СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 18:55

Иррациональность и антисемитизм

Мы видели, до какой степени одержимость накоплением богатства заставляла и продолжает заставлять людей совершать самые иррациональные и аморальные поступки.

Перевод:Д. Беляев 05.02.2023 934 мин.

Одни ненавидящие евреев не могут мириться с тем, что евреи не такие, как все, а другие ненавидящие евреев не могут мириться с тем, что евреи похожи на других.

Когда фараон передумал и решил преследовать только что освобожденный еврейский народ, Тора рассказывает, как он готовился к этому преследованию: «И запряг он колесницу свою, и народ свой взял с собою».

Сила ненависти

Мидраш отмечает, что фараон запряг свою собственную колесницу. Это указывает на его лютую ненависть к народу Израиля. Сказал рабби Шимон бен Йохай: «Любовь нарушает правило нормального поведения, а ненависть разрушает правило нормального поведения».

Чтобы доказать первое правило, мидраш приводит стих, в котором говорится, что Авраам сам оседлал своего осла на пути к связыванию Ицхака, хотя у него было множество слуг, которые могли бы сделать это за него. Чтобы доказать второе правило, мидраш приводит два примера ненависти, которая разрушает нормальное поведение. Первая цитата относится к Биламу, языческому пророку, который оседлал собственную ослицу, чтобы проклясть еврейский народ. Вторая цитата относится к фараону, который, несмотря на то, что был властным монархом с многочисленными прислужниками, запряг собственную колесницу, чтобы преследовать евреев.

Собственное желание Билама и фараона нанести вред еврейскому народу обусловлено их иррациональной ненавистью, тогда как поступок Авраама, оседлавшего собственного осла, свидетельствует о его иррациональной любви (точнее, любви выше понимания разума) к Б-гу.

Разница между фараоном и Биламом

Ребе («Ликутей Сихот», том 28, стр. 162) сравнивает слова мидраша о фараоне со словами РАШИ, который приводит слова про то, как Билам оседлал свою ослицу, как единственный пример в ТАНАХе подобного проявления ненависти, разрушающего нормальное и рациональное поведение. Ребе объясняет, что РАШИ по-другому трактует личное участие фараона и утверждает, что между поведением Билама и фараона существует фундаментальное различие. Билам был пропитан глубочайшей и лютой ненавистью к еврейскому народу. Фараон же, иначе, хотел убедить свой народ присоединиться к нему в преследовании евреев, чтобы вернуть национальное богатство, которое, по его мнению, было отнято у египтян. Поведение фараона было мотивировано не столько ненавистью, сколько гордыней и жадностью в сочетании с сильным желанием, чтобы его подданные присоединились к преследованию спасающихся бегством евреев.

Тот факт, что фараон нарушил установленные нормы, например, подготовив собственную колесницу, руководствуясь соображениями выгоды, дает нам важный урок, касающийся общей иррациональности антисемитизма и чрезмерного стремления к материальным благам.

Мы видели, до какой степени одержимость накоплением богатства заставляла и продолжает заставлять людей совершать самые иррациональные и аморальные поступки. Сколько раз мы слышали о людях, которые убили супруга, чтобы получить страховую компенсацию? Это, конечно, крайний пример, но он символизирует иррациональность, связанную с неконтролируемым стремлением к богатству.

Взаимосвязь

Можно предположить, что примеры иррациональности, представленные фараоном и Биламом, взаимосвязаны. Сколько раз мы сталкивались с антисемитским утверждением, что евреев одолевает неестественное стремление к богатству? Постоянные обвинения в адрес евреев, когда экономика идет на спад, — очень знакомый антисемитский прием.

Что связывает эти два, казалось бы, несопоставимых иррациональных поведения?

Возможно, мы найдем ответ, если попытаемся глубже понять силу материального богатства.

Цель нисхождения души в физический мир в физическое тело заключается не только в том, чтобы иметь возможность служить Б-гу своей духовной составляющей. Душа была гораздо более восприимчива к проявлениям Б-жественности до того как она облеклась в тело и попала в физический мир. Тело ограничивает душу рамками, которые не позволяют ей полностью проявить свой духовный потенциал. Даже если душа освободиться от рамок телесности, стремление души к Б-гу в теле не сравнится с совершенством души до того, как она вошла в это тело. Почему же тогда Б-г взял чистую и совершенную душу только для того, чтобы облечь ее в ограничения?

Ответ на этот вопрос объясняется в традиционной книге по учению хасидизма «Тания», согласно которой душа спустилась в этот духовно несовершенный мир, чтобы возвысить материальное и физическое, высвободив заложенные в этом мире Б-жественные искры. Мы осуществляем это, когда используем физический мир в высших целях.

Наше взаимодействие с физическим миром можно в каком-то роде сравнить с бизнес-сделками. В бизнесе человек вкладывает деньги, чтобы получить прибыль. Торговец продает свой товар, чтобы получить сумму, превышающую вложенные средства. По сути, то, как Тора хочет, чтобы еврей относился к миру, похоже на то, как капиталист относится к физическому миру. Разница в том, что капиталист стремится к большему материальному богатству, а еврей стремится к духовной пользе и гораздо меньше заботится о материальной выгоде.

Теперь мы можем увидеть взаимосвязь между евреем и бизнесменом: оба они стремятся получить прибыль. Разница заключается в том, что подразумевается под понятием «прибыль».

Поскольку прибыль, получаемая при выполнении заповеди, не поддается описанию, человек, который следует примеру Авраама, будет действовать иррационально, или выше понимания разума, в погоне за этой заповедью. Его можно сравнить с бизнесменом, который стремится получить многомиллионную прибыль и будет из кожи вон лезть, чтобы достичь этой цели. Как мы можем видеть во многих случаях, люди часто идут на крайне рискованное поведение, чтобы заработать больше денег.

Понимание модели деловой активности еврея в физическом мире позволяет пролить свет на истоки одной из форм ненависти к евреям. Сознательно или подсознательно ненавидящий евреев воспринимает их как людей, занимающихся обманом и воровством. Пока еврей не вступил в дело, все могут участвовать в честном и равном соревновании. Истина в этом убеждении заключается в том, что когда мы следуем Торе и используем материальный мир для высшей цели, мы как бы «похищаем» материальную составляющую мира, и преобразуем её в духовную, получая духовную пользу. Антисемит чувствует, что в этом смысле он не в состоянии конкурировать с евреями.

И наоборот, если еврей погряз в материальности и занимается бизнесом без какой-либо высшей цели, это также вызывает антисемитские чувства в силу противоположной причины. Антисемиты подсознательно ощущают то, что еврей не выполняет своего предназначения и ведет бизнес не по-еврейски, для чего он не был создан Всевышним. Антисемит чувствует, что еврей должен преобразовывать мир, а не следовать ему.

Один ненавистник не может смириться с тем, что еврей другой, а другой не может смириться с тем, что еврей похож на него. В любом случае, ненависть проистекает из зависти к еврею в его отношениях с капиталистическим обществом и участии в нем.

Достичь положительного эффекта можно через принятие «противоядия» от иррационального злого поведения — поступать сверхрационально или преобразовывать рациональность в позитивное поведение.

Действительно, одна из особенностей Мошиаха и эпохи Мошиаха заключается в том, что мы освободимся от всех ограничений. Наш способ подготовится к этой величайшей эпохе — делать положительные нестандартные действия по отношению к Б-гу и к нашим ближним. Источник: Irrationality and Anti-Semitism

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter