СБП. Дни Мошиаха! 21 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-29 12:05

О различиях между хасидами

Ответ на это — каждому необходимо стараться делать то, что в его силах, и тогда — Свыше ему помогут в конечном итоге достигнуть истины.

Источник: «Итваадует» 5710 г., суббота главы «Реэ» Перевод:Шмуэль Фортман а-Парци 21.08.2022 1139 мин.

7. В связи с этим, следует прояснить также и слова моего святого тестя и учителя, описавшего длинной историей («Книга бесед» 5707 г. на стр. 60) различия между самими хасидами (в дополнение к отличиям хасидов от нехасидов) — между польскими хасидами и хасидами ХАБАДа, что «у польских хасидов — есть и этот мир и грядущий, а хасиды ХАБАДа «отщепенцы» и в этом мире и в грядущем».

Когда польский хасид едет к своему Ребе — «Тора» (учение) там кратка, а вот «шираим» («остатков» со стола Ребе, благословений), особенно в праздничные дни — в большом количестве, на всех трапезах. А затем — выходят в пляс, и проводят время в служении радостью. И перед тем, как возвращаться домой — заходит он к Ребе, проститься. И просит его благословения во всём необходимом для детей, здоровой жизни и доброго достатка, о взрослой дочери, заработке и т.п. И Ребе гарантирует ему. И он возвращается домой, и рассказывает хозяйке [жене] о просьбах и благословениях, которые получил от Ребе — и она тоже радуется его поездке к Ребе. И, когда он вновь желает отправиться к Ребе — она помогает ему, собирает провизию в дорогу, «котлетки с рыбой», пару монет на дорогу итп. Таким образом — есть у него «этот мир».

А после 120-ти лет, когда приходит он в мир грядущий, и Высший Суд расспрашивает о его положении и статусе («как у него дела»), вот тут становится горько… У него есть готовый ответ: «Я был хасидом своего Ребе, а праведник „верой своей живёт“, что означает „верой своей оживляет“». И когда спрашивают его: исполнял ли он всё, что Ребе ему указал? Он отвечает: «Мой Ребе давал мне благословения и сказал мне соблюдать заповеди, изучать сколько-то Торы и т.д.. И я так и делал!». И продолжают его спрашивать на тему «познавай Всесильного отца своего», «раздумывал ли он о колеснице (элементарном строении миров)»? Отвечает он: «Учили меня, что нужна вера, ведь „праведник верой своей живёт“, не „живёт“ о „оживляет“, и вера — у меня есть. И учили меня, что «не рассуждают о действе колесницы (тайнах метафизики) и действе Берейшит (тайнах физики)» — и я это исполнял! И везде, где встречал слово «Ацилут», а уж тем более «цимцум» или «кав» — убегал от этого на расстояние полёта стрелы… Ведь кто я, и что я? Да и «о том, что выше тебя — не рассуждай»!

И само собой, так как веры у него выше головы (настоящий «макиф», облекающий Свет) — ведь весь Израиль «верующие, дети верующих». А в особенности — хасидское сообщество («о них даже не нужно и говорить»). Да и указания Ребе он исполнял, как позитивные, так и запреты. А значит — всего рая и грядущего мира недостаточно для него!..

А хасид ХАБАДа, который едет к Ребе — вынужден толкаться (и не ради получения «шираим» и т.д., а) чтобы услышать маамар (глубокое эссе). И иногда, из-за толкучки — ему трудно услышать и понять этот маамар…

Рассказывал мне один еврей, «мирской», что осталось у него в памяти от субботы, которую он провёл в Любавичах: его так сильно толкали во время произнесения маамара, что он запомнил лишь сам вопрос о цитате, приведённой в начале эссе. Само содержание маамара он не понял. А когда к концу маамара дошло до ответа на вопрос — «он уже был полностью раздавлен». [По-видимому знали кто он, и поэтому его толкали так будто это важная заповедь…]. Что-то перекусить («разогнать сердце») после маамара — об этом не могло быть и речи, ибо было «повторение» (маамара), а потом — молитва. А после маамара, повторения и длинной (относительно, как минимум,) молитвы — уже пришло время полуденной молитвы. И так он провёл всю субботу, «измотанный, замученный и голодный». И даже содержание маамара не узнал…

А затем, когда он входит к Ребе — он стесняется говорить о своих материальных нуждах, о заработке, о взрослой дочери и т.д. Ведь после того, как он слышал из уст Ребе эссе о мире Ацилут и том, что выше Ацилут — как он посмеет занимать время Ребе, рассказами что супруга не даёт ему покоя из-за того, что у неё нет мяса на субботу и черного хлеба посреди недели… Что продавец уже не хочет давать в долг, что кредиторы отравляют жизнь и т.д. У Ребе он просит любви к Б-гу, трепета перед Б-гом, принятия Его воли… Чтобы получалось у него молиться без чуждых мыслей, чтобы появилось у него чувство «хасидского разумения» и тому подобное.

И Ребе даёт ему благословение на эти просьбы. И когда он возвращается домой, спрашивает его хозяйка — знающая, что благословения Ребе действуют — что пообещал ему Ребе насчет заработка и «приданного» для дочери и т.д.? И он отвечает, что об этом совсем не поговорил с Ребе, а говорил с ним о любви и трепете, о молитве чистой от мыслей о трудностях заработка… Само собой понятно, что он получает от неё «приговор» на месте. И, когда в следующем году он собирается поехать к Ребе — кричит на него жена, что лучше бы он нанялся работать «хазаном» или «шамашем» и заработал пару рублей, и не даёт ему ехать. И не даёт ничего в дорогу и т.п., и т.д.. Так что этого мира — у него нет.

А после 120-ти лет, когда прибывает он в грядущий мир — спрашивают его, что он за хасид. И он отвечает «от чистого сердца»: «любавичский хасид, хабадник». Ну раз так — продолжают спрашивать его — знаешь ли ты значение аббревиатуры «ХАБАД»? Он отвечает: «Конечно! Хохма (Мудрость), Бина (Понимание), Даат (Познание)! А это означает, что недостаточно лишь веры, она аспект «макиф» (облекающий Свет), но необходимо познавать и постигать, «познавай Всесильного отца своего», именно внутренним постижением».

Раз так — говорят ему — давай же проверим твои знания… Ему становиться горько и он молчит. Спрашивают его: может твой Ребе не учил тебя, ничего от тебя не требовал? Он отвечает: «Ребе учил меня и требовал от меня… Я слышал один маамар, а потом ещё один, потом ещё…. И даже когда у меня не было денег на дорогу, а пешком я идти не мог — Ребе высылал мне свой маамар в письменном виде…» Естественно тут уже начинается расследование и претензии: как такое возможно итп?!… И понятно чем это заканчивается…

8. Вот тут и возникает вопрос: да, известно, что необходимы «страдания» ради получения «знаний» (как сказано «множа знания — множишь страдания»), но в чём толк «страданий», если нет «знания»? А по нашей теме — раз уж в любом случае не изучают хасидут как следует, «в чем выгода этой авантюры»?!

Ответ на это — каждому необходимо стараться делать то, что в его силах, и тогда — Свыше ему помогут в конечном итоге достигнуть истины.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter