СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 22:36

Тора и человек: суть покрытия свитка Торы

Тора и человек сравниваются в разных областях, начиная с того, что человек и Тора состоят из тела и души. У человека есть 248 органов и 365 жил, а Тора даёт нам указания с помощью 248 повелений и 365 запретов...

Источник: «Ликутей Сихот» том 23, стр. 164-172 Сокращенный перевод:Шолем Лугов 17.06.2019 2774 мин.

«Вот учение — человек»

Одно из мест, в котором Тора сравнивается с человеком — на что намекают слова в нашей главе («Хукат» 19:14): «Вот учение, человек...» — это окончание трактата Талмуда «Мегила».

Вообще, Тора и человек сравниваются в разных областях, начиная с того, что человек и Тора состоят из тела и души. У человека есть 248 органов и 365 жил (кровеносных сосудов), а Тора даёт нам указания с помощью 248 повелений и 365 запретов...

После слов «Вот учение, человек...» есть продолжение «...человек умрет в шатре». Наподобие этому, в трактате «Мегила» проявляется связь между человеком и Торой: «Сказал р. Парнах... каждый, кто держит непокрытый свиток Торы [держит свиток голыми руками, без покрытия], будет похоронен непокрытым [обнаженным]».

Более того: как в Торе идёт речь не только о самой смерти, а ещё и о законах ритуальной нечистоты, так в соответствии с этим руки держащего непокрытый свиток Торы становятся нечистыми...

В данном отрывке из Талмуда есть новшество касательно непокрытого Свитка Торы с его покрывалом и Торы с заповедями по отношению к человеку.

Держит непокрытый свиток Торы...

В конце трактата «Мегила» говорится: «Сказал р. Парнах от имени р. Йоханана, что каждый, кто держит непокрытый свиток Торы, будет похоронен непокрытым. Но разве может прийти в голову, что он [действительно] будет похоронен обнаженным? Тогда мы скажем, что [это метафора] — он будет без заповедей. Но разве может прийти в голову, что он [действительно] будет без заповедей? Сказал Абайе, что [имеется в виду] без той заповеди».

В конце трактата «Мегила»
В конце трактата «Мегила»

Очевидно, что даже предположения Талмуда логичны и понятны нашим разумом... Поэтому следует разобраться, в чем смысл этого наказания за то, что человек держит Тору без покрытия?

Похоронен обнаженным — результат, а не только наказание

По простому можно сказать, что захоронение человека обнаженным является не обычным наказанием, а следствием его проступка. Это наказание мера за меру. Человек сравнивается со свитком Торы, как сказано в Талмуде («Шабат» 105б, «Моэд катан» 25а): «Если человек стоит возле умирающего в момент его кончины, он должен разорвать одежды. На что это похоже? На свиток Торы, который сгорел». Поэтому когда человек держит непокрытый свиток Торы, его хоронят без одежды в буквальном смысле — обнаженным.

Но Талмуд отрицает эту возможность: «Разве может прийти в голову, что он [действительно] будет обнаженным?» Это ведь наказание только для тела, а сравнение человека со свитком Торы главным образом связано с душой. Поэтому наказание за это должно быть для души, а не для тела.

Поэтому сказано в Талмуде, что он будет [похоронен] без заповедей, ведь это действительно является наказанием мера за меру: из-за того, что человек держал непокрытый свиток Торы, ему следует наказание быть похороненным без заповедей — это наказание для души.

Поэтому спрашивает Талмуд: «Разве может прийти в голову, что он [действительно] будет без заповедей?» И приводит другое мнение: «Сказал Абайе, что [имеется в виду] без той заповеди».

Но это объяснение не очень приемлемое. Если в первом случае была трудность в том, что наказание «похоронен открытым» связано только с телом и не является наказанием для души, которая используется в сравнении человека со свитком Торы, то тогда в Талмуде следовало бы задать вопрос со словом «похоронен» («разве может прийти в голову, что он будет похоронен обнаженным»?), ведь на этом основывается основной вопрос. Но из продолжения обсуждения в Талмуде видно, что здесь нет вопроса кого наказывают — тело или душу, а речь идёт о смысле слова «открытый» — о сути наказания.

Без той самой заповеди...

О какой «той самой» заповеди идёт речь? Авторы «Тосафот» приводят мнение, что это заповедь держать свиток Торы, а р. Ицхак бен Ашер полагает, что речь идёт о той заповеди, которую человек совершал со свитком в то время (читал, сворачивал, проверял).

Три способа понять суть покрытия свитка Торы

Три разные мнения по поводу смысла слов «похоронен открытым» обсуждают смысл покрытия свитка Торы:

1) Покрытие не имеет отношения к самому свитку Торы. Это дополнительная вещь, которая нужна для того, чтобы человек мог держать Тору уважительным образом.

2) Покрытие нужно не только для того, чтобы человек мог держать свиток Торы, а оно имеет самостоятельную ценность и добавляет уважения самой Торе. Проявление уважения к свитку требует наличия покрытия. Оно имеет отношение не к субъекту (человеку, который держит Тору), а к объекту (самому свитку).

Ещё следует обсудить: отрицательная ли это вещь — неуважение держать Тору голыми руками, либо положительная — покрывало добавляет уважения к Торе.

3) Покрывало добавляет не только уважение к Торе, но и оно связано по своей сути со свитком и его святостью. Как свиток Торы следует писать на листах, так и при ней должно быть покрывало. И оно становится частью свитка.

Три мнения в Талмуде в соответствии тремя способами

Теперь мы можем понять смысл трёх мнений в Талмуде:

1) По первому мнению, когда его «хоронят открытым» в буквальном смысле — без одежды, имеется в виду, что покрытие является второстепенным по отношению к свитку Торы, его «одеждой». Поэтому за проступок «держащего Свиток Торы» наказывают тем, что отнимают от него одежду, которая служит либо для окружающих, либо для покрытия наготы человека.

2) По второму мнению, когда «его хоронят без заповедей», имеется в виду, что покрытие связано с самим свитком Торы. Поэтому наказанием «держащему свиток Торы голыми руками» является то, что его хоронят без заповедей, так как заповеди служат «одеждами» души человека и Торы. Они являются не чем-то второстепенным, а связаны с самой Торой: суть Торы заключается в изучении законов исполнения заповедей, которые являются «одеждами», с помощью которых исполняются заповеди Торы. Это справедливо в отношении человека, который изучает Тору — он сравнивается с Торой, как сказано «вот Тора, человек...», как было сказано выше, что одежды Торы это ее заповеди.

3) В соответствии с ответом Абайе, что «его хоронят без той заповеди», можно провести параллель с третьим смыслом, когда покрытие не является чем-то самостоятельным, но связанным со свитком Торы, а это часть самого свитка.

По этому мнению, наказание не заключается в том, что у человека отбирают просто заповеди, ведь заповеди — это «одежды», нечто постороннее по отношению к человеку и Торе.

Наказание в том, что у этого человека отбирают ту самую заповедь, он теряет заслугу исполнения этой самой заповеди, как покрытие является частью самого свитка Торы.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter