О снах и галуте

21.12.2003 | 5006 | (3)
О снах и галуте
О снах и галуте

В начале нашей главы рассказывается о снах: о сне фараона, о сне Йосефа и о снах виночерпия и пекаря. Так как все происходит в соответствии с индивидуальным Провидением, понятно, что следствие — галут (изгнание) — имеет отношение к своей причине — сну — и подобно ей.

Во многих источниках объясняется, что сны происходят от воображения, которое может соединять и приводить в соответствие даже совершенно противоречивые образы, такие, как «слон в игольном ушке», — при условии, что видящий сон прежде думал о них.

Так и во время галута: человеку кажется, что он любит Всевышнего, но на самом деле он любит собственное тело — хотя эти два вида любви не могут быть в человеке одновременно, и подобное заблуждение может привести человека к тому, что он погрузится в жажду наслаждений и даже будет нарушать желание Всевышнего. Если после молитвы поведение человека оказывается противоположным пережитому им во время молитвы, не следует думать, что его молитва, а также и то, как он изучает Тору и исполняет заповеди, не имеют никакой ценности — это не так. В зависимости от того, насколько развито воображение человека, сны могут быть обманными и бессмысленными или истинными и пророческими.

Таким образом, сны коренятся на очень высоком уровне, хотя сам человек может этого не сознавать и служение Б-гу в таком смысле может рассматриваться как сон: оно может иметь определенные положительные качества и ценности, хотя это может быть не заметно. Источник снов, который находится на очень высоком уровне, в особенности светит в период галута.

В отношении того, как следует служить Всевышнему, это означает следующее. Божественная душа каждого еврея всегда невредима. Изучение Торы и исполнение заповедей вечны. То, что человек делает неверно, временно (ведь в конце концов каждый еврей придет к покаянию), поэтому и в тот момента это не есть нечто постоянное, подобно «пересыхающим рекам». Таким образом, зло, будучи непостоянным, не может перевесить добро. Добро всегда неприкосновенно. В этом заключается преимущество галута над периодом, когда существовал Храм: в период существования Храма светили внутренние силы души, являющиеся чем-то ограниченным.

Поэтому человек в состоянии нечистоты не имеет права входить в Храм. А во время галута светят трансцендентные силы души, они же ничем не ограничены, как сказано: «находящимся у них среди их нечистоты».

В этом содержится следующее указание. Некоторые считают, что правильно построенное служение Всевышнему предполагает последовательное продвижение от легкого к трудному и что пока человек не сделал первых шагов, нечего ему думать об уровнях более высоких. Это было бы верно, если бы у этого человека в жизни все происходило в соответствии с правильно построенным служением. Но так как мы находимся в состоянии, о котором сказано «мы были, как во сне», то можно и нужно исполнять любые формы служения Всевышнему, какие «попадаются под руку».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Микейц (другие статьи):