ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Эта страница обновляется автоматически в 24:00 по израильскому времени.

Если вы еще не молились, то перед началом чтения желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

Недельная глава Торы с комментарием РАШИ (ХУМАШ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Вайеце

Первый день

Глава 28

10. И вышел Яаков из Беер-Шевы, и пошел он в Харан

и вышел. Следовало бы написать только «и пошел Яаков в Харан». Для чего же говорится об его выходе (из Беер-Шевы)? Чтобы тем самым сказать, что уход праведного из какого-либо места дает себя знать: пребывая в городе, праведник являет собой его величие, блеск и великолепие (т. е. служит украшением города); когда же он уходит оттуда, тот лишается своего величия, блеска и великолепия. И подобно этому «и ушла она с того места» [Рут 1,7], сказанное о Наоми и Рут [Берешит раба 61].

Яаков. Поскольку в силу того, что дочери Кенаана не по нраву были его отцу Ицхаку, Эсав направился к Ишмаэлю, (Писание) прерывает изложение, что касается Яакова, и написано: «И увидел Эсав, что благословил...» [28,6-9], а завершив (отступление), возвращается к предыдущему (о чем речь шла выше; см. 28,5).

и пошел в Харан. Вышел, чтобы идти в Харан.

11. И достиг (того) места, и ночевал он там, ибо зашло солнце. И взял он из камней (того) места и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

и достиг (столкнулся). Подобно «и достиг Йерихо» [Йеошуа 16,7], «и достиг Дабешета» [там же 19, 11], А наши мудрецы объясняли это (слово) как означающее молитву [Брахот 26 б], подобно «и не умоляй Меня» [Ирмeяу 7, 16]. Это учит нас, что он установил вечернюю молитву. Но стих заменяет (обычное выражение), и вместо «и молился» (написано «столкнулся», неожиданно оказался там), тем самым указывая, что путь его сократился (чудесным образом), как разъясняется в разделе «Гид а-наше» [Хулин 91 б].

и достиг места (букв.: встретил, столкнулся). Стих говорит не о каком-то неопределенном месте, но о таком месте, о котором уже упоминалось. Это гора Мория, о которой сказано: «и увидел то место издали» [22, 4].

ибо зашло солнце. Следовало бы написать: «И зашло солнце, и он ночевал там». «...ибо зашло солнце» означает, что солнце зашло неожиданно для него, не в свое время, (а раньше срока), чтобы он остановился там на ночь.

и положил себе изголовьем. Выложил из них подобие (защитного) желоба вокруг своей головы, потому что боялся диких зверей. (Тогда камни) стали спорить друг с другом. Один говорит: «На меня положит праведник свою голову». И другой говорит: «На меня положит». Тотчас Святой, благословен Он, сделал их одним камнем. И поэтому сказано: «И взял камень, который он положил себе изголовьем» [28, 18].

и лег на том месте. (Это имеет) ограничительное значение: на том месте он лег, но на протяжении четырнадцати лет, проведенных им в доме Эвера, не ложился спать по ночам, а занимался Учением.

12. И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят.

восходят и нисходят. Вначале поднимаются, а затем спускаются? Ангелы, сопровождавшие его на земле (Исраэля), не выходят за ее пределы, и (поэтому) они взошли на небо. (А вместо них) спустились (другие) ангелы, чтобы сопровождать его за пределами земли (Исраэля) [Берешит раба 68].

13. И вот Господь стоит над ним, и сказал Он: Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака! Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству.

стоит над ним. Оберегая его (когда ангелы, сопровождавшие его, поднялись, а другие еще не спустились).

и Б-г Ицхака. Хотя мы не находим в Писании, чтобы Святой, благословен Он, связывал Свое Имя с праведниками при их жизни и писалось бы «Б-г такого-то человека», ибо сказано: «Вот святым Своим не верит» [Йов 15, 15], здесь Он связал Свое Имя с Ицхаком. Поскольку его глаза померкли, и он безвыходно пребывал в доме, он как бы уже умер, и дурное побуждение не было властно над ним [Танхума].

на которой лежишь. Святой, благословен Он, собрал под ним всю землю Израиля (и тем самым) дал ему знак, что его сыновья овладеют ею так же легко, как (клочком земли в) четыре амот, который (лежа) занимает человек [Хулин 91 б].

14. И будет потомство твое как прах земной, и распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг, и благословляться будут тобою все семейства земли, и потомством твоим.

и распространишься. Окрепнешь, станешь могучим, подобно «тем (больше) распространялся» [Шмот 1, 12].

15. И вот Я с тобой, и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю; ибо Я не оставлю тебя, пока не содею того, что Я говорил о тебе.

Я с тобой. (Сказал это) потому, что (Яаков) страшился Эсава и Лавана.

пока не содею. אם имеет то же значение, что и כי [Гитин 90а].

говорил о тебе. (לך означает) для тебя и относительно тебя. То, что Я обещал Аврааму относительно его потомства, Я обещал для тебя, а не для Эсава, ибо Я не сказал ему: «Ицхаком наречется потомство твое» (т. е. обетование распространяется на всех его потомков), но (сказал:) «в Ицхаке» [21, 12], (т. е. в виду имеются) не все (потомки) Ицхака. И также везде לי, לך, לו, להם после глагола דבר означают «о, относительно». И это (сказанное здесь) послужит доказательством, потому что с Яаковом Он не говорил прежде.

16. И пробудился Яаков от сна своего, и сказал он: Воистину, есть Господь на месте этом, а я не знал!

а я не знал. Ведь если бы я знал, то не (осмелился бы) спать на таком святом месте.

17. И устрашился он и сказал: Как страшно место это! Не что иное это, как Дом Б-жий! И это врата небес!

как страшно. Таргум (переводит:) «каким страшным является это место». דחילו — имя существительное (а не глагол), подобно סוכלתנו (как переведено слово) «разум» [Дварим 32, 28] и כסו (как переведено слово) «платье» [28,20].

как Дом Б-жий. Сказал рабби Эльазар от имени рабби Йосе, сына Зимры: «Эта лестница стоит в Беер-Шеве, а середина ее подъема находится против Храма» [Берешит раба 69] . Ибо Беер-Шева расположена на юге Йеуды, а Йерушалаим — на севере, на границе между Йеудой и Биньямином; а Бет-Эль — на севере удела Биньямина, на границе между Биньямином и сынами Йосефа. Таким образом, у лестницы, нижний конец которой в Беер-Шеве, а верхний в Бет-Эле, середина подъема (находится) против Йерушалаима. Как же быть с высказыванием наших мудрецов [Хулин 91 б], что Святой, благословен Он, сказал: «Этот праведник достиг места пребывания Моего, неужели уйдет, не остановившись на ночь?» И еще сказали [Псахим 88 а]: «Яаков назвал Йерушалаим Бет-Элем (Домом Б-жьим), однако то был Луз, а не Йерушалаим». Исходя из чего они делают этот вывод? Я полагаю, что гора Мория была отделена от своего места и перенесена сюда, — и это есть «сокращение» земли (когда путь сокращается чудесным образом), о котором говорится в Хулин [91 б], т. е. Храм переместился навстречу (Яакову) до Бет-Эля, и это есть «и достиг места» (букв.: столкнулся, как встречаются идущие навстречу друг другу). А если скажешь: Когда Яаков проходил мимо Храма, почему Он не задержал его там? Если он не исполнился желания молиться на том месте, где молились его отцы, неужели с небес его станут удерживать (принуждая к тому)? Он дошел до Харана, как сказано в разделе «Гид а-наше» [Хулин 91 б], и стих (также) подтверждает: «и пошел в Харан» [28, 10]. Достигнув Харана, подумал: «Неужели я прошел мимо места, где молились мои отцы, и не молился там?» Он решил вернуться и возвратился в Бет-Эль, и (тогда) путь сократился для него чудесным образом. Это не есть Бет-Эль неподалеку от Ай [12,8], но (место неподалеку) от Йерушалаима, а потому что (здесь) будет Дом Б-жий, назвал его Бет-Элем. Это гора Мория, на которой молился Авраам, и это же поле, где молился Ицхак, как написано: «вести беседу (т. е. молиться) в поле» [24, 63]. И сказано также в Псахим [88 а] (в качестве толкования к стиху) «на гору Г-сподню и к Дому Б-га Яакова» [Миха 4,2 ] — почему упомянут Яаков? (Место Храма названо) не «горой», как назвал его Авраам, как сказано: «на горе Г-сподней зрим будет», и не «полем», как назвал его Ицхак, как сказано: «вести беседу в поле», но «домом», как назвал его Яаков [по уточненному тексту Раши].

и это врата небес. Место для молитвы, где молитвы возносятся к небу. А аллегорическое толкование (гласит), что Храм в небесных высотах расположен против Храма земного [Берешит раба 69].

18. И поднялся Яаков рано утром, и взял он камень, который положил себе изголовьем, и положил его постаментом, и возлил елей на его главу.

19. И нарек имя месту тому Бет-Эль; однако Луз -имя города изначально.

20. И дал Яаков обет, говоря: Если будет Б-г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться,

если будет Б-г со мною. Если исполнит для меня эти данные мне обетования быть со мной, как сказано мне: «И вот Я с тобой» [28,15] [Берешит раба 69].

и хранить меня будет. Как Он сказал мне: «и хранить тебя буду, куда бы ты ни пошел» [28,15]

и даст мне хлеб, чтобы есть. Как Он сказал: «ибо Я не оставлю, не покину тебя» [28,15], ведь тот, кто просит хлеба, называется «покинутым», как сказано: «И не видел я праведника покинутым и потомков его просящими хлеба» [Псалмы 37, 25].

21. И я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Г-сподь мне Б-гом

и возвращусь. Как Он сказал мне: «и возвращу Я тебя на эту землю» [28,15].

с миром. Невредимым (т. е. незапятнанным) грехом. Чтобы мне (ничему дурному) не научиться от Лавана.

и будет Г-сподь мне Б-гом. Чтобы Его Имя пребывало на мне от начала и до конца, чтобы не нашлось порока в моем потомстве, как сказано: «что Я говорил о тебе» [28,15], а это обетование Он дал Аврааму, как сказано: «быть для тебя Б-гом и для потомства твоего после тебя» [17,7].

22. (То) камень этот, который я положил постаментом, будет Домом Б-жьим, и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе.

то камень этот (букв.: и этот камень). «Вав» в слове והאבן истолкуй так: если сделаешь для меня то, (о чем прошу), я сделаю это.

то камень этот, который я положил постаментом... (Понимай) согласно Таргуму: буду совершать служение на нем пред Господом. И он исполнил это по возвращении из Падан-Арама, когда Он сказал ему: «Встань, взойди в Бет-Эль» [35, 1]. А что сказано там? «И поставил Яаков (жертвенный) постамент... и совершил на нем возлияние» [35, 14].

Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №115.

(1) Не нам, о Б-г, не нам, но имени Твоему воздай славу ради милосердия Твоего, ради истины Твоей. (2) Зачем говорят народы: «Где же Всесильный [Б-г] их?». (3) Всесильный наш в небесах — все, что хочет, делает Он. (4) Их же истуканы из серебра и золота — творения рук человеческих. (5) Уста у них не говорящие, глаза у них невидящие. (6) Уши у них, но они не слышат, ноздри у них, но они не обоняют. (7) Руки у них, но они не осязают, ноги у них, но они не ходят, гортанью своей голоса не издают. (8) Подобны им да будут те, кто делает их, всякий, кто надеется на них. (9) Израиль, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (10) Дом Аарона, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (11) Благоговеющие пред Б-гом, надейтесь на Б-га! Он — спасение и оплот! (12) Б-г, вспомнив нас, благословит. Благословит Он дом Израиля, благословит Он дом Аарона. (13) Благоговеющих пред Б-гом благословит Он — малых и больших. (14) Приумножит вам Б-г еще и еще, вам и детям вашим. (15) Благословенны вы пред Б-гом, сотворившим небеса и землю. (16) Небеса, небеса — Б-га, землю же Он отдал сынам человеческим. (17) Не мертвые славят Б-га и не спускающиеся в могилу. (18) Но мы благословлять будем Б-га отныне и вовеки. Славьте Б-га!

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №23 (כ"ג)

(1) Песнь Давида. Б-г — пастырь мой, ни в чем не буду я нуждаться: (2) на травяных лугах Он покоит меня, к водам тихим водит меня. (3) Душу мою подкрепляет, направляет меня на пути правды ради имени Своего. (4) Даже если буду идти по долине смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня1. (5) Ты приготовишь предо мною стол в виду врагов моих. [Ведь] Ты умастил маслом голову мою2 — чаша моя полна. (6) Только добро и милосердие будут сопровождать меня во все дни жизни моей, и я буду пребывать в Доме Б-га долгие годы.

1 Твой жезл — трость, которой Ты меня наказываешь, и Твой посох, которым Ты меня поддерживаешь, напоминают мне о том, что Ты постоянно наблюдаешь за мною, а не оставил меня на произвол случая (Мецудат Давид).
2 «Умастил маслом голову мою» — помазал на царство (Мецудат Давид).

Псалом №24 (כ"ד)

(1) Песнь Давида. Б-гу принадлежит земля и всё, что наполняет ее, вселенная и обитатели ее. (2) Ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее1. (3) Кто может взойти на гору Б-га, кто может стоять на святом месте Его?2. (4) Тот, у кого руки чисты и сердце непорочно, кто не произносил имя Мое тщетно и не клялся ложно, — (5) тот получит благословение от Б-га и правду от Всесильного, спасителя своего. (6) Это поколение ищущих Его, желающих предстать пред ликом Твоим: [это] Яаков вовек! (7) Поднимите, врата, верхи ваши, возвысьтесь, двери вечные3, и войдет Властелин славы! (8) Кто этот Властелин славы? — Б-г могучий и богатырь, Б-г, богатырь войны. (9) Поднимите, врата, верхи ваши, возвысьтесь, двери вечные, и войдет Властелин славы! (10) Кто этот Властелин славы? — Б-г воинств, Он есть Властелин славы вовек.

1 Земля возвышается над океаном, потому что вселенная сотворена Творцом, ибо если бы это происходило само по себе, то земля, будучи более тяжелой, оказалась бы под водой (Мецудат Давид).
2 «Хотя все живущее на земле — Его, кто достоин того, чтобы взойти на гору Б-га?» (Мецудат Давид).
3 Двери Иерусалимского Храма называются «вечными» потому, что, в отличие от Мишкана, который Моше сделал в пустыне, Иерусалим приобрел святость навеки (Мецудат Давид).

Псалом №25 (כ"ה)

(1) [Песнь] Давида. К Тебе, о Б-г, я душу свою возношу. (2) Всесильный мой, на Тебя я уповаю, не устыжусь, не будут торжествовать надо мною враги мои. (3) Также и все надеющиеся на Тебя не будут пристыжены, пристыжены будут изменники, [удел которых —] тщета. (4) Укажи мне, Б-г, пути Твои, научи меня стезям Твоим. (5) Направь меня на истину Твою, научи меня; ибо Ты — Всесильный [Б-г] спасения моего, на Тебя надеюсь я весь день. (6) Помни о милости Твоей, о Б-г, и о милосердии Твоем, ибо испокон веков они. (7) Проступков юности моей и преступлений моих не вспоминай, по милосердию Твоему вспомни Ты меня, ради доброты Твоей, о Б-г! (8) Добр и справедлив Б-г -поэтому наставляет Он грешников на путь. (9) Кротких направляет Он в правосудии, учит кротких пути Своему. (10) Все пути Б-га — милосердие и истина для хранящих завет Его и свидетельства Его. (11) Ради имени Твоего, о Б-г, прости грех мой, ибо он велик. (12) Кто есть человек, боящийся Б-га? Ему укажет Он путь, который избрать. (13) Душа его во благе пребудет, и потомство его унаследует землю. (14) Тайна Б-га — боящимся Его, завет Свой Он им открывает. (15) Взор мой всегда [обращен] к Б-гу, ибо Он извлекает из сетей ноги мои. (16) Обратись ко мне и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. (17) Скорби сердца моего умножились — выведи меня из бед моих. (18) Взгляни на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. (19) Взгляни на врагов моих, как их много, [какой] неоправданной ненавистью они ненавидят меня! (20) Сохрани душу мою и избавь меня, да не устыжусь, что на Тебя уповаю. (21) Непорочность и правота хранить будут меня, ибо на Тебя я надеюсь. (22) Избавь, Всесильный, Израиль от всех бедствий его.

Псалом №26 (כ"ו)

(1) [Песнь] Давида. Рассуди меня, о Б-г, ибо я ходил в непорочности моей, уповал на Б-га — не поколеблюсь. (2) Испытывай меня, Б-г, искушай меня. Прочисти почки мои и сердце мое, (3) ибо милосердие Твое перед моими глазами, ходил я в истине Твоей. (4) Не сидел я с людьми лживыми, с коварными не ходил. (5) Возненавидел я сборище злонамеренных, со злодеями не буду сидеть. (6) Омою в чистоте руки мои и обойду жертвенник Твой, Б-г, (7) чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. (8) Б-г! Возлюбил я обитель Дома Твоего и место жилища славы Твоей. (9) Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, (10) в руках у которых злодейство, а правая рука полна мздоимства. (11) А я хожу в непорочности моей, избавь меня и помилуй меня. (12) Нога моя стоит на правильном пути, в собраниях благословлю я Б-га.

Псалом № 27 (כ"ז)

(1) [Песнь] Давида. Б-г — мой свет и спасение мое, кого мне бояться? Б-г — крепость жизни моей, кого мне страшиться? (2) Когда будут подходить ко мне злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то сами они преткнутся и падут. (3) Если ополчится против меня полк, сердце мое не убоится; если случится против меня война, на это я надеюсь1. (4) Одного просил я у Б-га, того только ищу, чтобы пребывать мне в Доме Б-га все дни жизни моей, созерцать прелесть Б-га и посещать Храм Его. (5) Ибо Он укроет меня в шалаше Своем в день бедствия, скроет меня в потаенном месте шатра Своего, вознесет меня на скалу. (6) Теперь же вознесется голова моя над врагами, окружающими меня; в шатре Его принесу я жертвы славословия, буду петь и играть пред Б-гом. (7) Услышь, о Б-г, голос мой, [когда] я взываю, помилуй меня и ответь мне! (8) К Тебе [обращено] сердце мое, сказавшему: «Ищите лик Мой!». Буду я искать лик Твой, Б-г. (9) Не скрывай от меня лика Твоего, в гневе не отринь раба Твоего. Ты был помощником мне; не отвергни меня и не оставь меня, Всесильный, спаситель мой! (10) Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Б-г принял меня. (11) Наставь меня, Б-г, на путь Твой и веди меня дорогою правды ради следящих за мною2. (12) Не отдавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые, исторгающие кривду. (13) Если бы не верил я, что увижу добро Б-га на земле живых. (14) Надейся на Б-га, мужайся, и да укрепится сердце твое, и надейся на Б-га!

1 На сказанное выше: «Б-г — мой свет и спасение мое» (Мецудат Давид).
2 Ради следящих за мною врагов: чтобы они не радовались, увидев, что я споткнулся на своем пути (Мецудат Давид).

Псалом №28 (כ"ח)

(1) [Песнь] Давида. К тебе, Б-г, взываю, твердыня моя! Не будь безмолвен для меня, как бы при безмолвии Твоем не уподобился я нисходящим в могилу. (2) Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к Храму святости Твоей. (3) Не влеки меня вместе со злодеями и делающими кривду, с теми, кто с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло. (4) Воздай им по делам их, по пагубности поступков их, по творениям рук их воздай им, дай им заслуженное ими. (5) Ибо они не вникают в деяния Б-га и в дело рук Его. Он разрушит их и не отстроит. (6) Благословен Б-г, Который услышал голос молений моих1. (7) Б-г — крепость моя и щит мой, на Него уповало сердце мое, и мне пришла помощь, сердце мое возрадовалось, я прославлю Его песнью моею. (8) Б-г — сила их2. Он — спасительная крепость помазанника Своего. (9) Спаси народ Твой и благослови их вовек!

1 О том, чтобы я не оказался среди этих злодеев (Мецудат Давид).
2 Всех непорочных сердцем (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.

Выбор главы Псалмов по номеру (введите цифру от 1 до 150):

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам
(введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

4 Кислева

В отличие от этого, заповеданные деяния — это деяния Всевышнего, ибо они спустились в миры Бриа, Йецира и Асия из сосудов мира Ацилут; еще точнее — они происходят из сущности внешних аспектов этих сосудов. Так, например, в этрог и прочие три вида растений, которые заповедано брать вместе с ним в руки в праздник Сукот, облек Всевышний, благословен Он, сущность и внутреннее содержание низших элементов сфиры Хесед, входящей в систему сфирот Малого Лика; эти элементы рассматриваются как внешние по сравнению с высшими элементами, и эти внешние элементы воплощаются, как известно, во всех предметах, с которыми связано исполнение предписывающих заповедей.

В отличие от этого, душа человека, даже если она происходит из мира Ацилут, не в состоянии постичь сущность глубинных качеств доброты Малого Лика мира Ацилут. (Ибо если рассматривать миры Ацилут, Бриа, Йецира и Асия как четыре уровня души мироздания в целом, то Ацилут будет соответствовать высшему уровню, называемому «хая» »жизнь души» и представляющему собой трансцендентный свет, который ни в какой мере не облекается в сосуд.) Лишь бытие их в любви и трепете, порождаемых созерцанием, и даже откровение, о котором сказано: «И ты увидишь Меня сзади», — было пророческим видением. Но почему даже то откровение, о котором написано: «И ты увидишь Меня сзади», — было дано Моше только в пророческом видении, предполагающем освобождение от ограничений физического мира, как написано в «Раая мееймана», глава «Мишпатим»? Причина этого в том, что сотворенному существу не дано постичь сущность Божественного света, открывающую Его как Творца, а без постижения не может быть истинного ощущения, постижения Б-га и единства с Ним.

В отличие от этого, этрог существует благодаря жизненной энергии, которая происходит из сущности женского начала мира Ацилут Жены Малого Лика внешней стороны сосудов, принадлежащей сфере Божественного, и сказано в «Эц хаим», что все плоды имеют прообраз в мире Ацилут. Ибо тридцать сосудов мира Ацилут спустились в миры Бриа, Йецира и Асия — по десять сосудов в каждый из миров — и (они представляют собой десять речений, которыми Всевышний создал мир), облекши Свою Сущность в сущность женского начала мира Ацилут, в сущность женского начала мира Асия; и сосуды мира Ацилут стали «нешамой» — высшей душой мира Асия; а ведь они — сама Божественность, так как в мире Ацилут «Он — Источник эманации — и Его сосуды — эманированные сфирот — едины». И когда облеклась сущность этой высшей души в сущность сосудов женского начала миpa Асия, возник этрог. Таким образом, когда человек берет в руки этрог и совершает с ним предписанные движения, он на самом деле берет в руки как бы саму жизненную энергию этрога, представляющую собой облекшееся в него женское начало мира Ацилут, которое едино с Источником эманации, светом Эйн Соф — Всевышнего, благословен Он.

Если же человек размышляет о духовном содержании этрога, даже если он проник в эту тайну, он не постигает сущности света, облекшегося в этрог, но лишь его бытие. Однако когда человек изучает законы об этроге, он облекает в мысль и слово сам этрог и весь обряд с четырьмя видами растений. Тем более это верно, когда человек изучает тайный смысл этого обряда...

Календарь «День за днем» (а-Йом йом)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

4 Кислева

Для [совершения] «Маим ахрейним» (специальное омовение рук и уст после трапезы перед чтением послетрапезной молитвы) омывают кончики пальцев, а после этого проводят ими, пока они еще влажные, по устам.

РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 43

321-я заповедь «не делай» — запрещение выходить в Шабат за пределы «тхума» («субботних границ» населенного пункта). И об этом Его речение: «Пусть не выходит человек из своей местности в седьмой день» (Шмот 16:29). А устная традиция разъясняет, что субботние границы проходят на расстоянии в две тысячи локтей (локоть — ок. 57,5 см) от самого города, и дальше этого рубежа нельзя выходить даже на один локоть (Coтa 27б). Но пройти две тысячи локтей в любую сторону от города разрешается.

И сказано в Мехильте (глава «Бешалах»): «„Пусть не выходит человек из своей местности...“ — далее, чем на две тысячи локтей». А в трактате Эрувин (17б) указано: «Нарушитель субботней границы, согласно закону Торы, карается бичеванием». И в том же трактате разъяснены законы, связанные с выполнением этой заповеди.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Система Orphus