Законы, касающиеся съедания афикомана

29.03.2020 250 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух а-Рав» гл. 477
Законы, касающиеся съедания афикомана
Законы, касающиеся съедания афикомана

1) В то время, когда стоял Храм, в самом конце трапезы съедали пасхальное жертвоприношение таким образом, что это делалось на сытый желудок. Это было кульминацией всего насыщения, чтобы (люди) получили от этого удовольствие. Это пасхальное жертвоприношение было важно в их глазах, поскольку употребление в пищу святых жертв («кодшим») должно происходить важным и величественным образом, как сказано: «Я дал тебе святыни Израиля для отличия», то есть для величия и важности. Имеется в виду, что  употребление их в пищу должно быть подобным тому, как это происходит у царей и вельмож.

2) После завершения употребления в пищу пасхального жертвоприношения нельзя произносить слово «афикоман», то есть нельзя переходить к «афикоману» (слово «афикоман» означает «достаньте и принесите на стол пищу выпечку, а также другие виды пищи»).

Имеется ввиду то, что после съедания пасхального жертвоприношения запрещено что-либо есть, для того, чтобы изо рта не пропал вкус пасхальной жертвы из-за присутствия (во рту) вкуса другой пищи.

3) В настоящее время, когда у нас нет пасхального жертвоприношения, каждому необходимо в память о этом съесть кусок мацы (размером «кезаит» — с маслину) вдобавок к той маце, которая уже была съедена во имя исполнения заповеди есть мацу.

И этот кусок необходимо съесть в конце всей трапезы, подобно пасхальному жертвоприношению, и также нельзя после него ничего есть. Этот «кезаит» (мацы) называется «афикоман».

Изначально, (в качестве афикомана) лучше съесть два «кезаита» (мацы): один в память о пасхальном жертвоприношении, а второй — в память о маце, вместе с которой оно съедалось. Если же человеку сложно съесть столько, то пусть съест как минимум один «кезаит».

4) Афикоман необходимо есть наклонившись (на левую сторону), А есть мнения, что такой необходимости нет. И можно положиться на их слова постфактум, то есть в случае, если человек забыл и съел афикоман ненаклонившись, то не нужно возвращаться и снова есть  (афикоман).

5) Есть те, которые придерживаются обычая заворачивать афикоман в ткань, перевешивать через плечо и ходить по дому около четырех локтей, произнося: «Так ходили наши предки, с остатками, завязаными в их одежду, на плечах их». После этого они съедают афикоман. В этих странах такой обычай не заведён. Но поступают так, что достают афикоман из под ткани, где он был спрятан и съедают его.

6) Необходимо следить за тем, чтобы съесть афикоман до полуночи, подобно пасхальному жертвоприношению, которое съедалось до полуночи. Изначально необходимо стараться закончить произнесение «Алель» после благословения после еды (также) до полуночи.

7) Если человек забыл съесть афикоман и уже сделал омовение рук после еды («маим ахроним»), или же сказал «Давайте произнесем благословение (после еды)», то несмотря на то, что он отвлек внимание от дальнейшего  употребления пищи и когда он передумывает и хочет есть снова, то ему нужно произносить благословение перед едой, как объясняется в главе 179... Тем не менее, (в такой ситуации) афикоман едят без произнесения благословения «а-моци», поскольку употребление в пищу афикомана является обязанностью и независит от желания человека, даже если он отвлек внимание от дальнейшего употребления пищи.

(Также, в данной ситуации будет) необходимо перед съеданием афикомана омыть руки без произнесения благословения, как объясняется в главе 179.

8) Если же человек вспомнил о том, что не съел афикоман только после того, как произнёс благословение после еды («биркат а-мазон»), но до того, как произнёс благословение «на плод виноградной лозы» на бокал (над которым он произносил благословение после еды), то ему необходимо омыть руки (с произнесением благословения на омовение рук), затем произнести благословение «а-моци» на афикоман (и после его съедания) произнести благословение после еды, а затем благословение «на плод виноградной лозы» на бокал (над которым произносилось благословение после еды).

Если же человек вспомнил о том, что не съел афикоман только после того, как произнес благословение на бокал вина, то пусть выпьет его, омоет руки, и произнесет благословение «а-моци» на афикоман, а затем благословение после приёмы пищи, но без бокала вина, чтобы не быть таким, кто добавляет число бокалов вина к числу бокалов, которое установлено мудрецами.

(И хорошо наполнять (четвёртый) бокал вина перед «биркат а-мазон», но не выпивать его сразу после этой молитвы, но нужно сказать на него «Алель», Агаду, и только после этого выпить).

И несмотря на то, что есть авторитеты, полагающие, что необходимо произносить «биркат а-мазон» на стакан с вином и по окончанию этого благословения сразу выпить его, тем не менее, мы не следим в отношении этого на протяжении всего года и иногда произносим «биркат а-мазон» без бокала вина, полагаясь на мнение, что бокал вина для произнесения «биркат а-мазон» не требуется, как объясняется в главе 182.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » «Шулхан Арух» (другие статьи):