СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 04:20

Мнение Ребе о «библейской критике»

Как можно быть уверенным в авторитете ТАНАХа во всех его деталях? Вы упоминаете о существовании у других древних народов других древних сводов законов, во многом схожих с законами нашей Торы.

Свободный перевод:Шолем Лугов 02.03.2024 342 мин.

...Ваше письмо от 14 января дошло до меня со значительным опозданием. Вы задали ряд вопросов, касающихся нашей Торы и заповедей, веры и традиций и т.д.

Разумеется, трудно в письме адекватно обсудить такие вопросы, которые вы поднимаете... Однако, поскольку вы поставили эти вопросы, я попытаюсь ответить на них кратко.

1) Как можно быть уверенным в авторитете ТАНАХа во всех его деталях?

Ответ на этот вопрос основан на здравом смысле, и если подходить к вопросу непредвзято и без предубеждений, то необходимо прийти к такому выводу.

Короче говоря, и возвращаясь от нашего нынешнего поколения к предыдущим поколениям, мы имеем перед собой текст ТАНАХа, передаваемый от одного поколения к другому сотнями и тысячами родителей разного происхождения своим детям. Даже во времена величайших гонений и даже после разрушения Храма всегда выживали сотни и тысячи евреев, которые сохранили текст ТАНАХа и традиции, так что цепь никогда не прерывалась.

Теперь предположим, что кто-то придет сегодня и пожелает добавить новую главу или новый раздел к ТАНАХу, заявив, что это новое дополнение имеет ту же древность и значимость, что и другие части ТАНАХа. Ясно. что никто не примет его на основании простого вопроса: если это действительно часть ТАНАХа, то почему у нас не было этого раньше? То же самое применимо к любому вопросу о датировке любого конкретного раздела ТАНАХа, который сам по себе содержит запись пророчеств, начиная от Моше-рабейну и кончая последними пророками — Захария, Хагай и Малахи.

Вы вскользь упоминаете различные теории некоторых критиков Библии. Но, как вы знаете, это не тот случай, когда у этих людей есть традиция, отличная от нашей, восходящая ко всем тем древним поколениям. Скорее это тот случай, когда тот или иной человек выдвинул теории или гипотезы, которые не только спекулятивны, но и оказались ненаучными и нелогичными. Ибо, по их мнению, это будет тот случай, когда тысячи евреев в тот или иной момент внезапно радикально изменят свои взгляды и отношение к ТАНАХу. При всех рассуждениях о суевериях или массовом гипнозе и т.д. такие радикальные изменения сотен тысяч людей разного происхождения в разных частях мира и т. д. просто очень надуманны и максимально нелогичны.

Более того, существует фундаментальное различие между нашей еврейской традицией и традициями других религий, таких как христианство или ислам. Ибо, в то время как в последних случаях традиции восходят к одному человеку или ограниченному числу людей, наши традиции восходят к откровению, которое было пережито сразу всем народом, так что нам ни в коем случае не приходилось доверять в правдивости одного или нескольких человек.

2) Вы упоминаете о существовании у других древних народов других древних сводов законов, во многом схожих с законами нашей Торы.

Я не вижу, какую разницу или противоречие это может иметь для подлинности Торы. Дело в том, что при обнаружении сходства идей между двумя народами необходимо выяснить, какой из них происходит от другого. Важнее все-таки не столько сходство, сколько различие. Таким образом, вы упоминаете Месопотамию и, по-видимому, имеете в виду кодекс Хаммурапи. Тщательное сравнение сразу покажет, что сходство лишь поверхностное, а различия принципиальные. Ибо законы Хаммурапи пронизаны духом чрезвычайной жестокости, как, например, в отношении наказаний за кражу и т.д., и то же самое верно и в отношении других подобных кодексов, тогда как основные принципы законов Торы уникально милосердные. Однако самое главное, как упоминалось ранее, заключается в том, что нет никаких доказательств того, что законы Торы произошли от других древних кодексов.

В этой связи вы также упоминаете о сходстве обычая, обнаруженного в Торе, а также в древней Месопотамии, согласно которому, когда жена не могла родить мужу детей, она могла взять свою служанку и отдать ее мужу в жены с целью последующего усыновления детей и т.д. И здесь я не вижу, какую трудность представляет это сходство обычаев. Ибо даже сегодня вы можете найти сходство обычаев между самым соблюдающим евреем и его соседями-неевреями, если это не противоречит Торе. Ибо, чтобы быть подлинным евреем, не обязательно отвергать все возможные сходства обычаев и привычек, которые могут преобладать в обществе, но, скорее, необходимо привнести дух святости в обычаи или практику, которые в остальном не противоречат Торе. Источник: The Rebbe’s Opinion On: “Bible Criticism”

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter