СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 22:20

Получение ответов посредством открывания книги — пророчество

В книге «Сифтей Цадиким» приводится от имени Баал-Шем-Това, что открывая книгу праведник может выполнять желания и это — как пророчество. Рабби Йосеф Каро подчеркивает, что этот обычай является проявлением «малого» пророчества.

26.04.2010 4251 мин.

Мы уже приводили различные мнения законоучителей об обычае открывать книгу и вести себя в соответствии с написанным в ней. Одни считают, что это знак («симан»), другие — жребий («гораль»), являющиеся внешними намеками, принимающимися в любой форме.

Кроме этих мнений, есть законоучители считающие, что этот обычай представляет собой реализацию минимального пророческого дара.

Мнение законоучителей

В книге «Сифтей Цадиким» приводится от имени Баал-Шем-Това, что открывая книгу праведник может выполнять желания и это — как пророчество.

Рабби Йосеф Каро подчеркивает («Кесеф Мишнэ», «Законы об идолопокленниках» 11:4), что этот обычай является проявлением «малого» пророчества. Он добавляет, что когда мы видели, как рабан Йоханан бен Закай просил у детей, чтобы они прочитали наизусть отрывок из Торы и на основании этого решал как поступить, это было как «малое» пророчество, как сказано в Талмуде, что «пророчество было дано детям».

Также постановил автор Шулхан Аруха (Йоре Деа п. 179:4): «Разрешено сказать ребенку „прочитай наизусть отрывок из Торы“» и объяснил ТАЗ (100:3): «„Прочитай наизусть отрывок из Торы“ это как „малое“ пророчество». Также ШАХ (рабби Шабтай Коэн) объясняет (100:5): «Даже разрешается сделать на основании этого отрывка действие и полагаться на него в будущем, ведь это немного похоже на пророчество».

То есть здесь законоучители приравнивают действие совершенное после вопроса ребенку к пророчеству. Отсюда мы видим аналогию между этим и открыванием книг и поведению в соответствии с написанным, что также похоже на пророчество. Как пишет Ребе Король Мошиах (Итваадует том 1, стр.309), поведение мудрецов, когда они спрашивали детей, является источником обычая в наши дни искать в Торе указания как вести себя. Как дети не примешивают свой разум в момент ответа, и тогда видно, что это происходит в соответствии с Провидением, так и во время открывания книг мы не вмешиваем наш разум.

Пророчество

Пророчество — это видение от Всевышнего. Слово «пророчество» («невуа») происходит от слова «разговор» («нив»), ведь пророк передает видение с помощью речи.

Одной из основ веры является вера в пророчество. Как пишет Рамбам («Фундаментальные законы Торы» 7:1): «Из основ веры — знать, что Б-г дает людям пророчество; и получить пророчество может лишь мудрец, великий в мудрости, с исправленным характером, так что никогда вожделение не побеждает его ни в какой ситуации, но он контролирует вожделения силой своего интеллекта, имеющий развитые способности к познанию».

Пророчество после разрушения Храма

Сказал рабби Йоханан (Бава Батра 12б): «С тех пор, как был разрушен Храм, пророческих дар был отобран от пророков и передан сумасшедшим и детям». Талмуд приводит примеры:

1. Мар бар рав Аши услышал от одного сумасшедшего на базаре, что ему должно повезти. Он послушал его, совершил отважный поступок и благодаря этому стал главой йешивы.

2. Младшая дочь рава Хисды сидела на коленях отца в то время, когда перед ним сидели ученики — Раба и Рами бар Хама. Спросил ее отец: «Кого из них ты хочешь?» Ответил ребенок: «Обоих». Тут же сказал Раба: «Я — в конце!» Так и произошло — сначала она вышла замуж за Рами бар Хама, а после развода — за Раба.

Объясняется («Письмо в Йемен», часть 3) на слова Торы («Бамидбар 23:23): „В свое время будет сказано Яакову и Исраэлю, что содеял Б-г!“, что речь идет о периоде перед приходом Мошиаха, когда вернется пророческий дар в Израиль и это является признаком скорого прихода Мошиаха.

Комментарии: 12 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter