар» 27:17) как пастух овец, сравнивают с сердцем (всей общины Израиля)?

Мы знаем, что в Торе король называется также предводителем, как сказано («Ваикра» 4:22): «Если предводитель согрешит». Объясняют комментаторы, что «предводитель это король» и дальше, что «нет над ним никого, кроме Всевышнего». Также Короля Мошиаха пророк называет предводителем (Йехезкель 37:25). Но, несмотря на это, титул короля выше, чем титул предводителя (см. трактат «Бава батра» 4а) и он также относится к предводителю колена (см. РАШИ на «Лех леха» 14:17: «Народы пришли к согласию и поставили Авраама королем, предводителем от Б-га и предводителем над собой»).

Мы также находим, что предводитель поколения называется «глава поколения» (см. «Тания», гл. 2: «Главы еврейского народа, души которых представляют собой голову и мозг по отношению к массе народа»).

Заданный выше вопрос можно обострить еще больше: как может быть, чтобы король, который выше предводителя, назвался только сердцем всей общины Израиля, а не ее мозгом? Ведь мы находим (Шмуэль I 15:17: «…но ты глава колен Исраэйлевых, и Г-сподь помазал тебя на царство в Израиле), что в отношении короля используется сравнение с головой…

Для того, чтобы ответить на поставленный выше вопрос, нужно сначала разобраться с различиями в определениях «король» и «предводитель»:

1) Цель короля состоит в том, чтобы «судить и воевать», но не обучать. Предводитель же, напротив, является главой Санедрина. Как пишет РАМБАМ (1:3): «Из них выбирают самого мудрого и назначают его главным, и он председательствует в заседаниях… и это тот, кто в каждом поколении заменяет Моше, учителя нашего».

2) Народ обеспечивает короля всем необходимым, а предводитель только получает плату за свою работу.

Это немного непонятно, ведь с одной стороны это свидетельствует о силе короля (он может взять все у народа), но с другой стороны — о слабости (он зависит от народа).

И так объясняет Ребе Король Мошиах:

Вся сущность короля, «который выведет их и который приведет их» заключается в том, чтобы служить народу и именно поэтому он получает от народа все необходимое.

Отсюда становится понятным, почему короля сравнивают с сердцем, а не с мозгом:

1) В сердце есть постоянное движение вперед-назад, сердце стучит без остановок. В мозгу же нет никакого движения. Хотя от него происходит передача энергии всему телу, сам мозг не движется.

2) Сердце является (по каббале) «слабым» органом тела.

Эти два свойства взаимосвязаны: сердце слабо, так как весь смысл его существования — жизненная сила всех органов тела. Оно находится в постоянном движении, что показывает на обеспечение жизненной силой всего тела, но оно слабое, так как существует для других органов тела.

Мозг же, несмотря на то, что он является источником жизненной силы, отдален от органов тела, существует самостоятельно. Поэтому мозг не находится в движении и он не такой слабый орган, как сердце.

Поэтому короля сравнивают с сердцем: он находится в постоянном движении в отношении народа и является слабым — зависит от него.

Отсюда можно понять разницу между королем и предводителем:

Король, «который выведет их и который приведет их», посвящает себя нуждам народа как сердце, питающее все органы тела. Поэтому в его функции не входит обучать народ. А предводитель, который отдален от народа, занимается обсуждением и вынесением законодательных решений.

Интересно отметить, что Моше-рабейну обладал одновременно этими двумя качествами — он был и король, и предводитель. То же самое будет у Мошиаха.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Шофтим (другие статьи):