СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 14:07

Еврейская Луна

Как Луна на время сходит на нет, а затем возрождается в блеске своей красоты, так и еврейский народ заново возродится из нынешней тьмы изгнания, подобно сверкающему светилу. Сравнение истории еврейского народа с фазами Луны может показаться неточным...

30.10.2003 3452 мин.

«Он повелел Луне возродиться в облике прекрасного венца... И они [евреи], как Луна, заново возродятся в будущем и возвеличат своего Создателя». В прекрасных поэтичных строках благословения на новолуние еврейский народ уподобляется Луне. Как Луна на время сходит на нет, а затем возрождается в блеске своей красоты, так и еврейский народ заново возродится из нынешней тьмы изгнания, подобно сверкающему светилу.

Сравнение истории еврейского народа с фазами Луны может показаться неточным: евреи в изгнании действительно малы, они действительно «убавляются», но их страдания — подлинные, реальные, в то время как фазы Луны — мнимые, кажущиеся, ибо на самом деле Луна не меняет ни очертаний, ни размеров, ни яркости.

Различие между новолунием и предшествующим ему полным отсутствием Луны существует только для земного наблюдателя. Другими словами, перед самым новолунием Луна с земли вообще не видна. В своей первой фазе она становится для нас видимой, но в действительности никогда не меняется. Часть Луны, обращенная к солнцу, всегда освещена; противоположная ее часть — всегда темная, потому различные фазы Луны существуют только для наблюдателя с земли. Однако более глубокий анализ показывает, что сравнение истории еврейского народа с лунными фазами все же имеет основания.

Тора называется «Торат Эмет» (תורת אמת) — Тора Истины и рассматривает материальный мир в свете его истинного назначения. Тора рассматривает не внешний облик, а подлинную суть и назначение вещей. Описывая фазы Луны, Тора касается лишь глубинной сущности ситуации. В описании сотворения мира Тора говорит: «И сказал Б-г: да будут светила на тверди небесной.., И да будvт они светильниками... чтобы светить на землю». Следовательно, подлинное назначение Луны (так же, как и Солнца), ради которого она была создана, — освещать землю. Из этого следует, что хотя в физическом смысле Луна полноценна и никогда не меняется в своих размерах, но если она не исполняет своего назначения, т.е. не освещает землю, то, согласно Торе, ее не существует.

Истинная сущность Луны, таким образом, выявляется только тогда, когда она освещает землю. Если она светит только в одну четвертую своих возможностей, мы называем ее «лунной четвертью». если она светит в полную силу, мы говорим о полнолунии. Если Луна освещает лишь небольшой участок земли, ее сущность уменьшается до небольшой доли целого. Когда Луна не светит вообще, то ее, по существу, нет — в это время она находится в состоянии подготовки к обновлению для исполнения своего назначения освещать землю.

Теперь понятно, почему в Талмуде сказано: «И они [евреи], как Луна, заново возродятся в будущем...» С физической точки зрения, евреи существовали всегда. Евреи вечны, ибо они — частица их Создателя, Который Вечен. Но покуда они находятся в галуте (גלות, изгнании), они не могут должным образом исполнять свою основную функцию — служить своему Создателю. В изгнании евреи подобны «невидимой» Луне, которая, хотя реально и существует, но не исполняет своего назначения, т.е. не освещает землю.

Конечно, и в галуте еврей может быть богат, владеть материальными ценностями. Но он жалуется Всевышнему, поскольку материальные блага не имеют для него особого значения. Не в них его назначение. Его назначение — «исполнять Волю Твою пред Тобой... согласно Заповедям Твоим». Это назначение может быть должным образом исполнено только при условии, что существуют «Бейт-а-Микдаш» (בית המקדש, Иерусалимский Храм), «корбанот» (жертвоприношения) и другие аспекты еврейской жизни, которые станут реальностью с наступлением Геулы (גאולה, Освобождения).

Материальные богатства в изгнании имеют второстепенное значение, поскольку реальность существует лишь постольку, поскольку еврей исполняет свое прямое назначение. Собственность и богатство полезны, но только в том случае, если помогают преодолевать тяготы галута, ибо галут — это лишь подготовка к Геуле, что сравнимо с невидимой Луной, которая находится в стадии подготовки к своему последующему «возрождению» в виде светила.

Именно в этом и заключается смысл фразы «И они, как Луна, заново возродятся в будущем...» В эпоху Освобождения мы сможем осуществить свое назначение полностью, подобно Луне в новолуние, когда она, выполняя свое назначение, освещает наш мир.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter