Смешивание запрещенной и разрешенной пищи и ее аннулирование

23.08.2018 801 (0)
Свободный перевод: Шолем Лугов Источник: «Шулхан Арух», раздел «Йоре Деа» 98:1-4
Смешивание запрещенной и разрешенной пищи и ее аннулирование
Смешивание запрещенной и разрешенной пищи и ее аннулирование

Определение: запрещенная пища смешалась с разрешенной пищей

1) Аннулирование в большинстве: если разрешенной пищи больше, она преобладает над запрещенной.

2) Аннулирование в 60-ти: если разрешенной пищи в 60 раз больше, чем запрещенной, то вкус запрещенной пищи не ощущается.

3) Не аннулируется даже в 1000: есть ситуации, когда запрещенная пища не аннулируется вообще.

Аннулирование в 60-ти по мнению Алтер Ребе

Из сказанного авторитетами следует, что запрещенная пища равномерно проникает в разрешенную и поэтому она аннулируется.

Алтер Ребе пишет, что несмотря на то, запрещенная пища распространяется неравномерно, ее вкус не ощущается даже в том месте, где есть скопление запрещенной пищи.

Запрещенная пища попала в разрешенную — нужно дать попробовать нееврею

По мнению «Шулхан Аруха» нужно узнать у простого нееврея (чтобы он сказал без всякого умысла — «месиах лефи тумо») или у шеф-повара (авторитет которого упадет, если он соврет), ощущается ли вкус запрещенной пищи. Только если вкус запрещенной и разрешенной пищи одинаков или нет поблизости нееврея, можно аннулировать в 60-ти.

По мнению РАМА мы не полагаемся на мнение нееврея и всегда аннулируем в 60-ти. И таков закон.

Сухое с сухим и жидкое с жидким

1) Сухое с сухим: кусок запрещенной пищи смешался с кусками разрешеннной пищи без жидкости (запрещенная пища не объединяется с разрешённой).

2) Жидкое с жидким: запрещенный соус смешался с разрешенным соусом или куски запрещенной и разрешеннной пищи с соусом (запрещенный соус объединяется с разрешенной пищей).

Пища одного вида (разрешенная и запрещенная пища с похожим вкусом)

По мнению р. Йеуды (и РАШИ) пища одного вида никогда не аннулируется. По мнению первого мудреца (и рабейну Тама) пища одного вида аннулируется в большинстве. И таков закон.

По Торе — аннулируется в большинстве (так как разрешеннная пища преодолела запрещенную и вкус последней не ощущается).

По указанию мудрецов — в случае жидкого с жидким нужно в 60 больше, чем запрещенной пищи (а чтобы не ошиблись и не разрешили в большинстве, также и в случае жидкого с жидким не одного вида). Сухое с сухим одного вида аннулируется в большинстве.

Пища разных видов (разрешенная и запрещенная пища с разным вкусом)

По Торе — если есть пища разных видов (с разным вкусом) жидкое с жидким (запрещенное объединяется с разрешенным), то требуется в 60 раз больше.

По указанию мудрецов — также если есть сухое с сухим, требуется в 60 раз больше (если сварят смесь, то соус при этом перенесет вкус запрещенной пищи в разрешенную).

По названию или по вкусу?

Печень и грудинка имеют одинаковый вкус, но их названия разные. Если решать по названию, то это пища разных видов, а если по вкусу — то пища одного вида.

РАМА (и ТАЗ) — следуем по названию.

ШАХ — когда аннулирование происходит в 60-и, следуют за вкусом (так как при этом нужно аннулировать вкус запрещенной пищи); когда нет аннулирования в 60-и, следуем за названием (так как это закон Талмуда).

Алтер Ребе постановил как ШАХ.

Жир и мясо имеют разный вкус — это пища разных видов (ШАХ и ТАЗ). Когда есть сомнение о запрете, можно попробовать на язык (ТАЗ). В отношении запрета из Торы по мнению «Шулхан Аруха» мы доверяем нееврею в качестве доказательства, а не свидетельства (ТАЗ) или только когда нет четкого запрета (ШАХ) или когда можно проверить другим способом (ШАХ). Дать попробовать еврею (хочет съесть нейтральную пищу с мясом и нужно проверить, есть ли в ней вкус молочного) по мнению ШАХа полагаемся постфактум, а по мнению ТАЗа не полагаемся вообще.

Закон при сомнении

Запрещенная пища упала в разрешенную и смесь пролилась. Несомненно было большинство, а сомнение в том, было ли в 60 раз больше.

При этом может быть три состояния:

1) Пища одного вида, жидкое с жидким (нужно в 60 раз больше по указанию мудрецов) — разрешено (речь идет о сомнении, возникающем в связи с постановлением мудрецов, а в таком случае следует придерживаться менее строгого толкования).

2) Пища разных видов (нужно в 60 раз больше по Торе) — запрещено (речь идет о сомнении, возникающем в связи с постановлением Торы, а в таком случае следует придерживаться более строгого толкования).

3) Пища одного вида и разных видов — на первом этапе мы относимся только к пище одного вида (и запрет аннулируется в большинстве).

По мнению ШАХа только пища того же вида разрешена, а пища другого вида остаётся запрещенной.

По мнению ТАЗа также и пища другого вида разрешена (так как запрет аннулируется в пище другого вида).

Мы не знаем как проверить

Запрет мудрецов — когда есть сомнение, то разрешено. Запрет Торы — когда есть двойное сомнение, то разрешено.

По мнению ШАХа — незнание не может считаться сомнением.

По мнению ТАЗа — если один человек не умеет проверять, то это не сомнение, но если все не умеют проверять, это сомнение. Если есть сомнение, нужно ли запрещать, то разрешаем (но при сомнении сколько запретить мы устрожаем по максимуму).

Алтер Ребе постановил как ШАХ.

Выводы:

Пища одного вида сухое с сухим — аннулируется в большинстве. Пища разных видов жидкое с жидким — по Торе аннулируется в большинстве, а по мнению мудрецов в 60-ти. Пища разных видов сухое с сухим — по Торе аннулируется в большинстве, а по мнению мудрецов в 60-ти. Пища разных видов жидкое с жидким — аннулируется в 60-ти.

Актуальные вещи

Когда человек сказал без всякого умысла, то ему доверяют в запретах мудрецов. Поэтому будет можно купить кофе в «Старбакс», спросив перед этим, нет ли там молока. Но многие запрещают это из-за дополнительной осторожности в отношении нееврейского молока.

Если мать должна накормить ребенка в пост, ей разрешено попробовать пищу на язык (лизнуть).

Если есть сомнительный продукт из-за границы и человек не знает, как проверить его кошерность, он будет запрещен ему.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter