Употребление в пищу в ночь Песаха мяса, пожаренного на огне

30.03.2020 250 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух а-Рав» гл. 476
Употребление в пищу в ночь Песаха мяса, пожаренного на огне
Употребление в пищу в ночь Песаха мяса, пожаренного на огне

1) В местности, где существует обычай в ночь Песаха есть мясо, поджаренное на огне — его едят. Однако что касается местности, где нет такого обычая из-за опасения, что люди скажут, что это мясо пасхального жертвоприношения — запрещено им менять свой обычай. И также потомкам этих людей запрещено менять обычай предков. Тому, кто приходит в такую местность из местности, где это разрешено — запрещено есть (в ночь Песаха мясо, поджаренное на огне), и см. главу 468. В этих странах сложился обычай не есть (в ночь Песаха мяса, поджаренное на огне).

2) Во всех местах запрещено есть в эту ночь козлят, которые называются «гдаим а-мекуласин» (слово «мекулас» означает «вооружённый», (и применимо в этом случае) поскольку при данном виде жарки ноги и кишки козлёнка располагаются над его головой или сбоку. И это подобно вооруженному воину, на котором сверху одет медный шлем, а оружие расположено сбоку). То есть речь идёт о козлёнке или ягнёнке, которого жарят целиком («голова его с ногами и внутренности его»), и при этом все его органы на месте. Такой вид жарки похож на жарку пасхального жертвоприношения, которое жарили целиком и полностью (а его ноги и кишки висели снаружи его), и это выглядит как-будто человек ест пасхальное жертвоприношение вне (положенного для этого места).

Однако, если человек пожарил его на огне в разделанном виде или же даже целиком, но некий орган был отрублен перед жаркой, или же один из органов, будучи присоединенным, был сварен а потом зажарен вместе с животным целиком — поскольку это не похоже на то, как готовили пасхальное жертвоприношение, то это разрешено в той местности, где есть обычай есть в эту ночь мясо, приготовленное на огне.

3) Даже мясо тельца или птицы, (то есть того), из чего не приносилось пасхальное жертвоприношение, и также всякая вещь, для которой требуется шхита — запрещено есть приготовленным на открытом огне в той местности, где нет такого обычая, поскольку люди могут ошибиться в отношении разных видов жареного мяса и подумать, что разрешено и жареное (на огне) мясо козлёнка или ягнёнка, поскольку все это — виды мяса.

Однако, что касается того, для чего не требуется шхита, например рыба или яйца — разрешено их есть если они были приготовлены на огне, поскольку они не похожи на мясо и в их отношении невозможно допустить ошибку.

4) Мясо, приготовленное посредством жарки в кастрюле в собственном соку без участия какой-либо другой жидкости («цли кедар») — несмотря на то, что оно (по способу приготовления) непохоже на мясо пасхального жертвоприношения, ведь пасхальное жертвоприношение, которое было приготовлено вышеописанным способом в кастрюле — негодно. Тем не менее, в местности, где есть обычай не есть мясо жареное на огне, следует запретить и его (то есть, мясо, жареное в кастрюле) по причине того, что у наблюдателя со стороны может сложиться неправильное представление, на основании которого могут (по ошибке) разрешить и мясо, приготовленное на огне. И по этой же причине следует запретить делать жарку мяса в кастрюле даже если до этого его сварили в воде.

Однако, если речь идёт о человеке, который немного болен, можно в отношении этого облегчить, поскольку есть мнение, согласно которому разрешено есть мясо, поджаренное в кастрюле в собственном соку.

Если же мясо сначала поджарили, даже на открытом огне, а затем сварили — это разрешено, поскольку варка аннулирует жарку, и пасхальное жертвоприношение, приготовленное таким образом, негодно.

5) Необходимо следить за тем, чтобы не переедать на этой трапезе, чтобы не возникла ситуация, при которой придётся есть афикоман через силу, то есть без желания его есть, поскольку это не считается исполнением заповеди лучшим образом, ведь несмотря на то, что афикоман едят в память о пасхальном жертвоприношении, которое ели в конце трапезы на сытый желудок, тем не менее, необходимо, чтобы у человека было хоть немного желания в отношении приёма пищи. Однако, когда у человека нет желания есть, это называется употреблением пищи через силу и не считается исполнением заповеди лучшим образом; тем не менее, в данном случае заповедь считается исполненной.

Если же человек сыт настолько, что испытывает к пище отвращение, то несмотря на то, что он себя пересиливает, он не исполняет заповедь таким приёмом пищи, поскольку это не называется приёмом пищи вообще, как объясняется в главе 612.

6) В ряде мест существует обычай во время трапезы есть яйца в знак скорби о разрушении храма, ведь когда он стоял, приносилось пасхальное жертвоприношение, которое съедалось в эту ночь. Теперь же, когда у нас нет пасхального жертвоприношения, мы скорбим об этом. По этой же причине яйца едят и во вторую ночь Песаха.

7) У некоторых есть обычай не есть в эту ночь никакой пищи, которую окунули в жидкость кроме двух видов, а именно того, что окунают до того, как произносят Агаду, и марор, который окунают в харосет, чтобы было заметно, что два этих окунания пищи — во имя заповеди.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » «Шулхан Арух» (другие статьи):