СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 17:02

Хабадские нигуны в творчестве Андрэ Гайду

Гайду часто говорил, что хабадские нигуны притягивают его своей глубиной.

Перевод:Ора Хайловская 23.08.2022 691 мин.

Андрэ (Мордехай) Гайду — один из крупнейших израильских композиторов, этномузыколог и педагог, был религиозным евреем и интереснейшим человеком. Родился в 1932-м г. в Будапеште, выжил в Катастрофе, учился у Кодаи в Венгрии, затем у Мийо и Мессиана в Париже и с очень молодого возраста считался успешным композитором. Был первым исследователем цыганской музыки (для этого несколько лет жил среди цыган. Один из них признался ему: «Если бы я не знал, что ты цыган, то был бы уверен, что ты еврей…«) Из Франции перебрался в Тунис, преподавал там в консерватории, а вернувшись в Париж, начал приближаться к иудаизму и постепенно пришел к полному соблюдению заповедей.

В 1966-м совершил алию и познакомился с хабадским музыкантом р. Йосефом Мартоном, который привел его на фарбренген в Кфар-Хабад. Гайду стал собирать записи нигунов и сопровождать на фортепиано пение хасидов в «Хабадских вечерах», которые они по указанию Ребе устраивали в кибуцах и различных городах страны. Вместе с раввинами Мартоном и Шмуэлем Залмановым он выпустил пластинки «НИХОАХ» (аббревиатура «Нигуны Хасидов ХАБАДа») №6-10. Это тоже было частью инициированного Ребе проектом сохранения нигунов: Ребе РАЯЦ просил р. Залманова записать нигуны нотным текстом и упорядочить их в специальном сборнике — так появился двухтомник «Книги Нигунов», а Ребе ШЛИТА Король Мошиах впоследствии добавил к этой задаче аранжировку и аудиозапись нигунов.

Пластинки «НИХОАХ» вышли в 70-х годах, к тому же периоду относятся аранжировки «Эх ты, земляк» и др. для певца Береле Зальцмана в сопровождении ансамбля, и также для фортепиано соло и в четыре руки. Далее Гайду возвращается к хабадским нигунам в следующих произведениях: «Прелюд и хоральные вариации на тему двух хабадских нигунов» (1980), «Нигуны» для мужского хора и оркестра (1985), «Избавил с миром душу мою» для хора с оркестром (2003), «Размышления на тему трех хабадских нигунов» (2003) — есть версии для ф-но, скрипки с фортепиано и виолончели с фортепиано , и наконец «Кулмус а-нефеш» («Перо души», 2004 и 2007). Вот, что пишет Гайду о «Кулмусе»:

…Несколько моих учеников, которые встречались и играли вместе в иерусалимской студии «а-Оман Хай», заинтересовались нигунами. Так появилась идея подать нигуны в духе этих талантливых молодых музыкантов. Для них это было нечто совершенно новое. Мы вместе прослушивали записи, изучали слова и музыкальный стиль. Мы не собирались переодеваться в хабадников и соревноваться с ними, это было бы совершенно невозможным. Каждый привнес в работу часть себя, своей души, таланта и личности. С помощью музыкального директора, актера и певца Баруха Бреннера мы построили нечто вроде мюзикла, главная тема которого — истоки движения ХАБАД и его основатель, р. Шнеур-Залман из Ляд…» «Кулмус» выдержал много представлений и имел огромный успех у публики из самых разных слоев общества.

Гайду часто говорил, что хабадские нигуны притягивают его своей глубиной. Некоторые из них встречаются в его произведениях чаще других, это в частности «Душа спускается в тело», «Шалош а-тнуот» и нигун из Полтавы. Интересно проследить, как один и тот же нигун в разных пьесах освещается по разному, например:

«Душа спускается в тело»

«НИХОАХ»:

«Размышления»:

«Кулмус»:

Нигун из Полтавы

«НИХОАХ»:

«Размышления»:

«Кулмус»:

А вот еще нигун полегче, «Эх ду»:

«НИХОАХ»:

«Кулмус»:

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter