Необходимость изучать хасидизм в нашем поколении

18.09.2019 764 (0)
Перевод: ШАМИР Источник: «Ликутей Сихот» том 1, стр. 150-2
Необходимость изучать хасидизм в нашем поколении
Необходимость изучать хасидизм в нашем поколении

5. Те, кто возражают против изучения учения хасидизма, основывают свои утверждения, главным образом, на двух аргументах:

1) Если это необходимо, то почему этого не было раньше? Если же так много времени евреи могли обходиться без учения хасидизма, то это верный признак, что оно вовсе не так уж и нужно.

2) Хасидизм — такое учение, которое приводит к отрицательным последствиям для человека, изучающего его: показывая нереальность существования материи, оно отнимает у человека огромную часть его бытия, лишает его ощущения и реальности существования мира, и реальности его собственного существования.

6. Вот ответ на это. РАМБАМ пишет [«Восемь глав» гл. 3; см. также «Законы о верованиях» 2:1], что точно так же, как есть болезни тела и средства против них, есть заболевания души и средства против них. Из этого следует, что, рассматривая круг явлений, связанных с заболеваниями человеческого организма и средствами их излечения, можно узнать, чем может болеть душа, и научиться излечивать эти заболевания.

7. Что такое болезнь? В самом общем виде можно дать такое определение: либо организму чего-то недостает, либо какая-то его часть перестала функционировать так, как следует.

Но есть и такая болезнь, когда никакой недостачи в теле человека нет, есть даже прибыток: выросший новый кусок плоти. На первый взгляд может показаться: что плохого в том, что тело получило такой «прибыток»? Ведь от данного органа ничего не убыло! И, тем не менее, для всех очевидно, что это болезнь. Более того, иной раз это гораздо худшая болезнь, чем та, когда организму чего-либо не хватает, и это такая страшная болезнь, что ее даже не хотят называть по имени.

Выросшая часть плоти вредит тому месту в организме, где она появилась, и грозит распространиться еще дальше.

И так же, как болезнь эта отличается от всех других заболеваний, средство против нее тоже отличается от лечебных средств от прочих болезней. Лекарства от остальных болезней человек принимает внутрь, они входят в его организм и восстанавливают нормальное его функционирование. Средство же против этой болезни состоит в том, чтобы повредить и разрушить эту излишнюю часть организма, и лишь в результате этого вмешательства человек действительно выздоравливает.

Средства против этой болезни были найдены всего-навсего пару поколений назад, детальные пути их применения — еще позже, и сегодня они все еще находятся в процессе исследования.

8. Представим себе, что кто-нибудь не захочет применять эти средства, аргументируя следующим образом: во-первых, лекарственное средство должно укреплять организм, а не уничтожать даже часть его; во-вторых, раз поколения за поколениями не использовали эти средства, я не буду слушать новомодных докторов с их новомодными образами лечения, я «сам сапожник» и сам знаю, как мне себя вести: так, как вели себя испокон веков!

Каждый понимает, чего стоят такие утверждения. Потому что требование укреплять организм относится только к здоровым его частям, но ни в коем случае не к этой новой части, выросшей сама по себе. Наоборот, поскольку она не является естественной частью организма, она вредит ему и потому подлежит разрушению и уничтожению.

Когда-то болезнь эта не была столь распространена, как сегодня, поэтому и средств против нее не искали так активно, как сейчас. А главное, что в прежние времена Свыше еще не открыли возможности найти эти средства. В последнее же время, когда эта болезнь так распространилась, Всевышний, «предваряющий болезнь средством ее исцеления», сделал возможным открытие средств ее исцеления.

9. Все явления материального мира происходят от своих прообразов и «корней» в мире духовном. Так и эта болезнь, и средства против нее, появившиеся и распространившиеся именно в последних поколениях, обусловлены своими духовными прообразами, открывшимися именно в последнее время.

Ведь мы сейчас стоим перед самым приходом Машиаха, и скоро осуществится предсказание [Йов 28:3.]: «Предел положил для мрака»! И подобно тому, как перед самым рассветом тьма ночи сгущается больше всего, так и сейчас, напоследок, клипа Амалек — бессмысленная, огульная наглость и самомнение — усилилась так, как не бывало еще никогда [См. «Сота» гл. 9]. И поэтому в материальном мире тоже возникло нечто, чье существование не имеет никакого смысла и ничем не обосновано, но при этом оно стремится распространиться на весь организм человека и забирает себе все его силы, как будто оно-то одно и есть самое главное в мире.

Однако Всевышний, «предваряющий болезнь средством ее исцеления», сделал возможным открытие учения хасидизма — средства разрушения и уничтожения больной части бытия.

10. Само собой разумеется, что в одной частности эта аналогия не точна. В плане материальном — если применять средства против болезни слишком долго, они способны вызвать разрушения и в здоровых частях организма. В противоположность этому в плане духовном — можно изучать и изучать учение хасидизма, что повредит и уничтожит лишь гордыню и самомнение. Здоровой же части бытия хасидизм приносит, наоборот, только крепость и новые силы в соответствии со словами мудрецов наших [«Мехильта» гл. «Бешалах» 15:2; «Ваикра раба» 31:5; «Санедрин» 26б. См. также «Тора Ор» 67а и 109а], что Тора — «мощь и ослабление» [Йов 12:16]: ослабление животной души и укрепление мощи души Б-жественной!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):