Три воспитательных положения

09.05.2016 1202 (0)
Перевод: Шауль Айзенберг Источник: «Ликутей Сихот» том 1, стр. 119
Три воспитательных положения
Взрослые обязаны следить за выполнением запрета детьми

В начале главы «Эмор», Тора наказывает коэнам не оскверняться мертвецами. Но говорит это Тора так: «Говори это коэнам — сыновьям Аарона — и скажи им». Эта двойная форма «говори» и «скажи» приводится для того, чтобы, как это объясняет РАШИ: «Предупредить взрослых о детях» (что взрослые обязаны следить за выполнением запрета детьми).

Это не впервые, когда Тора предупреждает взрослых о детях. Мудрецы говорят, что указание подобного рода говорится о трёх вещах: о запрете поедания насекомых, о запрете на употребление в пищу крови и о запрете осквернения коэнов.

Почему же именно на примере этих трёх запретов Тора считает необходимым подчеркнуть важность воспитания (младших)? Это потому, что в отношение этих трёх вещей воспитывающий может прийти к отчаянию, и поэтому Тора считает необходимым оказать ему поддержку.

Особенностью поедания насекомых является то, что еврейской душе это отвратительно. Особенностью употребления крови является то, что евреи были привычны к этому. Особенностью осквернения коэна [как и остальные ритуальные осквернения] является то, что это находится свыше разума и понимания.

Отсюда мы учим три важнейших правила в воспитании:

1) Когда человек сталкивается с порочными ситуациями или с грубым поведением, то он может подумать, что в такой ситуации нет никакой возможности сделать что-либо хорошее.

Тора в этом случае говорит, что даже когда речь идёт о человеке, поедающем насекомых, что означает собой, что этот человек ведёт себя совсем не по человечески, то всё равно существует обязанность воспитания такого человека и возвращения его на правильный путь.

2) Существует мнение, что воспитание может принести плоды только в том случае, когда человек ещё не привык идти по неправильному пути. Но если он уже превратил неправильное поведение в своё обычное поведение, то ничего уже не поможет и жаль приложенных усилий.

Говорит тогда Тора, что даже в случае такого поведения, как когда евреи имели обычай употреблять в пищу кровь, всё равно существует обязанность их воспитывать и правильным воспитанием изменить их привычки.

3) Есть такие, которые считают, что воспитание может подходить только к таким вещам, которые можно логически объяснить, а там, где заканчивается логика и начинается вера то воспитание бессильно. Если человек утверждает, что он не верит, то с ним уже ничего не поделаешь.

Говорит нам тогда Тора, что именно в этом случае, как осквернение коэна — вещи совершенно не поддающейся пониманию, существует обязанность воспитания, для того, чтобы научить нас, что и в вопросах веры воспитание приносит свои плоды и нет никакой необходимости опускать руки. Ведь в своём сердце каждый еврей он верующий и правильное воспитание только помогает ему раскрыть эту веру в глубине своей души.

* * *

Когда Тора заповедует нам что-либо, это означает, что эта вещь не только возможна для осуществления, но и само указание даёт нам силы для выполнения этого. Всевышний не требует от человека невозможного. Поэтому, если Он требует что-либо, то одновременно с этим, Он даёт силы для исполнения Своего указания.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Эмор (другие статьи):