Моше (Моисей)

26.01.2006 7192 (0)
Моше (Моисей)
Моше (Моисей)

Моше, родившийся в Египте у Амрама и Йохевед, стал величайшим вождем, учителем и законодателем еврейского народа. Амрам был сыном Кеата и внуком Леви, одного из сыновей праотца Яакова.

В Торе сказано: «И отправился человек из дома Леви». Куда он отправился? Рав Йеуда бар Завина сказал: «Он не переехал в другое место, а последовал совету дочери».

Талмудические источники сообщают: Амрам, отец Моше, был руководителем своего поколения. После того, как злодей фараон объявил свой указ: «Все новорожденные мальчики-евреи должны быть брошены в Нил», Амрам сказал: «Мы стараемся напрасно» — и расстался со своей женой. После этого и все остальные евреи расстались со своими женами. Тогда дочь Амрама сказала отцу: «Твое решение еще более жестоко, чем указ фараона. Он приговорил к смерти только мальчиков, в то время как ты решил судьбу и мальчиков, и девочек. Фараон приговорил их к смерти только в этом мире, ты же приговорил их и в этом, и в будущем мире. Фараон — злодей, поэтому неизвестно, будет ли выполнено его решение, ты же — праведник, и твое решение будет исполнено наверняка, как сказано: «То, что ты решишь — исполнится» (Йов 22)». Услышав эти слова, Амрам возвратился к жене, и все остальные евреи тоже вернулись к своим женам (Сота 12).

В Торе сказано: «И взял в жены женщину из дома Леви». Сказано «взял в жены», а не «возвратил». Рав Йеуда бар Завина сказал: «Ее возвращение было не менее торжественным, чем свадьба. Она вернулась домой в паланкине, перед которым плясали ее дети — Мирьям и Аарон, а ангелы на Небесах пели слова Псалма: «Счастливая мать семейства»». (Шмот Рабба 1)

В Торе сказано далее: «И забеременела эта женщина и родила сына». Но ведь еврейская традиция сообщает нам, что к моменту своего возвращения она уже была беременна в течение трех месяцев! Рав Йеуда бар Завина сказал: «Тора упоминает в этом стихе два радостных события — рождение Моше и самый радостный момент беременности его матери — день ее возвращения к мужу» (Сота 2).

В Торе сказано: «И она увидела, что он прекрасен [тов]». Что же она увидела?

Рабби Меир сказал: «Что его имя — Тов». Рабби Йеуда сказал: «Что он способен стать пророком». Рабби Нехемия сказал: «Что его имя — Тувия». Согласно другому мнению, она увидела, что Моше родился уже обрезанным. Большинство мудрецов считают: «В момент рождения Моше весь мир был залит светом. Ведь в этом стихе говорится: «И она увидела, что он прекрасен», а в главе книги Берейшит, рассказывающей о Сотворении мира, сказано: «И Всевышний увидел, что свет прекрасен» (Ялкут Шмот, 166).

Когда фараон велел топить в реке всех новорожденных еврейских мальчиков, мать Моше-рабейну хотела спасти своего маленького сына. Она положила его в водонепроницаемую корзину и пустила ее вниз по реке. В это время на берег реки пришла купаться дочь фараона. Она увидела корзину, протянула руку и взяла ее (Шмот 2:5). Так был спасен Моше-рабейну.

Почему мать отнесла Моше к Нилу? Для того, чтобы астрологи пришли к выводу, что ребенка уже бросили в реку и перестали его искать. После того, как астрологи решили, что Моше брошен в Нил, они доложили фараону: «Тот, кто должен был спасти народ Израиля — в Ниле». Сразу же после этого обрадованный фараон отменил свой злодейский указ.

Рав Аха бар Ханина сказал: «Это произошло шестого Сивана (день Дарования Торы на горе Синай; в этот день Моше исполнилось три месяца и, как рассказывает Тора, мать больше не могла его скрывать). Ангелы служения обратились к Всевышнему: «Властелин мира! Неужели тот, кому суждено получить в этот самый день Тору на горе Синай, погибнет сегодня в водах реки?»

В Торе сказано: «Сходить ли мне и позвать кормилицу из еврейских женщин?» Почему именно из еврейских? Разве нельзя было вскормить его молоком нееврейской кормилицы? Дело в том, что его уже передавали многим нееврейским кормилицам, но он отказывался сосать их молоко. Но почему? Потому, что сам Всевышний решил: «Уста, которым суждено разговаривать со мной, не должны быть вскормлены нееврейским молоком».

Моше был воспитан в Египте дочерью фараона, но затем бежал в Мидьян, спасаясь от наказания за убийство египетского надсмотрщика. Он нашел убежище у мидьянского жреца Итро и женился на его дочери Ципоре. У них было двое сыновей: Гершом и Элиэзер.

Б-г явился Моше на Хореве в горящем кусте (Шмот 3) и велел ему вывести свой народ из Египта в Землю обетованную, однако после начала этой миссии фараон лишь усилил гнет. Различные чудеса (Шмот 7:8-13) и десять казней вынудили египтян отпустить евреев. Сыны Израиля во главе с Моше, Аароном и Мирьям перешли через Камышовое(Красное) море (Исход 14:28) и вступили в Завет с Б-гом на горе Хорев(Синай) (Шмот 19:1).

Моше зафиксировал законы и установления, ставшие основой иудаизма. Он руководил сооружением Шатра откровения, провел перепись народа (Дварим 1) и отправил 12 разведчиков (в том числе Йеошуа и Калева) в Кнаан, хотя самому ему не суждено было ступить на Землю обетованную.

Моше умер 7 адара в возрасте 120 лет на горе Нево и был тайно похоронен близ Бейт-Пеора в Моаве.

Гематрия (числовое значение) слов «Моше Рабейну» равна 613, точному числу заповедей Торы, которая была получена Моше от Всевышнего и передана им Израилю.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Биография (другие статьи):