Не есть после съедания афикомана

29.03.2020 255 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух а-Рав» гл. 478
Не есть после съедания афикомана
Не есть после съедания афикомана

1) После того, как «афикоман» был съеден, запрещено есть какую-либо пищу, кроме «мацы шмуры» (то есть такой), которая охранялась (от процесса закваски) с момента жатвы или замеса, чтобы другая пища не перебила вкус от этой мацы, которая была съедена в качестве афикомана, как объясняется в гл. 477.

Однако, разрешено пить любые напитки, которые не опьяняют (однако опьяняющие напитки запрещено пить по причине, которая приводится в главе 481), поскольку вкус жидкости не убирает изо рта вкус пищи.

А есть те, которые с этим спорят и полагают, что вкус любого напитка убирает изо рта вкус от мацы шмуры, которая была съедена вкачестве афикомана, кроме воды и подобного ей, как объясняется в главе 481.

Необходимо следовать этому мнению, если ситуация не связана с большой нуждой.

2) Афикоман нельзя есть в двух местах, и даже в рамках одной комнаты нельзя его есть за двумя столами — часть (афикомана) за одним столом, а часть за другим, поскольку афикоман едят в память о жертвоприношении песах, которое нельзя есть в двух местах, как сказано («Шмот» 12:46): «В одном доме он должен быть съеден».

3) Если человек заснул посреди употребления в пищу афикомана, то ему запрещено продолжать его есть по пробуждению, и это верно даже в случае, если он ещё не съел объем с маслину («кезаит»). Причина этого в том, что сон считается перерывом между употреблениями пищи, и считается, что пробудившийся ест афикоман уже в другом месте, а афикоман запрещено есть в двух местах.

4) О чем это сказано? О ситуации, когда человек ест один. Однако, если речь идёт о ситуации, когда трапезничала группа людей, и часть людей из неё заснули посреди употребления в пищу афикомана, после чего проснулись — они могут продолжить его есть, даже если (на данный момент) уже съели его объёмом с кезаит. В данном случае их сон не считается перерывом, поскольку часть людей из группы не спали.

Однако, если заснула вся группа — по пробуждению они не могут продолжить есть афикоман.

5) И все это относится к ситуации, когда они заснули крепким сном, но если они только лишь задремали, или задремал тот, кто ел один — они могут, по пробуждению, продолжить есть афикоман.

Кто считается задремавшим? Тот, кто спит и в то же время не спит, бодрствует, и в то же время не бодрствует.

Например, если к человеку обращаются, то он отвечает, но не может ответить на вопрос, ответ на который нужно обдумать, однако, если ему напоминают об этом, то он вспоминает.

Например, у него спрашивают: «Где ты положил такую-то вещь?» А он из-за дремоты не может обдумать ответ и вспомнить куда эту вещь положил.

Однако когда ему напоминают и говорят: «Ты положил её в таком-то месте», он вспоминает и говорит «да» или «нет», и т.д.

6) И все это — если сон настал после того, как человек начал есть афикоман, но если заснул до этого и проснулся — может съесть столько (еды в трапезе), сколько желает, после чего съесть афикоман.

Также разрешается в ходе седера съесть трапезу в одном доме, после чего съесть афикоман в другом доме.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » «Шулхан Арух» (другие статьи):