Дерево и его плоды или Тайный смысл запрета «орла»

Источник: «Ликутей Сихот» том 22, стр. 118-120
27.04.2014 | 5152 | (2)
Дерево и его плоды или Тайный смысл запрета «орла»
Дерево и его плоды или Тайный смысл запрета «орла»

В нашей недельной главе Торы (19:23) приводится запрет пользоваться плодами дерева в течение первых трех лет после его посадки («орла»): «И когда придете в ту страну и посадите любое плодовое дерево, то не ешьте три года его плодов — три года запретны они для вас; а в год четвертый будут все плоды этого дерева — святыня во славу Г-споду. На пятый же год ешьте все его плоды, чтобы сделать богаче ваш урожай. Я — Г-сподь, Б-г ваш!»

В отношении этого есть два аспекта — запрет, относящийся к объекту действия (плоду дерева), и запрет, относящийся к субъекту (человеку).

Идея запрета объекта заключается в том, что он получает жизненную силу от трех нечистых оболочек и, поэтому запрещен для использования. Этот запрет является вечным.

Идея же запрета субъекта, заключается в том, что он получает жизненную силу от нейтральной оболочки, которая может подняться к святости. Поэтому сам объект является разрешенным, но человеку запрещено есть его и т.п.

Плоды «орла» относятся к запрету объекта, так согласно объяснению Алтер Ребе в книге «Тания» их жизненная сила возникает от трех нечистых оболочек.

Ребе Король Мошиах задает такой вопрос: если само дерево является разрешенным и его плоды получают свою жизненную силу от него самого, то как может быть, что само дерево разрешено, а его плоды запрещены?

Ведь если бы плоды дерева были всегда запрещены, можно было бы объяснить, что та часть, от которой плоды получают свою жизненную силу, относится к трем нечистым оболочкам. Но так как после трех лет плоды становятся разрешенными, то выходит, что также и эта часть дерева не связана с тремя нечистыми оболочкам. Тогда почему плоды «орла» относятся к запрету объекта?

Для того, чтобы понять это, нужно привести слова Алтер Ребе в книге «Тания» (гл. 6, в конце) по поводу «видов запрещенной растительной пищи, как „орла“…» — что их «существование и дух жизни» происходит от трех нечистых оболочек. Ребе РАШАБ подчеркивает, что о плодах «орла» не сказано «их физическое существование» в отличие от сказанного перед этим о «нечистых и запрещенных в пищу животных», о которых Алтер Ребе говорит, что не только «дух жизни», но и также «их физическое существование» происходит от трех нечистых оболочек. И Ребе РАШАБ объясняет, что физическая форма запрещенной растительной пищи чистая.

На первый взгляд непонятно: ведь плоды «орла» запрещены пожизненно и тогда должно быть, что их физическое существование относится к трем нечистым оболочкам. А если это оттого, что плоды растут на дереве, которое разрешено, то ведь тогда также и их дух жизни от этого дерева?

Ответ на это дает Ребе Король Мошиах, который объясняет разницу между «физическим существованием» и «существованием и духом жизни»:

Физическая материя всякой вещи была создана только один раз, после чего происходит только поддерживание предыдущего существования. Поэтому невозможно, чтобы время от времени происходили изменения, и невозможно чтобы изменился источник, из которого происходит «их физическое существование».

Напротив, жизненная сила растений постоянно обновляется в соответствии с тем, как объясняется фраза «каждое мгновение возобновляющий творение мира», что каждый день в мир привлекается новая жизненная сила; поэтому может быть изменение в источнике этой силы.

(Можно привести такую аналогию: физического существование — это компьютерное железо, а существование и дух жизни — программное обеспечение. Очевидно, что процессор компьютера создается один раз и изменить его нельзя, а программу можно обновить.)

Теперь мы можем понять, в чем заключается суть запрета «орла». Физическая материальность дерева остается чистой, так как в этом не может быть изменения. А жизненная сила, с помощью которой дерево растит плоды «орла» в течение трех лет, происходит от трех нечистых оболочек, поэтому эти плоды — запрет объекта и запрещены навсегда. Но после этого дереву дается новая жизненная сила и в четвертый год плоды становятся не только разрешенными, но и как сказано «святыней хвалы Г-споду».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Кдошим (другие статьи):