«Смотрите, ибо дал вам Б-г субботу

04.02.2010 4359 (0)
Свободный перевод: Эстер Кей Источник: «Ликутей Тора» гл. «Бешалах»
«Смотрите, ибо дал вам Б-г субботу
«Смотрите, ибо дал вам Б-г субботу

«Смотрите, ибо дал вам Б-г субботу». И написано в Мидраше Теилим, что за выражение «Смотрите?» — Сказал р. Ицхак — все, связанное с субботой, — удвоено. (Приношение омера — удвоенное. Два омера за раз. Жертвоприношение двойное — а в день субботний две овцы. Остережение удвоенное — помни и храни. И в Больших Мидрашах на 25 предложение «Бешалах» сказано, что суббота равнозначна всем заповедям вместе. И то же в Иерусалимском Талмуде в конце главы 3 трактата «Обеты»).

И вот надо бы разобраться, почему в субботу сказано «Освяти нас заповедью своей» в стиле просьбы — как бы на будущее. А в обычные дни мы благословляем иначе, и на прочие заповеди мы произносим: «Который освятил нас заповедями своими», в прошедшем времени, то есть уже освятил, как свершившийся факт.

Но это станет понятно, когда мы предварим этому такую идею — Тора и заповедь названы дорогой, дорогой или путем Г-спода. Пути ее — пути приятные.

И вот, написано, что буквы «Юд» и «Эй» из имени Всевышнего — оплот миров.

Как известно, мир Будущий сотворен с помощью буквы «Юд». И как это, спрашивается, понимать — разве в таких горних высотах могут быть буквы, то есть формы или знаки, — буква «Юд», творившая будущий мир? Нет ведь там ничего материального, никаких форм (упаси Г-сподь предположить такое).

Но только вот известно, что мир этот сотворен десятью Речениями. А их источником и корнем являются 10 заповедей в том виде, как они представлены в «Хохме» (первичном озарении), «Твуне» (детальном постижении) и «Даат» (реализованном понимании). Но и это лишь с тем, чтоб светить только посредством утаений великих. Потому что Он, Благословенный, на самом деле премного выше вознесен над понятиями «Хохма», «Твуна» и так далее. И как сказано о Его непостижимости…

И Он над всеми «Сфирот», не исчерпывается никакими атрибутами. И нет параметров определения Его никакими излученными Им или сотворенными существами, по сравнению с Его сущностью. Даже в большей мере эти параметры отсутствуют, нежели при попытке сравнить материальную вещь с явлением духовного порядка.

А сказано, что мир строится добродетелью, то есть творению предшествует поднятие женских вод, что в Десяти заповедях, (как объяснено в «Ликутей Тора» на Песнь Песней о коне моем и колеснице моей).

И вот написано, ибо с Тобой источник жизни. Объясним.

Насчет Мира воздаяния и то, как души наслаждаются отсветом Шхины — так ведь это в соответствии с тем, что они (при жизни — прим. пер.) постигли в Божественном, а если не было никакого постижения, то нет и наслаждения сиянием, как понятно по логике вещей.

А значит, есть тут некая пропорция, в соответствии с которой дается это наслаждение высочайшее и Божественное и ощущение это можно считать чувственным («мамаш»)…

Итак, мы с вами прочли начало книги «Ликутей Тора». Мы увидели, что Алтер Ребе задает сначала ряд вопросов. Давайте вычленим сейчас только заданные вопросы.

1. «Смотри — дал Б-г вам субботу», на что смотреть, на что обращают наше внимание?

2. Почему в субботней молитве говорится «Освяти нас заповедью Твоей»?

3. Как может считаться мир будущего сотворенным с помощью буквы «Юд», имеющей определенную форму начертания?

Обращайтесь к наставнику или раввину, чтобы проверить свое понимание того, как отвечает текст на эти вопросы, так как наше понимание переводной эзотерической литературы не всегда полностью соответствует истинному намерению автора, являвшегося праведником такого уровня, к которому вряд ли можно приблизиться или даже понять, насколько эта дистанция велика…

Итак, наступает момент, когда высшее божественное наслаждение проникает в органы чувств, становится ощутимым, и тем самым его можно выделить в категорию «йеш», то есть это ощущение все же отдельно, оно идентифицировано, хоть и божественно, но не слитно с Б-гом целиком, а доступно восприятию личности. И об этом написано (в Мишлей, Притчах Шломо) — «Наделить уделом любящих „йеш“», то есть стих говорит о тех, кто соответствует именно этому уровню, когда награда ощущается, она соизмерима с заданным критерием, как написано в другом месте.

А по правде говоря, эта раскрытие Высшего наслаждения, которое настолько спускается, что нисходит до градации, — невозможным было бы без категории очень большого сжатия и утаения, если соотнести раскрытие с Сущностью Эманации, откуда это наслаждение проистекает.

И об этом-то сказано «Ибо с Тобой источник жизни». Самый исходный уровень неисследим, непостижим, он с Тобой, то есть он при Тебе, по-прежнему включен в Тебя, этот источник всех наслаждений и всей жизни. И нету этому раскрытию наслаждения, который притягивается к душам, никакой ценности в сравнении с категорией исходной Эманации (в нашей терминологии она выражена словами «с Тобой»).

И здесь — ответ на вопрос о том, почему и как это может быть, что Мир Воздаяния был сотворен с помощью буквы «Юд». Ибо форма начертания этой буквы показывает на максимальное сокращение. Ведь она — маленькая точечка с закруглением. Так что это — модель, показывающая, каким образом происходит притягивание наслаждения к душам, каким способом оно из состояния полного утаения переходит в состояние раскрытия, служащего и как функция дарования жизни миру, и как функция наслаждения для душ. И в этой модели заключены все детали и все детали деталей тех наслаждений, которые являются уделом душ в Ган Эдене, и вот почему тот мир сотворен буквой «Юд».

А в другом месте объяснено, что любое привлечение Свыше происходит за счет имени «Авайе», и вот как это конкретно выражается — «Юд» (первая буква этого имени в его настоящем написании — прим. пер.) означает сокращение, или сжатие, далее — первая «Эй» — распространение, «Вав» — притягивание, и т.д.

С буквы «Юд» начался процесс, так как только в случае сокращения божественного света, бесконечного, являющегося источником жизни, станет возможно его распространение, то есть он будет получен реципиентом, как об этом написано в «Тора Ор», на конец главы «Лех Леха» во фрагменте, начинающемся словами «Жена твоя, Сарай». И это не такое сжатие, которое равносильно полному утаению Света, а некоторое количественное и качественное сокращение, которое позволяет, скажем, учителю передать знание ученику в приемлемой на его уровне форме — коротко и ясно. И таким же образом в Письменной Торе даются короткие намеки на то, что будет позднее расширено и растолковано Торой Устной, почему и названа Письменная Тора поучением отцовским. В то время, как Устная Тора — наставление матери.

Эта конспективность Письменной Торы потому соотнесена с мужским аспектом, что капля семени отца содержит в себе весь потенциал 248 членов тела зародыша сына. И эта краткая, сокращенная, конспективная форма выражения содержания имеет отношение к букве «Юд». А потом из этого конспекта появляется развернутая форма, подобно тому, как из Торы Письменной вышла Тора Устная с ее большим объемом информации, неохватной широтой и т.п. И как об этом написано в «Биурей а-Зоар» на главу «Ахарей» стр. 79 второй столбец — «Принесите за меня жертву». Значит, оправданно сказать, что Мир Воздаяния сотворен буквой «Юд», так как тот мир определен величиной постижения, объемом постигнутого, а само это постижение связано с категорией буквы «Эй», истоком и корнем которой является «Юд».

«Черна я и красива»,— сказано о так называемом черном огне, и это также имеет отношение к сотворению Мира Воздаяния с помощью буквы «Юд» (см. там).

А почему же сказано «Юд и Эй — оплот миров»? Потому что это показывает, что из буквы «Юд» происходят дальнейшие ступени и детали (этого процесса, от «Юд» — к «Эй», то есть от конспективной форме к развернутой и т.д. — прим. пер.)

А именно — от буквы «Юд» проистекают все детали наслаждений для душ в Мире Воздаяния, а от «Эй» — все детали и частности бытия сотворенных, что внизу, как написано При сотворении — «БэИбарам» — легкая перестановка букв превращает это выражение в другое «Б-Эй-барам», что означает «С помощью буквы „Эй“ сотворил их».) См. об этом в «Игерет а-Тшува» в отрывке, начинающемся со слов «И сделал Давид имя»)

И в книге «Тора Ор» на главу Лех Леха в отрывке, начинающемся словами «Сарай, жена твоя и т.д.» и именем ее является Сара, коль скоро ей (на этом этапе — прим. пер.) подобает деторождение, у нее забирают силу сокращения и утаения, что в букве «Юд» ее имени, и дают ей букву «Эй», являющуюся категорией распространения, но

это распространение — за счет предшествовавшего ему сжатия и утаения, и так это обстоит при проникновении Света Эйн Соф в мир Ацилут, которое осуществляется посредством буквы «Юд», то есть силой сокращения, но при всем том (проецируясь в наш нижний мир — прим. пер.) модель оказывается перевернутой, и категория буквы «Юд» уже представлена тьмой и полным утаением и т.д. Буква же «Эй» делает Сару категорией Малхут, дающей свет мирам Брия, Йецира и Асия. И это полная противоположность сжатию, так как если бы было там утаение света, то наступила бы темнота и полное сокрытие и т. п.

И смотри по поводу главы «Когда выйдешь на войну» там же, в комментарии, о подобном явлении, когда говорится о волосах (взятой евреем в ходе войны нееврейской) женщины, что ей надо остричь волосы… И волосы у женщины замужней — срам. А духовный прообраз, корень, волос Наверху — очень высок и свят. И о «назире» сказано — что свят будет отпускающий волосы.

А почему волосы женщины считаются срамом — так как в них есть категория сжатия и утаения света. И сейчас станет понятно, почему наш мир создан буквой «Эй», и будет ясно, почему надо продолжать тенденцию распространения света и святости в нашем мире, не позволяя (системе) вернуться в режим тьмы и сокрытия. И чтобы происходило распространение света и раскрытие божественности и т.д.) Итак, при сотворении миров из ничего, именно миров, то есть всей системы Брия — Йецира — Асия, а не только нашего темного мира, миров, которые ограничены рамками, и верхних структур, которые в категории ограниченности и в пределах постижения, и т.д. И нет разницы между «Юд» и «Эй», разве только буква «Юд» творила мира утаенные, — например, мир Воздаяния, в котором наслаждаются отсветом Шхины и т.п. — буквой «Эй» сотворен этот мир, мир явный. Иначе выражаясь, ЭТОТ мир.

А почему он так назван — потому что есть в нем категория раскрытия и можно указать пальцем на реальность, как бы говоря «Это». И категория раскрытия носит название «Этот». (И еще потому он так назван, что в Экклезиасте, «Коэлет» 7:14, сказано: «это напротив того сотворил Всевышний», то есть одно в противоположность другому). И в нашем мире есть две смешанные реальности, а именно — божественная душа и витальная душа, то есть облечение божественной души в «змеиную шкурку» — иначе говоря, тело. И две эти противоположности соединены в реальности этого мира, на что и указывает слово «этот».

И поэтому написано: «Сегодня — выполнять», то есть привлекать эту категорию, как сказано: «Вот мой Б-г и Его превознесу», зато в мире Будущем уже не будет ни приобретения заслуг, ни штрафных очков. И об этом в трактате Шабат глава — 23 стр. 151 столбец 2.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Бешалах (другие статьи):