СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 00:15

Потеря и находка — служение первенцев в период Освобождения

Мы должны участвовать в служении очищения тьмы наряду со служением раскрытия света. Мы должны участвовать в очищении материального мира вместе с привнесением в него духовности...

Перевод:Д. Беляев 10.05.2023 585 мин.

Потеря привилегий

На этой неделе мы начинаем читать и учить четвертую из пяти книг Торы, книгу «Бамидбар». В недельной главе приводится список переписи еврейского народа, его деление на колена, а также избрание левитов для служения в переносном Храме.

Сначала специальное право служить в переносном Храме было возложено на первенцев, но оно было взято у них и перешло к левитам (3:12): «И Я, вот Я взял левитов из среды сынов Израиля вместо всякого первенца, разверзающего утробу из сынов Израиля; и будут Моими левиты». Причина этого была в том, что первенцы совершили грех золотого тельца. Левиты же не согрешили.

Возникает вопрос: и на этом все?! Одна ошибка и они потеряли это право? Все первенцы (в том числе и я) вынуждены вечно страдать из-за одной ошибки? Пожалуйста, проявите сострадание!

Святой рабби Хаим бен Атар, комментируя нашу недельную главу в своей книге «Ор а-Хаим», вселяет в первенцев определенную надежду и открывает свет в конце туннеля. Он цитирует мудрецов, которые говорят: «В будущем служение вернется к первенцам». В этом есть смысл; действительно, грех золотого тельца обусловил замену первенцев левитами, однако, когда придет Мошиах и грех будет полностью исправлен, больше не будет оснований для того, чтобы первенцы, которые изначально обладали правом служить Всевышнему, не вернулись к своим обязанностям. И мы, первенцы, удостоимся служить в Третьем Храме!

Но что будет происходить с коленом Леви? Смогут ли они сохранить свои позиции? Станут ли семьи «коэнов» и «левитов» обычными евреями? Неужели для них больше не будет эксклюзивных вызовов к Торе и привилегий? Это тоже не очень правильно; в конце концов, они не грешили, почему они должны утратить свое положение?

«Ор а-Хаим» разбирает этот вопрос в другом месте («Берейшит» 29:28) и объясняет: «Хотя служение было дано левитам, они равны, и все они придут исполнять святую службу, потому что поднимаются в святости, а не спускаются». Это означает, что служба в Храме будет разделена поровну между первенцами и коэнами, и они будут служить вместе, потому что они равны. Он приводит в качестве источника этого чудесного новшества текстовый отрывок из нашей недельной главы. На слова: «И возьми левитов Мне — Я Г-сподь», он дает объяснение: «Как Имя Мое вовеки, так будут левиты взяты Мне вовеки». Другими словами, хотя служение в Храме вернется к первенцам, духовный статус колена Леви, и в частности семьи коэнов, не уменьшится. Они навсегда останутся служащими Б-гу, избранными для служения в Иерусалимском Храме.

В поиске света

Учение хасидизма всегда глубоко освещает все аспекты жизни, в том числе и этот вопрос. Какой внутренний духовный смысл скрывается за заменой первенцев на колено Леви? Почему сейчас, в изгнании, колено Леви является движущей силой в нашем служении Всевышнему, в то время как во время Освобождения первенцы будут воплощать в себе наивысшую святость? И что мы можем выучить из этого в нашем личном служении Б-гу с тем чтобы привести Освобождение?

Цемах-Цедек подробно объясняет духовную разницу между этими двумя группами. Он объясняет, что все зависит от того, что устанавливает статус ребенка. То есть, есть разница между тем, что определяет статус первенца, и тем, что определяет статус принадлежности к колену Леви. Первенец — это первенец своей матери, тогда как принадлежность к колену определяется по отцу. Левит — это тот, чей отец — левит, и не имеет значения, к какому колену принадлежит его мать.

Это различие становится очень важным с духовной точки зрения, когда мы осознаем духовное различие между «иш» (мужчина) и «иша» (женщина) и каббалистическое значение этих слов. Мужчина и женщина, существующие в этом мире, воплощают собой высших «мужчину» и «женщину» мира Ацилут. «Иш» — это аспект эмоциональных качеств мира Ацилут, в рамках которого божественный свет сияет открыто и с большой силой. С другой стороны, «иша» является воплощением сфиры Малхут («королевство»), которая расположена последней и самой низкой на лестнице сфирот. Она получает всю свою силу от сфиры, предшествующей ей и находящейся выше нее.

«Иша» также является воплощением «эшет хаиль» (жена доблестная), которая спускается со своего места в мире Ацилут и дает жизнь нижним мирам, где скрыт божественный свет (на что намекает формулировка стиха: «и дает пищу своим домочадцам»). В то же время, именно она очищает нижние миры и низших созданий в них, чтобы божественный свет, скрытый в них, стал явным.

Исходя из этого, колено Леви, принадлежность которого определяется по отцу, «иш», воплощает высшие аспекты, а первенцы, принадлежность которых определяется по матери, «иша», воплощают нижнй аспект Малхут. А раз так, то понятно, почему каждый из них имеет особое преимущество перед другим, и это преимущество раскрывается в каждом из них в определенное время.

В изгнании Леви («иш») выше, чем первенец («иша»), потому что именно высшие аспекты дают Малхут ее силу, поскольку, в конечном счете, Малхут — это то, что связано с низшими сферами, в которых также есть нежелательные сущности. Поэтому лишь ограниченная божественная сила раскрывается в ней, чтобы силы нечистоты, не дай Б-г, не получили дополнительную силу от этого света.

Только в будущем, когда «дух нечистоты Я удалю с земли» и больше не будет беспокойства о том, что негативные силы получат дополнительную энергию от Малхут мира Ацилут, в нем будет светить высочайший свет. Тогда откроется особое преимущество, содержащееся в нем, и его работа по очищению нижних миров. Тогда раскроется преимущество света над темнотой (буквально: «из темноты»), то есть преимущество света, которое приходит именно через очищение тьмы мира.

Это также является причиной возвышения статуса женщин во время Освобождения, как сказано у пророка (Ирмияу 31:21): «Женское начало окружит мужское» и еще сказано (Мишлей 12:4): «Жена доблестная — венец мужу своему», потому что тогда раскроется величие статуса «иша», то есть работы по возвращению искр и преимущество света из тьмы над «иш», открытым служением в вопросах святости и света.

Это также является причиной того, что сразу после дарования Торы первенцы стали самыми отличительными, потому что тогда был полностью раскрыт главный замысел творения — превращение мира в жилище для Б-га, через очищение света из тьмы.

После греха золотого тельца, когда духовная грязь прилипла к еврейскому народу, все изменилось. В ситуации, когда существует возможность усиления сил нечистоты, мы должны проявлять повышенную осторожность в отношении очищения клипы. Поэтому первенцы понизились в своем статусе, а левиты заняли их место, ибо все они — доброта и раскрытый божественный свет.

Однако в будущем служение вернется к первенцам, потому что, с одной стороны, в это время вновь проявится то высокое качество, которое существует в очищении тьмы. С другой стороны, не будет причин беспокоиться о тьме, поскольку дух нечистоты покинет мир, и зла не будет существовать вообще, поэтому наивысший свет будет сиять именно в Малхут мира Ацилут и первенцах, которые его воплощают, и им будет возвращено их положение.

Что касается нас, то «они равны, и все они придут». Мы должны участвовать в служении очищения тьмы наряду со служением раскрытия света. Мы должны участвовать в очищении материального мира вместе с привнесением в него духовности, то есть божественного служения, сочетающего физические действия с духовными; изучения Торы и служение молитвой вместе с принятием пищи во имя Небес и использованием вещей этого мира в святых целях. Только таким образом, через успешное сочетание служения левитов со служением первенцев, мы можем привести Освобождение.

Благословение в Освенциме

В завершение мы расскажем леденящую душу историю о силе служения коэнов об одном посланнике Ребе ШЛИТА в Соединенных Штатах, у которого была большая синагога. Посланник был удивлен, когда увидел, что перед благословением коэнов один из мужчин всегда уходит. Он решил, что тот уходит домой, и решил убедить его остаться на благословение.

Однажды в праздничный день он подошел к нему перед началом молитвы и пригласил его на праздничную трапезу, с тем чтобы тот остался до конца молитвы. Тот согласился, но незадолго до благословения коэна сложил свой талит и ушел. Посланник подумал, что он пошел домой, но по окончании молитвы с удивлением обнаружил, что мужчина ждет его на улице.

Они отправились в дом посланника и сели за трапезу. Когда наступил благоприятный момент, посланник спросил: «Почему вы покидаете молитву до благословения коэна?»

Человек побледнел и сказал: «Я расскажу вам то, что никогда никому не рассказывал», и вот его история:

— Во время Холокоста я находился в Освенциме. Нас было 800 человек в бараке, восемь из нас теснились на одной деревянной койке, не было обычных туалетов и душевых, 300 граммов черствого хлеба в день и иногда суп из картофельной кожуры.

Среди заключенных был особый человек, которого все называли «раввином лагеря». Однажды вечером раввин пришел и сказал: «Через две недели будет Песах, и нам необходимо устроить седер. Нам нужно приготовить мацу.

Один из заключенных, который убирал дом начальника лагеря, предложил свою помощь. Он сказал, что после обеда начальник ложится спать, и тогда он может воспользоваться печью на кухне, чтобы испечь мацу. Рав обрадовался этому и рассказал ему, как кашеровать печь и печь мацу. Тот был в замешательстве от опасного плана, но в конце концов согласился. Через несколько дней он пришел в барак с двумя листиками кошерной мацы!

В ночь Песаха, после вечерней переклички, мы все сели на пол и начали седер. Раввин произносил Агаду, которую он знал наизусть, а мы присоединились к нему. Затем раввин раздал каждому из 800 заключенных по маленькому кусочку мацы. Все были на высоком духовном подъеме. Марор у нас всегда был в изобилии. У нас не было четырех чаш вина, но было много слез. Тем не менее в тот вечер мы удостоились мацы в Освенциме.

Вдруг дверь барака резко распахнулась, ворвались проклятые нацисты и увидели 800 евреев, сидящих вместе на полу. В одну секунду мы все вскочили и встали рядом с койками. Начальник нацистов достал пистолет, схватил первого попавшегося еврея, приставил пистолет к его голове и заорал: «Кто все это организовал? Если ты мне немедленно не скажешь, я тебя убью!»

«Еврей отказался говорить, и нацист продолжал кричать: «Я убью всех вас, одного за другим, пока вы не скажете мне, кто за это отвечает!»

Рав в это время стоял в ряду между койками, лицом к нацисту. Он разорвал свою рубашку и сказал нацисту: «Вот мое сердце. Я все это устроил. Я виноват. Убейте меня».

Нацист подошел к нему, нацелил пистолет в сердце раввина и за секунду до того, как нажать на курок, остановился и начал улыбаться злой улыбкой. Он сказал: «Я не убью тебя просто так. Завтра мы соберем весь лагерь, поставим трибуну, и я расскажу всем, что ты сделал, а потом убью тебя».

На следующий день он так и сделал». Нацист объявил о «преступлении» и приставил пистолет ко лбу раввина. В последние секунды своей жизни раввин поднял руку и обратился с одной просьбой, прежде чем его убьют.

«Просьба? Чего ты хочешь? — насмешливо спросил нацист. — Хлеба? Супа? Мяса?»

«Нет. Я не хочу ничего из этого. Я хочу дать что-то моим тысячам братьев. Я люблю их. Я — коэн. И я хочу благословить их благословением коэнов».

Раввин поднял руки и начал произносить благословение коэнов. Тишина пронизывала все вокруг. Это было поразительное и ужасающее зрелище. Тысячи евреев стояли и слезы текли рекой. Это был плач еврейских душ. Земля, пропитанная кровью, теперь была мокрой от слез.

После того, как Освенцим был освобожден, я уехал в Америку. Я полностью оставил иудаизм. Я стремился убежать от всего этого. Я хотел ассимилироваться, жениться на нееврейке, но картина благословения коэна навсегда застыла в моей памяти, и я никак не мог так поступить. Я женился на еврейке, у нас родились дети. Я хотел отдать их в нееврейскую школу, но образ этого еврея, раввина Освенцима, стоял передо мной, и я просто не мог этого сделать. Я отправил их в еврейскую школу.

Вы понимаете, почему я выхожу во время благословения коэнов? Я не хочу забыть о том благословении в Освенциме. Я хочу, чтобы оно отпечаталось в моем сердце навсегда. Я не хочу заменить его ни на какое другое благословение.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter