Нежеланная услуга, стоившая 10 тысяч евро

03.02.2020 306 (0)
Рав Эрез Хазани Перевод: Моше-Залман Забродин
Нежеланная услуга, стоившая 10 тысяч евро
Нежеланная услуга, стоившая 10 тысяч евро

«И сообщили Яакову, и сказали: „Вот сын твой, Йосеф, приходит к тебе“. И собрался с силами Исраэль, и сел на постели» («Берейшит» 48:2). РАШИ это место комментирует так: «Яаков сказал: хоть он мой сын, но он (еще и) правитель, поэтому следует оказать ему честь. Отсюда мы учим, что следует оказывать честь государству…»

Следующий вопрос задали р. Ицхаку Зильберштейну из Европы:

Рувен, будучи активным деятелем, занимался составлением телефонного справочника для общины. Перед отправкой в печать он заметил, что последний лист справочника остается пустым. Тут он вспомнил о своем приятеле Шимоне, у которого был бизнес (по ремонту домов), и, желая сделать доброе дело Шимону, ничего ему не сообщая, Рувен поместил рекламу о его бизнесе на пустой странице.

Через некоторое время Рувену позвонил Шимон и сообщил, что в результате размещения данной рекламы к нему пришли работники налоговой службы и оштрафовали его на 10 тысяч евро за ведение незарегистрированного бизнеса и уклона от уплаты налогов. «Тот, кто может себе позволить рекламу на целую страницу, сможет заплатить и 10 тысяч, — сказали они.

Шимон же, в свою очередь сказал Рувену, что о таких друзьях написано в трактате «Арахин»: «Тот, кто благословляет друга во всеуслышание — подобен проклинающему его». Также Шимон потребовал с Рувена 10 тысяч евро, поскольку посчитал, что именно его действия по размещению рекламы нанесли ему ущерб на эту сумму. Рувен же полагает, что не должен ничего платить Шимону, поскольку у него были только добрые намерения. На чьей стороне закон?

Согласно Торе, зажегший огонь человек отвечает за причиненный им ущерб. Однако Талмуд («Бава Кама» 60а) говорит, что если огонь при этом повредит спрятанные вещи, которые также пострадали, то поджигатель, тем не менее, не будет обязан возмещать ущерб в их отношении. Учится такое правило из того, что в Торе («Шмот» 22:5) написано: «Если займется огонь и охватит колючки и сгорит хлеб на корню или колосья… — то платить должен вызвавший пожар». Из этого исключается спрятанное.

Также это освобождение от выплаты ущерба касается и случая, если некто спрятал (покрыл) колосья на поле некого человека, тем самым освободив поджигателя от ответственности в отношении того что было «спрятано» таким образом (колосьев которые он покрыл).

Однако Талмуд (56а) утверждает, что «спрятавший» хоть и свободен по суду земному, тем не менее обязан по суду Небес, поскольку все таки своими действиями создал ситуацию в которой хозяин колосьев не сможет взыскать с поджигателя нанесенный в отношении них ущерб.

«Тосафот» понимает слова Талмуда так, что спрятавший обязан по суду Небес в любом случае, даже если имел хорошие намерения (спасти то, что прятал, а не сделать так, что хозяину будет невозможно взыскать ущерб с вредителя).

Другой комментатор, Меири, не согласен с «Тосафот» и говорит, что если намерение спрятавшего было спасти имущество хозяина, то он все же свободен и по суду Небес.

Как и в случае с пожаром, в разбираемом выше вопросе Рувен «подставил» Шимона под ущерб, но не прямыми действиями, и поэтому по суду земному будет свободен.

Что же касается суда небесного, то, на первый взгляд, решение нашего вопроса, обязан ли Рувен возместить Шимону 10 тысяч евро по суду Небес, зависит от того, было ли у него намерение подставить Шимона под ущерб или же его намерения были только благими (и тогда по мнению Меири он будет свободен и по Небесному Суду).

Однако р. Зильберштейн отверг эту логику в отношении нашего дела и постановил, что в любом случае Рувен свободен от уплаты Шимону.

Аргументация этого решения следующая: согласно принципу «Закон страны — закон», евреи обязаны подчинятся денежным обязательствам, которые существуют по отношению к правительству в данной стране. Поэтому в данном случае считается, что Шимон сам себе нанес ущерб неуплатой налогов.

Как написано в трактате «Псахим» (112б): «Рабби Йеуда а-Наси предупредил своих сыновей: „Не пытайтесь избегать налогов, чтобы не случилось так, что в последствии (государство) вас поймает и отнимет у вас всё“».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Общество (другие статьи):