Идея «правого конца» [«кец а-ямин»] заключается в том, что сказано (Эйха 2:3): «Убрал Он правую руку Свою». Всего есть два вида конца.
Один из них — это «конец правый», который соответствует сфере Малхут мира Ацилут, наподобие того, как он называется концом и Ям-Суф — конец («соф») всех уровней, а ведь начало соединяется с концом. И можно сказать, что это «конец правый», так как из него привлекается аспект отраженного света и он превращается в корону снизу вверх... и поэтому «конец» («ахарит») по числовому значению равен «корона» («кетер») — 620... И можно сказать, что это идея «до того момента, пока не исчезнет [последняя] нога с рынка». Это поднимает аспект левой ноги, который облекается в левый конец. И тогда он становится правым концом.
Другой конец — это «конец левый», как сказано (Берейшит 4:3): «И было по прошествии дней, и принес Каин».
См. об этом «Зоар» II в главе «Тецаве» 181б: «Отодвинул правый конец и приблизил конец дней»... И в трех оболочках не было принято приношение, ведь это из противоположной стороны, как подробно объясняет там рабби Моше Закута... И см. в «Зоар» гл. «Берейшит» 14а в конце об этих двух аспектах и гл. «Трума» 134а в конце о двух аспектах конца... и получения питания от левой ноги сферы Малхут святости.