СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 08:39

Когда изменилось лицо Ицхака?

Произошло чудо, и лицо Ицхака стало точно таким же, как и лицо Авраама...

17.11.2023 438 мин.

Сказано в Торе («Толдот» 25:19): «И вот порожденные Ицхаком, сыном Авраама. Авраам породил Ицхака». РАШИ объясняет, почему Тора повторяет нам, что Авраам родил Ицхака:

Поскольку в стихе написано «Ицхаком, сыном Авраама», (Писание) должно сказать: «Авраам породил Ицхака», потому что насмешники того поколения говорили: «От Авимелеха зачала Сара, ведь столько лет прожила она с Авраамом и не зачала от него. Что же сделал Святой, благословен Он? Придал лицу Ицхака (разительное) сходство с (лицом) Авраама, (так что) все подтверждали: «Авраам породил Ицхака». И потому здесь написано: «Ицхаком, сыном Авраама», так как есть доказательство, что Авраам породил Ицхака.

Этот комментарий РАШИ основан на мидраше, но остаётся непонятно, когда именно произошла трансформация лица Ицхака?

Талмуд (трактат «Бава Меция» 87а) объясняет это так:

Что сделал Авраам, наш праотец? Он пошел и пригласил всех великих людей того поколения, а Сара, наша праматерь, пригласила их жен. Каждая из жен привела с собой своего ребенка, но не взяла с собой кормилицу. И произошло чудо с Сарой, праматерью нашей, и груди ее раскрылись, как два родника, и она вскормила всех этих детей. И все же эти люди сплетничали и говорили друг другу: «Даже если Сара в девяносто лет могла родить ребенка, мог ли Авраам в сто лет стать отцом ребенка?» Тотчас лицо Ицхака изменилось и стало точно таким же, как у Авраама. Все воскликнули и сказали: «Авраам родил Ицхака».

Отсюда следует, что это произошло вскоре после рождения Ицхака (во время пира, когда ему исполнилось два года).

Но «Сифтей Хахамим» объясняет слова РАШИ таким образом:

«Потому что насмешники поколений говорили...» Рабби Мизрахи пишет: «Причина, по которой Писание должно было подтвердить, что Ицхак был сыном Авраама, заключалась в том, что [написание Торы: „И это потомки Ицхака, сына Авраама“] породило насмешников из поколения в поколение, которые утверждали, что Сара зачала от Авимелеха». Но доводы р. Мизрахи неверны. Потому что если так, то пусть не пишет «и» [которое связывает его с предыдущим повествованием. И пусть вообще опускает упоминание об Аврааме]. Там должно быть написано просто: «Вот порождения Ицхака», как сказано «Вот порождения Ноаха (6:9) или «Вот порождения Яакова» (37:2). Таким образом, Писание вообще не вызвало бы насмешек. Скорее, РАШИ имеет в виду следующее: в нашей главе обсуждаются Яаков и Эсав, один из которых был праведным, а другой — нечестивым. Благодаря им наш стих нуждается в объяснении. Поэтому нам не нужно спрашивать, почему написано «И эти» и упоминается Авраам, потому что [ответ такой:] насмешники поколений уже утверждали во время рождения Ицхака, [что Сара зачала] от Авимелеха. И вот, они нашли подтверждение своему утверждению! Один сын [Ицхака] был праведным, как Сара, а другой — нечестивым, как Авимелех. [Они утверждали], что оба сына были бы праведными, если бы произошли от Авраама. [Таким образом, наша глава связана с более ранним повествованием, объясняющим, почему в ней говорится: «И вот».] Вот почему необходимо было сказать: «Ицхак, сын Авраама», и подкрепить это словами: «Авраам был отцом Ицхака» [подразумевается, что лицо Ицхака напоминало лицо Авраама]. И именно поэтому РАШИ завершает словами: «В этом смысл того, что здесь написано...» Это написано здесь, потому что один сын был праведным, а другой нечестивым, [как обсуждается в нашей главе]. Иначе это было бы написано в другом месте («Нахалат Яаков»).

Таким образом, по этому мнению, трансформация лица Ицхака произошла после того, когда он родил Эсава и Яакова, то есть как минимум в возрасте 60 лет.

[Интересно, а можно ли объединить эти два противоположные мнения? Предлагайте в комментариях к этой статье.]

Добавим ещё комментарий «Даат Зкеним»: Числовое значение букв в слове «произвел на свет» (הוליד) эквивалентно числовому значению слова «быть похожим» (דומה); это предполагает, что черты лица Авраама и Ицхака были похожими.

Отметим, что Талмуд продолжает обсуждать внешнее сходство Авраама и Ицхака: «До Авраама не было старения, то есть старость не была физически распознаваема. Следовательно, тот, кто хотел поговорить с Авраамом, по ошибке заговорил бы с Ицхаком, и наоборот: человек, который хотел поговорить с Ицхаком, заговорил бы с Авраамом, поскольку они были неразличимы. Авраам пришёл и помолился о милости, и старение наконец стало заметно, как сказано (24:1): „И был Авраам стар, в преклонных годах“, и это первый раз, когда старение упоминается в Торе».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter