1. В любой ситуации

13.10.2012 | 2629 | (1)
Источник: «Бейт Рабейну в Вавилоне»
1. В любой ситуации
Храм

Наш мир («олам» — от слов «элем», сокрытие), как известно, скрывает существование Всевышнего. В этом его цель и задача. И когда человек просто смотрит вокруг себя, и когда он внимательно вглядывается в окружающие его объекты, он не видит Творца и практически не ощущает Его присутствия. Однако, Всевышний, несомненно, находится повсюду, как сказано, «полна земля Его славы».

Наряду с основным свойством мира — скрывать, существуют и иные его качества и возможности, позволяющие найти в нем особые места, в которых Всевышний проявляется по-другому. В этих местах Он раскрывает Себя особо, и эта форма раскрытия называется «Шхина», Божественное присутствие. В Храме Всевышний обитает в раскрытой форме и там находится раскрытие Божественного присутствия. Нахождение в святом месте или рядом с ним дало еврейскому народу ощущение, что Всевышний находится возле них в буквальном смысле, смотрит на них и наблюдает за ними.

В Храме постоянно случались чудеса. Их было десять (среди них: дожди никогда не могли потушить огонь на жертвеннике; чудесным образом расширялось место для огромного количества людей, вынужденных стоять вплотную друг к другу, когда они простирались ниц перед Всевышним, хлеб коэнов сохранялся свежим и горячим всю неделю). И каждый, кто поднимался в Храм, видел и явно чувствовал присутствие Всевышнего в нем в частности и в мире вообще. И он понимал, что Его Провидение находится везде и постоянно.

Когда Навуходоносор, царь Вавилона, разрушил первый Храм (в 3338 году от создания мира [332 до н.э.]), он изгнал еврейский народ в Вавилон (сегодня — территория Ирака). В действительности, первый этап изгнания произошел за 11 лет до этого, во время изгнания Йехония. Многие евреи были изгнаны вместе с Йехония, королем Иудеи, в том числе и 14 тысяч мудрецов (среди них были Мордехай-иудей и пророк Йехезкель). Отдаление от Земли Израиля, Святой Земли, от явного «раскрытия Шхины», наблюдаемого в Храме, вызвало ощущение разрыва. Евреи в изгнании не ощущали ту связь с Всевышним, которую имели ранее. Эта ситуация привела их к мысли, что Всевышний оставил их и убрал Свое Провидение.

Йехезкель, который также был изгнан вместе с Йехония, удостоился пророчества, когда он находился на берегу реки Кавар (в Вавилоне). В пророческом видении он увидел, что Храм будет разрушен, а евреи будут изгнаны в Вавилон. Но увидел он и то, что через некоторое время Всевышний выведет весь еврейский народ из изгнания и вернет их в Землю Обетованную. А, главное, несмотря на то, что евреи все это долгое время будут далеки от Земли Израиля и Храма, Всевышний по-прежнему будет опекать их, и Шхина будет находиться рядом.

Есть ли такая возможность? Возможно ли, что Шхина пребывает вне Святой Земли? Ведь Шхина находится только в таком, особенно святом, месте, как Храм? На это ответил Всевышний Йехезкелю и дал указание передать сообщение всему еврейскому народу: «Я стану для них святилищем малым в странах, куда придут они». В любом месте, где вы находитесь, Я буду с вами и буду смотреть за вами. И, несмотря на то, что вы отдалены от Храма и раскрытия Шхины в нем, не волнуйтесь, ведь есть временная замена. Синагоги за пределами Земли Израиля, в которых собираются евреи молиться и служить Всевышнему, будут называться — «малое святилище». Шхина будет пребывать в них так, что даже во время изгнания у евреев будет место, где можно будет соединиться с раскрытием Шхины. Синагоги послужат заменой (временной, разумеется!) Храму. С их помощью Я по-прежнему буду с вами, буду наблюдать за вами, и охранять вас. Йехезкель передал еврейскому народу слова Всевышнего о «малом святилище» и поддержал их.

Пророчество Йехезкеля исполнилось в точности. Через несколько лет после этого был разрушен Храм. Многие евреи погибли во время войны, а остальные были изгнаны в Вавилон. Евреи, которые были изгнаны ранее с Йехония и уже жили в Вавилоне несколько лет, встретили прибывших с большой болью и услышали от них о прошедшей войне и разрушении Храма. Единственное сообщение, которое было у «старых» изгнанников к своим братьям, — это пророчество Йехезкеля о будущем освобождении и утешении, что Всевышний, на самом деле, не оставил свой народ. Он доказывает это с помощью раскрытия Шхины во время изгнания в «малом святилище». С того момента все узнали о раскрытии Шхины в синагогах.

В то время в Вавилоне была центральная синагога под названием «Шаф вэятив», построенная в городе Неардея из камней и песка Храма, привезенных изгнанниками в период короля Йехония. В этой синагоге было особое раскрытие Шхины, до такой степени, что однажды присутствующие не смогли вынести силу раскрытия и были вынуждены выйти из нее.

После 70-ти лет изгнания Всевышний смилостивился над еврейским народом и им была дана возможность (во время правления царя Кореша — Кира) оставить Вавилон. Многие евреи, воспользовавшись случаем, вернулись на Святую Землю и построили Второй Храм. Через 420 лет из-за грехов евреев он также был разрушен, а евреи вновь были изгнаны со своей земли. На этот раз они рассеялись со временем по всему миру.

После разрушения двух Храмов в сердце каждого еврея, где бы он ни находился, живет ожидание — увидеть Третий Храм и истинное и полное Освобождение. У евреев, находящихся и изгнании и ожидающих Освобождение, есть луч света и утешение в том, что Всевышний действительно не оставил их. Они помнят пророчество Йехезкеля о «малом святилище». Они знают, что пока не будет построен Третий Храм, в котором раскроется Шхина, можно соединиться со Шхиной в «малом святилище» — любой синагоге в любом месте в мире. Синагоги служат временной заменой Храму.

В период после разрушения Второго Храма еврейская община в Вавилоне достаточно развилась и стала центром Торы. В тот период в Земле Израиля жил мудрец по имени рабби Аба. Он был выдающимся гаоном в знаниях Торы, а также обладал прекрасными чертами характера. Неудивительно, что он стал ближайшим учеником рабби Йеуда а-Наси (составившего Мишну), известного под именем «наш святой Ребе».

В год, когда скончался рабби Йеуда а-Наси, рабби Аба решил спуститься в Вавилон и учить Тору там. Когда он прибыл на место, местные мудрецы сразу же поняли, что он обладает потрясающим багажом знаний, и начали учиться у него. Вскоре рабби Аба был признан одним из самых крупных мудрецов Вавилона и все, без исключения, относились к нему с уважением и пиететом.

Было решено, что не подобает звать его по имени, и с этого времени он стал известен под именем «Рав» и «Рабейну» («учитель» или «наш учитель»).

Сначала «Рабейну» жил в городе Неардея, который являлся большим центром Торы. Позже он решил поселиться в городе Сура. Там жило много евреев, которые не умели учить Тору, и Рабейну видел свое призвание в том, чтобы оживить это место в духовном смысле. В тот период в Суре умер прозелит, у которого не было наследников. Он оставил большой дом с садом на возвышении. Рабейну отремонтировал дом и открыл в нем центр Торы, синагогу, дом учения и раввинский суд. Множество учеников пришли учиться в эту йешиву к Рабейну, а его раввинский суд получил известность, как центральный суд в Вавилоне. Дом Рабейну так стал и называться — «Бейт Рабейну в Вавилоне» («Бейт Рабейну ше бе Бавел»).

СКАЗАНО в пророчестве Йехезкеля, в котором приводятся слова Всевышнего еврейскому народу: «Я СТАНУ ДЛЯ НИХ СВЯТИЛИЩЕМ МАЛЫМ В СТРАНАХ, КУДА ПРИДУТ ОНИ» — ЧТО подразумевает ТАКЖЕ и ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ (о чем говорит процитированный отрывок «В СТРАНАХ, КУДА ПРИДУТ ОНИ»), В МЕСТЕ изгнания И ВО ВРЕМЯ ИЗГНАНИЯ, ЕСТЬ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ», являющееся временной заменой Храму, и оно ПОДОБИЕ И ПРИМЕР БОЛЬШОГО ХРАМА, КОТОРЫЙ БЫЛ В ИЕРУСАЛИМЕ, — один из комментаторов объяснил так: «ВТОРОЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ХРАМУ» — это значит, что «малое святилище» является вторичным по отношению к Иерусалимскому Храму (как является вторичным любой заместитель).

Среди мудрецов Вавилона произошло обсуждение смысла слов этой фразы о «малом святилище» — НАПИСАНО В ТАЛМУДЕ (это обсуждение приводится в Талмуде): «СКАЗАЛ РАББИ ИЦХАК, что „малое святилище“ — ЭТО СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ, А РАББИ ЭЛАЗАР СКАЗАЛ, что „малое святилище“ — ЭТО БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ».

Спорят ли мудрецы между собой о том, что значит «малое святилище»? На первый взгляд кажется, что так оно и есть, и, по мнению рабби Ицхака, все синагоги и дома учения в Вавилоне — это «малое святилище», в котором Всевышний проявляет Свою Шхину во время изгнания, как замена Храму в Иерусалиме. А, по мнению рабби Элазара, не каждая синагога в Вавилоне является «малым святилищем», а только конкретное место: синагога и дом учения «Бейт Рабейну».

И НУЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО РАББИ ИЦХАК И РАББИ ЭЛАЗАР НЕ СПОРЯТ, эти мудрецы не расходятся в мнениях, и, на самом деле, каждый из них согласен с мнением товарища. ТО ЕСТЬ, И ПО МНЕНИЮ РАББИ ЭЛАЗАРА, который сказал, что «малое святилище» — это и есть «Бейт Рабейну», НАЗЫВАЮТСЯ ВСЕ СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ». И ТАКЖЕ ПО МНЕНИЮ РАББИ ИЦХАКА, который сказал, что все синагоги и дома учения в Вавилоне — это «малое святилище», — ОСНОВНОЙ ИДЕЕЙ «МАЛОГО СВЯТИЛИЩА» И СОВЕРШЕНСТВОМ ЭТОЙ ИДЕИ ЯВЛЯЕТСЯ «БЕЙТ РАБЕЙНУ». Тем не менее, мудрецы различаются в понимании слов Торы — «малое святилище» в плане, имеются ли в виду все синагоги и дома учения в Вавилоне или только Бейт Рабейну. Однако, как будет объясняться далее, на деле оба согласны как с тем, что Всевышний находится во всех синагогах и домах учения в Вавилоне, так и с тем, что совершенство «малого святилища» — это «Бейт Рабейну» и это же — «самое главное малое святилище».

ТИТУЛ «РАБЕЙНУ» — дан ЗА ТО, ЧТО ОН УЧИТ ТОРЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ, А «БЕЙТ РАБЕЙНУ» (ДОМ, В КОТОРОМ РАБЕЙНУ ОБУЧАЕТ ТОРЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ) — это ДОМ УЧЕНИЯ, И ПОЭТОМУ ОН ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ СИНАГОГОЙ (ДОМОМ, В КОТОРОМ СОБИРАЮТСЯ УЧИТЕЛЬ И ЕГО УЧЕНИКИ НА МОЛИТВУ), ТАК КАК УЧЕБА И МОЛИТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ОДНОМ ДОМЕ, КАК объясняется В ПРОДОЛЖЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ, где приводятся слова одного из мудрецов, который сказал, что он «УЧИЛСЯ В СИНАГОГЕ».

Следовательно, «Бейт Рабейну» — это не только дом учения и, но и синагога. На основании этого можно было бы подумать, что между «Бейт Рабейну» и всеми другими синагогами и домами учения в Вавилоне нет разницы. Ведь в каждом доме учения обязательно молятся, и в «Бейт Рабейну» так же ведут себя и, на первый взгляд, они кажутся равноценными между собой по своим достоинствам. Почему тогда есть согласие между мудрецами в том, что «Бейт Рабейну» — это самое особенное место среди всех остальных синагог, причем, до такой степени, что оно является и «самым важным малым святилищем» во всем Вавилоне?

Ответ заключается в том, что «Бейт Рабейну» обладает исключительной важностью: И ОСОБОЕ ДОСТОИНСТВО (СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ) «БЕЙТ РАБЕЙНУ» ПО СРАВНЕНИЮ С ОСТАЛЬНЫМИ СИНАГОГАМИ И ДОМАМИ УЧЕНИЯ — заключается в том, что там «Рабейну» выносит законодательные решения и дает указания всему народу, как себя вести (далее будет объяснено, в чем достоинства этого).

В период существования Храма, в его центре было помещение, которое называлось «палата тесаных камней» (большая комната, стены которой были выложены ценным камнем), и в ней заседал Санедрин — высший и центральный раввинский суд всего еврейского народа, в который входил 71 судья (слово «Санедрин» означает «совет старейшин»).

Целью дарования Торы еврейскому народу было — научить их вести себя в соответствии с желанием Творца (это и есть «еврейский закон»). Необходимо учить Тору даже без цели извлечения из этого практических выводов, но изучение с извлечением выводов находится на более высоком уровне — именно это является целью дарования Торы. В этом особом помещении Санедрина в Храме было особенное «раскрытие Шхины», так как там был центр закона и указаний для всего еврейского народа.

После разрушения Храма Всевышний продолжает проявлять Свою особенную любовь к местам, в которых выносят законодательные решения и дают указания еврейскому народу, как себя вести. КАК ОБЪЯСНИЛИ НАШИ МУДРЕЦЫ, которые спросили «В ЧЕМ СМЫСЛ ФРАЗЫ из Торы „ЛЮБИТ ВСЕВЫШНИЙ ВРАТА СИОНА БОЛЕЕ ВСЕХ ЖИЛИЩ ЯАКОВА“? и объяснили таким образом: ВСЕВЫШНИЙ ЛЮБИТ ВРАТА, ГДЕ ЗАНИМАЮТСЯ ВЫНЕСЕНИЕМ ЗАКОНОВ БОЛЬШЕ — то есть, для Него важнее те места, в которых выносятся законодательные решения и даются указания еврейскому народу, как себя вести, ЧЕМ СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ… в которых учат Тору без вынесения законодательных решений.

Поэтому С ТОГО ДНЯ, КОГДА БЫЛ РАЗРУШЕН ХРАМ, НЕТ У ВСЕВЫШНЕГО В МИРЕ КРОМЕ ЧЕТЫРЕХ ЛОКТЕЙ ЗАКОНА». «Локоть» — это мера расстояния (примерно половина метра). Четыре локтя — это примерно два метра. Фраза «нет у Всевышнего в мире кроме четырех локтей закона» означает, что с момента разрушения Храма Шхина пребывает на той ограниченной территории, где выносят законы и дают указания евреям, как себя вести. Почему? «В ТО ВРЕМЯ, КОГДА БЫЛ ХРАМ, В НЕМ БЫЛА „ПАЛАТА ТЕСАНЫХ КАМНЕЙ“, ОТКУДА ИСХОДИЛИ ПРИНЯТЫЕ САНЕДРИНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ко всему народу, И С НИМИ (с Санедрином), НЕСОМНЕННО, БЫЛА там ШХИНА, ведь как было сказано, Всевышний любит те места, откуда исходят указания. А когда кто-то любит какое-то место, он стремится находиться именно там. И, так как для Всевышнего нет ограничений в том, чтобы быть там, где Он желает, Он, несомненно, находится в том месте, которое он любит. И, поскольку, в период существования Храма, Санедрин был центральным законодательным органом для всего еврейского народа, местом, где устанавливали практический закон, то, несомненно, Всевышний находился там особо, и там было раскрытие Шхины. А СЕЙЧАС, КОГДА БЫЛ РАЗРУШЕН ХРАМ, ТЕ ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ ЗАКОНА (пребывание Шхины, которое было в Храме) находятся в „Бейт Рабейну“, так как он… ПОСТОЯННОЕ МЕСТО, как Санедрин, ОТКУДА ИСХОДЯТ УКАЗАНИЯ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА».

Эти знания дают ключ к пониманию того, что во время существования Храма было «пребывание Шхины» в «палате тесаных камней» гораздо больше и сильнее, чем в каком-либо другом месте, так как там находился центр вынесения законодательных решений для всего народа («Санедрин»). После разрушения Храма тоже существует место наподобие Санедрина, в котором «пребывание Шхины» гораздо больше и сильнее, чем в любой другой синагоге. Это «Бейт Рабейну», в котором находится «Рабейну» и дает указания народу, как себя вести.

(В начале урока объяснялось, что ученики «Рабейну» молились в его доме (как сказал один из учеников: «я учился в синагоге»). Сейчас становится понятной причина этого: ученики сообразили, что «Бейт Рабейну» — это особое место и в нем пребывает Шхина. ПОЭТОМУ они и решили, что МОЛИТВА будет проходить ИМЕННО В ТОМ ЖЕ МЕСТЕ, ЧТО И УЧЕБА).

Становится теперь понятным и то, что мудрецы рабби Элазар и рабби Ицхак не спорят друг с другом. Они оба знают, что «Бейт Рабейну» гораздо выше всех остальных синагог и домов учения, так как Всевышний находится совершенно особым образом в установленном месте, откуда исходят указания для народа — В ЭТОМ и ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИДЕЯ «БЕЙТ РАБЕЙНУ». Как объяснялось ранее, все мудрецы Вавилона пришли получить Тору из уст «Рабейну». Многие ученики пришли заниматься в его йешиве, и его «Бейт Рабейну» получил известность как центральный раввинский суд в Вавилоне.

Из сказанного выше можно сделать выводы, что есть уровни в «малом святилище»: обычное «малое святилище» и самое важное «малое святилище». Хотя все синагоги и дома учения являются заменой Храму, но они находятся на уровне обычного «малого святилища». В них есть пребывание Шхины, но на «обычном» уровне. По сравнению с важнейшим «малым святилищем», их возвышенность не так велика. И СО СТОРОНЫ ОСОБОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ (СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ) «БЕЙТ РАБЕЙНУ», ПО СРАВНЕНИЮ С ОСТАЛЬНЫМИ СИНАГОГАМИ И ДОМАМИ УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ, — ЭТО И ЕСТЬ САМОЕ ВАЖНОЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ», КОТОРОЕ ДАЛ ВСЕВЫШНИЙ ЕВРЕЯМ ВО ВРЕМЯ ИЗГНАНИЯ ВМЕСТО БОЛЬШОГО ХРАМА В ИЕРУСАЛИМЕ.

Выводы:

Когда еврейский народ отдалился от Храма, у людей пробудилось опасение, что Всевышний не опекает их, как в прошлом. Тогда Всевышний сообщил им через пророка Йехезкеля, что и во время изгнания они найдут место, в котором будет пребывать Шхина. Будет «малое святилище», которое послужит временной заменой Иерусалимскому Храму.

В «малом святилище» есть несколько уровней: каждая синагога и дом учения — это обычное «малое святилище», в отличие от «Бейт Рабейну», который является самым важным «малым святилищем» и в котором пребывает Шхина на том уровне, на котором она пребывала в Санедрине в Храме. «Бейт Рабейну» удостоился этого, благодаря личности Рабейну — так как он — это тот человек, который дает указания всему еврейскому народу, как следует себя вести. Именно так поступали мудрецы Санедрина в Храме.

Словарь:

Шхина — Божественное присутствие, раскрытие Всевышнего.
Рабейну — букв. «наш учитель». Уважительное прозвище рабби Аба.
Бейт Рабейну — букв. «дом нашего учителя». Дом рабби Аба.
Гаон — титул еврейских мудрецов Вавилона.

Перевод беседы Ребе Короля Мошиаха:

1. СКАЗАНО1: «Я СТАНУ ДЛЯ НИХ СВЯТИЛИЩЕМ МАЛЫМ В СТРАНАХ, КУДА ПРИДУТ ОНИ» — ЧТО ТАКЖЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ («В СТРАНАХ, КУДА ПРИДУТ ОНИ»), В МЕСТЕ И ВО ВРЕМЯ ИЗГНАНИЯ, ЕСТЬ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ», ПОДОБИЕ И ПРИМЕР «БОЛЬШОГО ХРАМА, КОТОРЫЙ БЫЛ В ИЕРУСАЛИМЕ»2, «ВТОРОЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ХРАМУ»3. ОБ ЭТОМ НАПИСАНО В ТАЛМУДЕ4: «СКАЗАЛ РАББИ ИЦХАК: ЭТО СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ, А РАББИ ЭЛАЗАР СКАЗАЛ: ЭТО „БЕЙТ РАБЕЙНУ“5 В ВАВИЛОНЕ».

И НУЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО РАББИ ИЦХАК И РАББИ ЭЛАЗАР НЕ СПОРЯТ. ТО ЕСТЬ, ТАКЖЕ, ПО МНЕНИЮ РАББИ ЭЛАЗАРА, НАЗЫВАЮТСЯ ВСЕ СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ», И ТАКЖЕ, ПО МНЕНИЮ РАББИ ИЦХАКА, ОСНОВНАЯ ИДЕЯ И СОВЕРШЕНСТВО ИДЕИ «МАЛОГО СВЯТИЛИЩА» — ЭТО «БЕЙТ РАБЕЙНУ»:

ТИТУЛ «РАБЕЙНУ» — ЗА ТО, ЧТО ОН УЧИТ ТОРЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ, А «БЕЙТ РАБЕЙНУ» (ДОМ, В КОТОРОМ РАБЕЙНУ ОБУЧАЕТ ТОРЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ) — ДОМ УЧЕНИЯ, И ПОЭТОМУ ОН ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ СИНАГОГОЙ (ДОМОМ, В КОТОРОМ СОБИРАЮТСЯ УЧИТЕЛЬ И ЕГО УЧЕНИКИ НА МОЛИТВУ), ТАК КАК УЧЕБА И МОЛИТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ОДНОМ ДОМЕ, КАК В ПРОДОЛЖЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ6: «УЧИЛСЯ В СИНАГОГЕ»7.

И ОСОБОЕ ДОСТОИНСТВО (СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ В) «БЕЙТ РАБЕЙНУ» ПО СРАВНЕНИЮ С ОСТАЛЬНЫМИ СИНАГОГАМИ И ДОМАМИ УЧЕНИЯ — КАК ОБЪЯСНИЛИ НАШИ МУДРЕЦЫ8, «В ЧЕМ СМЫСЛ ФРАЗЫ9 ЛЮБИТ ВСЕВЫШНИЙ ВРАТА СИОНА БОЛЕЕ ВСЕХ ЖИЛИЩ ЯАКОВА, ВСЕВЫШНИЙ ЛЮБИТ ВРАТА, ГДЕ ЗАНИМАЮТСЯ ВЫНЕСЕНИЕМ ЗАКОНОМ, БОЛЬШЕ, ЧЕМ СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ… С ТОГО ДНЯ, КОГДА БЫЛ РАЗРУШЕН ХРАМ, НЕТ У ВСЕВЫШНЕГО В МИРЕ КРОМЕ ЧЕТЫРЕХ ЛОКТЕЙ ЗАКОНА», «В ТО ВРЕМЯ, КОГДА БЫЛ ХРАМ, В НЕМ БЫЛА «ПАЛАТА ТЕСАНЫХ КАМНЕЙ», ОТКУДА ИСХОДИЛИ ПРИНЯТЫЕ САНЕДРИНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И С НИМИ, НЕСОМНЕННО, БЫЛА ШХИНА. А СЕЙЧАС, КОГДА БЫЛ РАЗРУШЕН ХРАМ, ТЕ ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ ЗАКОНА... ПОСТОЯННОЕ МЕСТО, ОТКУДА ИСХОДЯТ УКАЗАНИЯ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА»10 (ПОЭТОМУ ТАКЖЕ И МОЛИТВА ИМЕННО В ТОМ ЖЕ МЕСТЕ11) — В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИДЕЯ «БЕЙТ РАБЕЙНУ»12.

И СО СТОРОНЫ ОСОБОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ (СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ В) «ДОМЕ РАБЕЙНУ» ПО СРАВНЕНИЮ С ОСТАЛЬНЫМИ СИНАГОГАМИ И ДОМАМИ УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ, ЭТО И ЕСТЬ САМОЕ ВАЖНОЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ», КОТОРОЕ ДАЛ ВСЕВЫШНИЙ ЕВРЕЯМ ВО ВРЕМЯ ИЗГНАНИЯ ВМЕСТО БОЛЬШОГО ХРАМА В ИЕРУСАЛИМЕ.

Примечания Ребе к беседе:

1 Йехезкель 11:16.
2 «Мецудат Давид» на эти слова.
3 Перевод Йонатана и комментарий РАШИ на эти слова.
4 Трактат «Мегила» 29а — и в продолжении этой темы объясняется о синагогах и домах учения на отрывок «Прибежищем Ты был для нас в каждом поколении» так: «То есть, также когда Храма нет, будет для нас прибежище в синагогах и т.д.» («Хидушей Агадот» МААРША). См. далее, п. 8.
5 Рав (комментарий РАШИ).
6 И наподобие этому в трактате «Брахот» 8а: «Мы молились только там, где учились». И см. комментарий РИФа в трактате «Мегида» там.
7 И в замечаниях БАХа: «Мы учились только в синагогах, где молились».
8 Трактат «Брахот» там.
9 Псалмы 87:2.
10 «Хидушей Агадот» МААРША там.
11 «Так как слышали также… что с того дня, когда был разрушен Храм, нет у Всевышнего в мире ничего, кроме четырех локтей закона, то молились только там, где учились» (в трактате «Брахот» там).
12 Как пример и подобие Санедрина — «Судья, который будет у вас в то время» (глава «Шофтим» 17:9), «Верховный суд, который будет в вашем поколении» (РАМБАМ, Законы об ослушниках» в начале гл. 2).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.