Ад — это духовное место, где души грешников осуждаются после их смерти. Цель Ада — не отомстить грешникам, а (как и все наказания Торы) во благо души — очистить ее, возвысить и позволить ей войти в Эдемский сад (Рай). Ад — это не наказание, а следствие поведения человека.
Два вида Ада
В главе 8 книги «Тания» Алтер Ребе объясняет, что есть различные виды наказания за разные грехи. Для того, чтобы очистить душу от ее стремления к незапрещенным вещам (как пустословие), достаточно пройти «метание из пращи», но чтобы очиститься от реальных грехов надо спуститься в Ад.
Так как в общем есть два вида грехов, есть два вида Ада (см. «Ликутей Тора» АРИЗАЛа в начале гл. «Шмот»), каждый из которых соответствует виду греха. Другими словами, как в материальном смысле есть грязь, которая удаляется огнем (который может сжечь грязь, проникающую глубоко) и есть грязь, которую можно очистить водой, — так и в очищении души.
Есть огненный Ад — наказание за нарушение запретов — который нагревает грешника. Есть снежный Ад — наказание за нарушение повелений — который охлаждает грешника (который хладнокровно сидел и ничего не делал).
В будущем Ад закроется
Сказали мудрецы (трактат «Недарим» 8б), что в будущем Святой, Благословен Он, удалит Солнце из его «оболочки», и праведники будут исцелены им, а нечестивцы будут наказаны им. Праведники будут исцелены ею, как сказано (Малахи 3:20): «И засияет вам, боящиеся имени Моего, солнце спасения, и исцеление — в крыльях его»; и более того, они не только исцелятся от него, но даже омолодятся, как сказано: «И вы выйдете и будете прыгать, как откормленные телята в стойле».
Объясняет Цемах-Цедек, что «оболочка» Солнца это Имя Всевышнего, которое скрывает (см. «Врата единства и веры» гл. 4). Всего у Имени Всевышнего есть 120 комбинаций, а нечистые оболочки получают питание от 48 последних комбинаций. Сегодня происходит привлечение тепла, как сказано («Берейшит» 9:18): «А Хам — отец Кнаана». Имя «Хам» (что значит также «тепло») равно 48. Но в грядущем будущем теплу похоти не от чего будет питаться, ибо Всевышний «обрежет» наши сердца в уникальности Своего Имени и оболочки будут сняты.
То есть в будущем Высшее Единство откроется, а это само по себе вызовет две вещи: корень оболочек будет упразднен и в Аде уже не будет необходимости (как пишет Алтер Ребе в «Тора Ор» на слова «Не будет обездетевшей»), а с другой стороны, праведники будут «исцелены этим» — они будут наслаждаться и восхищаться откровением Б-га.
В субботу Ад не работает
Полная отмена Ада произойдет только в будущем, но в деталях и в служении Всевыщнему это существует и сегодня — в субботу (см. трактаты Алтер Ребе «Дварим» том 3, стр. 1118).
И объяснение в том, что суббота — это подъем миров, сфера королевства (которая в течение всей недели спускается, чтобы оживить миры). То есть, благодаря процессу очищения еды и питья во время субботних трапез и всех физических удовольствий (совершенных в течение недели), происходит подъем в субботу. При этом отменяются указы и «Ад не правит» (см. трактаты Мителер Ребе «Врата веры» 78а).
Семь кругов Ада
В трактате «Эрувин» (19а) сказано, что у Ада есть семь названий: 1) Преисподня («Шеол»); 2) Погибель («Авадон»); 3) Могила («Беэр-Шахат»); 4) Ужасный ров («Бор-Шаон»); 5) Трясина глины («Тит а-Явен»); 6) Тень смертная («Цалмавет»); 7) Подземный мир («Эрец а-Тахтит»).
Для каждого из названий есть соответствующий стих в Торе: 1) «Из чрева преисподней возопил я — услышал Ты голос мой» (Йона 2:3); 2) «Разве расскажут… о верности Твоей — в погибели?» (Псалмы 88:12); 3) «Ибо не оставишь Ты душу мою для преисподней, не дашь (душе) благочестивого Своего увидеть могилу» (Псалмы 16:10); 4-5) «И Он поднял меня из ужасного рва… из трясины глины» (Псалмы 40:3); 6) «Сидящие во тьме и тени смертной» (Псалмы 107:10); 7) А что касается Подземного мира, то по традиции известно, что это его название.
В некоторых местах книги «Зоар» сказано, что речь идет не о разных названиях одной и той же реальности, а о семи разных кругов. В учении хасидизма этот вопрос упоминается очень редко, да и то лишь вскользь и без каких-либо пояснений.
Страдания как замена Ада
Человек должен быть очень счастлив, принимая страдания, потому что нет никакого сравнения между страданиями здесь, в этом мире, и страданиями в мире ином. РАМБАН пишет (в предисловии к книге Йова), что лучше человеку вынести семьдесят лет мучений Йова в этом мире, чем один час мучений в Аду.
Причина, по которой страдания в этом мире искупают наказания в Аду, заключается в том, что, подобно солнечному свету, сияющему на земле, каждое малейшее передвижением тени на земле предполагает передвижение сферы Солнца в небе на огромное расстояние из-за его размеров. Так и небольшими страданиями в этом мире человек спасен от тяжких страданий в мире грядущем (см. «Послание о раскаянии» Алтер Ребе в гл. 12).