ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Эта страница обновляется автоматически в 24:00 по израильскому времени.

Если вы еще не молились, то перед началом чтения желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

Недельная глава Торы с комментарием РАШИ (ХУМАШ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Экев

Шестой день недели

10. Ибо земля, на которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, не как земля Мицраима она, откуда вы вышли, где, посеяв твои семена, ты поливал ногами твоими, как сад овощной.

не как земля Мицраима она. Но лучше ее. Это обещание было оглашено Исраэлю при исходе их из Мицраима, ибо они говорили: «Быть может, мы не придем на такую же добрую и прекрасную землю, как эта!» Не сообщает ли Писание предосудительное о ней, говоря им так: «Не как земля Мицраима она», но хуже ее? Поэтому сказано: «А Хеврон построен семью годами раньше (чем Цоан-Мицраим)» [Бамидбар 13,22] (см. Раши к этому стиху). Одним человеком они построены: Хам построил Цоан для своего сына Мицраима и Хеврон для Кенаана (другого своего сына). Обычно человек строит (вначале) то, что получше, а затем то, что похуже, потому что все отходы (все недостаточно хорошее для) первого он использует для второго, и, как бы то ни было, лучшее предшествует. Отсюда делаешь вывод, что Хеврон лучше Цоана. Мицраим превосходит все (другие) земли, как сказано: «как сад Г-спода, как земля Мицраима» [Берейшит 13,10], а Цоан — лучшее в Мицраиме, ибо это царская резиденция, как сказано: «... были в Цоане его князья» [Йешаяу 30, 4]; а Хеврон – наименее плодородное (место земли) Исраэля, и поэтому он отведен под погребальницы для умерших, и все же (Хеврон) лучше Цоана [Сифре]. А в трактате Кетубот [112а] (это заключение) выводится иначе: Возможно ли, чтобы человек (вначале) построил дом для младшего сына (Кенаана), а затем для старшего (Мицраима)? Однако (понимать следует так: Хеврон) семикратно превосходит Цоан.

откуда вы вышли. Земля Раамсес, на которой вы жили, а она есть лучшее, что на земле Мицраима, как сказано: «...на лучшем (месте) земли и т. д.» [Берейшит 47,11], даже она не может сравниться с землей Исраэля [Сифре]

ты поливал ногами твоими. Земля Мицраима нуждалась (в том, чтобы) ей доставляли воду из Нила «твоими ногами» (т. е. ты должен был идти к Нилу и доставлять воду); чтобы поливать ее, ты вынужден был лишать себя сна и трудиться. И (только участки) низинные получают воду (орошаются Нилом), но не те, что расположены выше, и тебе приходится поднимать воду снизу вверх. Однако эта (земля) «от дождя небесного пьет воду» — ты спишь на ложе твоем, а Святой, благословен Он, насыщает водой и низину, и возвышенность, и открытое, и то, что не открыто [Сифре] как сад овощной. Для которого дождей мало, и его поливают ногой и плечом (т. е. человеку приходится идти и приносить воду на своих плечах).

11. А земля, куда вы переходите, чтобы овладеть ею, земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду;

и долин. Это равнина.

земля гор и долин. Гора лучше равнины, потому что равнину на участке, (засеваемом) кором (семян), ты засеваешь кором, а гора на участке, (засеваемом) кором, дает (площадь для) пяти коров — четыре на четырех ее склонах и один на ее вершине [Сифре]

12. Земля, которую Г-сподь, Б-г твой, взыскивает; непрестанно глаза Г-спода, Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года.

которую Г-сподь, Б-г твой, взыскивает. Но ведь Он взыскивает все земли, как сказано: «Чтобы послать дождь на землю безлюдную» [Йов 38, 26]. Однако (следует понимать, что) Он как бы взыскивает только ее, заботится только о ней, и посредством той заботы, проявляемой к ней. Он взыскивает все земли вместе с нею [Сифре]

непрестанно глаза Г-спода, Б-га твоего, к ней. Чтобы видеть, в чем она нуждается, и давать о ней новые предопределения, порою к добру, порою к беде (наказанию) и т. д., как (находим) в трактате Рош а-Шана [17б].

от начала года. В начале года предрешается (Превечным), чему быть в конце (года) [Рош а-Шана 8а].

13. И будет, если внимать будете заповедям Моим, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей вашей душой.

и будет, если внимать, внимать будете. Если будете слушать старое (т. е. если будете повторять изученное прежде), то услышите новое (т. е. вам легче будет усвоить новое) [Сукот 46б]. И так же «если забудешь, забудешь» [8, 19] — если начнешь забывать, то в конце концов забудешь все; ибо так написано в Свитке: «Если покинешь меня на день, покину тебя на два дня (пути)» [Сифре; Талмуд Йерушалми, Бpaxoт]. (Когда два человека расходятся в противоположных направлениях, то в конце первого дня пути они будут отделены друг от друга путем двухдневным.)

и будет, если внимать будете. «И будет» связано со сказанным выше: «от дождя небесного пьет она воду» [11, 11].

заповедую вам сегодня. Чтобы они (всегда) были для вас новыми, как если бы вы услышали их (впервые) в этот день [Сифре]

любить Г-спода (или: из любви к Г-споду). Чтобы ты не сказал: «Вот я занимаюсь учением, чтобы разбогатеть, получить звание учителя, получить вознаграждение», — но все, что ты делаешь, делай из любви (к Превечному), а почет придет в свое время [Сифре].

и служить Ему всем сердцем вашим. Служение сердцем, и это есть молитва, ибо молитва называется служением, как сказано: «Твой Б-г, Которому ты всегда служишь» [Даниэль 6, 17]. Но разве есть служение в Бавеле (разве там совершается священнослужение храмовое)? Однако (это относится) к тому, что он молился, как сказано: «А у него были открыты окна (в сторону Йерушалаима, и трижды в день он молился)» [там же 6, 11]. И так же у Давида сказано: «Пусть станет молитва моя воскурением пред Тобою» [Псалмы 141, 2].

14. То дам Я дождь вашей земле в пору его, ранний и поздний, и ты соберешь твой хлеб и твое вино и твой елей.

то дам Я дождь вашей земле (букв.: дождь вашей земли). Если вы исполнили возложенное на вас, Я также исполню возложенное на Меня (см. Раши к 26, 15) [Сифре].

в пору его. По ночам, чтобы он вам не причинил беспокойства. Другое объяснение «в пору его»: в ночь (с пятницы) на субботу, когда все находятся у себя в домах (см. Раши к Ваикра 26, 4) [Сифре; Таанит 23 а].

ранний дождь. Это дожди после сева, увлажняющие (מרוה) землю и семена [Сифре; Таанит 6а].

поздний. Дожди незадолго до жатвы, от которых зерно наливается в своих колосьях, מלקוש означает нечто позднее, подобно тому, как «и были запаздывающие Лавану» [Берейшит 30, 42] переводим לקשיא. Другое объяснение: называется שמלקו, потому что падает и на колосья (מלילות), и на сухие стебли (קשין) (т. е. перед самой жатвой).

и ты соберешь твой хлеб. Ты уберешь его в твой дом (в твои закрома), а не твои враги, подобно сказанному: «Не дам хлеба твоего (более в пищу твоим врагам)... Но собиравшие его будут есть его» [Йешаяу 62, 8-9]; а не так, как сказано: «И было: когда сеял Исраэль» (враги истребляли плоды земли) [Судьи 6, 3].

15. И дам Я траву в поле твоем для твоего скота, и будешь есть и насытишься.

и дам Я траву в поле твоем. Чтобы тебе не пришлось водить (твой скот) на (дальние пастбища) в пустыню. Другое объяснение: (это означает), что ты сможешь брать от твоих хлебов на протяжении всего периода дождей и давать твоему скоту (как траву), отводя руку твою от них (т. е. воздерживаясь от этого лишь) за тридцать дней до жатвы, и урожая хлебов не убудет (против того, сколько бы ты собрал, если бы не кормил этим твой скот) [Сифре]

и будешь есть и насытишься. Это другое благословение: чтобы благодатным был хлеб в утробе (см. Раши к Ваикра 25, 19), «и будешь есть и насытишься».

16. Берегите себя, чтобы не соблазнилось сердце ваше: и уклонитесь вы, и служить будете божествам чужим и поклоняться им.

берегите себя. Потому что будете есть и насыщаться, берегите себя, чтобы не стать строптивыми, ибо человек восстает против Святого, благословен Он, только из пресыщения, как сказано: «А то (когда) будешь есть и насытишься... и крупный и мелкий твой скот размножится...» [8, 12-14]. А что сказано вслед за этим? — «... и высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты (Г-спода)».

и уклонитесь вы. Чтобы устраниться от Торы, а вследствие этого...

божествам чужим. Которые отчужденными, чужими (остаются для тех), кто им служит: взывает к нему, а оно ему не отвечает; следовательно, оно ему как чужое [Сифре]

и служить будете божествам чужим. Ибо когда человек устраняется от Торы, он идет и приобщается к идолопоклонству. И так же Давид говорит: «... ибо изгнали меня теперь от приобщения к уделу Г-сподню, говоря: Иди, служи (божествам чужим)» [I Шмуэль 26, 19]. А кто сказал ему так? Однако (он имел в виду следующее:) поскольку я изгнан и лишен возможности заниматься Учением, я близок (т. е. подвержен опасности) служения чужим божествам [Сифре]

17. И воспылает гнев Г-спода на вас, и заключит Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст своего урожая, и вы сгинете вскоре с доброй земли, которую Г-сподь дает вам.

своего урожая. Даже того, что ты доставляешь (יבל) ей (она не отдаст тебе, ты не получишь даже того количества семян, каким засеял ее), подобно сказанному: «Посеяли много, а соберешь мало» [Хагай 1, 6] (см. Раши к Ваикра 26, 20).

вскоре. Отсрочка вам не дается. А если скажете, что ведь дана была отсрочка поколению потопа, как сказано: «И будет дней его сто двадцать лет» [Берейшит 6, 3], (то вот ответ:) Поколению потопа не у кого было учиться, вам же есть у кого учиться [Сифре]

и сгинете вскоре. Помимо всех других мук изгоню вас с земли, при посредстве которой вы согрешили (т. е. речь идет о каре изгнанием за то, что согрешили из-за изобилия блага) [Сифре]. Притча (гласит:) Царь, посылая своего сына на пир, наказывал ему: «Не ешь больше, чем нужно, чтобы прийти чистым домой». Но сын не обратил на это внимания, он ел и пил сверх меры, так что его вырвало и он испачкал всех пировавших там. Взяли его за руки и за ноги и выбросили из дворца.

18. И возложите эти речи Мои на сердце ваше и на душу вашу, и повяжите их в знак на руку вашу, и будут они налобной повязкой меж глаз ваших;

и возложите эти речи Мои. Также и после вашего изгнания отличайте себя заповедями — возлагайте тфилин, прикрепляйте мезузы, — чтобы они не были вам новшеством, когда вы возвратитесь. И подобно этому сказано: «Поставь себе знаки» [Ирмеяу 31,20].

19. И учите им ваших сынов говорить о них, сидя в доме твоем и идя дорогой, и ложась и вставая.

говорить о них (или: через них). Как только сын начинает говорить, учи его: «Тору заповедал нам Моше» [33, 4] — чтобы этим учить его говорить [Сука 42а]. Отсюда (мудрецы) делали вывод: Как только дитя начнет говорить, отец должен говорить с ним на священном языке и обучать его Торе. Если же он не делает этого, он как бы погребает его, ибо сказано: «И учите им сынов ваших говорить о них... (чтобы множились ваши дни и дни сынов ваших)».

20. И напиши их на косяках дома твоего и на вратах твоих;

21. Чтобы множились ваши дни и дни ваших сынов на земле, которую клялся Г-сподь отцам вашим дать им, сколько дней небо над землей.

чтобы множились ваши дни и дни ваших сынов. Если исполнили это, умножатся (продлятся дни), в противном же случае не умножатся (а сократятся); ибо слова Торы толкуются так, что из отрицания выводится утверждение, а из утверждения отрицание [Сифре]

дать им. Здесь написано не «дать вам», а «дать им». Отсюда делаем вывод, что (принцип) возрождения, восстания от мертвых — из Торы (а не со слов мудрецов) [Сифре]

Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №115.

(1) Не нам, о Б-г, не нам, но имени Твоему воздай славу ради милосердия Твоего, ради истины Твоей. (2) Зачем говорят народы: «Где же Всесильный [Б-г] их?». (3) Всесильный наш в небесах — все, что хочет, делает Он. (4) Их же истуканы из серебра и золота — творения рук человеческих. (5) Уста у них не говорящие, глаза у них невидящие. (6) Уши у них, но они не слышат, ноздри у них, но они не обоняют. (7) Руки у них, но они не осязают, ноги у них, но они не ходят, гортанью своей голоса не издают. (8) Подобны им да будут те, кто делает их, всякий, кто надеется на них. (9) Израиль, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (10) Дом Аарона, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (11) Благоговеющие пред Б-гом, надейтесь на Б-га! Он — спасение и оплот! (12) Б-г, вспомнив нас, благословит. Благословит Он дом Израиля, благословит Он дом Аарона. (13) Благоговеющих пред Б-гом благословит Он — малых и больших. (14) Приумножит вам Б-г еще и еще, вам и детям вашим. (15) Благословенны вы пред Б-гом, сотворившим небеса и землю. (16) Небеса, небеса — Б-га, землю же Он отдал сынам человеческим. (17) Не мертвые славят Б-га и не спускающиеся в могилу. (18) Но мы благословлять будем Б-га отныне и вовеки. Славьте Б-га!

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №106.

(1) Славьте Б-га! Благодарите Б-га, ибо Он добр, ибо вовеки милосердие Его. (2) Кто расскажет о могуществе Б-га, возвестит все хвалы Его? (3) Счастливы соблюдающие правосудие, творящие справедливость во всякое время! (4) Вспомни меня, Б-г, в благоволении к народу Твоему, посети меня спасением Твоим, (5) дабы увидеть мне благоденствие избранных Тобою, веселиться весельем народа Твоего, славиться с наследием Твоим. (6) Совершали проступки мы, как и отцы наши, грешили, злодействовали. (7) Отцы наши в Египте не поняли чудес Твоих, не помнили множества милосердия Твоего, ослушались они у моря, в Красном море1. (8) Но Он спас их ради имени Своего, чтобы сделать известным могущество Его. (9) Грозно окрикнул Он Красное море — оно высохло, провел Он их по безднам, словно по пустыне. (10) Спас Он их от руки недруга, избавил от руки врага. (11) Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось. (12) И поверили они словам Его, воспели хвалу Ему. (13) Но скоро забыли деяния Его, не дождавшись Его совета2. (14) Увлеклись прихотью в пустыне, испытывали Всесильного в необитаемой местности. (15) А Он дал им то, что просили они, но наслал истощение в души их. (16) Разгневали они Моше в стане, Аарона, святого [служителя] Б-га. (17) Разверзлась земля, и поглотила Датана, и покрыла скопище Авирама. (18) И возгорелся огонь в скопище их, пламя спалило нечестивых. (19) Сотворили они тельца в Хореве3, поклонились истукану. (20) Променяли славу свою на изваяние быка, едящего траву. (21) Забыли Всесильного, спасителя своего, творившего великое в Египте, (22) чудеса — в стране Хама, грозное — у Красного моря. (23) Хотел Он истребить их [и истребил бы], если бы не Моше, избранник Его, стал пред Ним [как бы] в проломе [стены], чтобы отвратить ярость Его, чтобы она не погубила [их]. (24) Презрели они землю желанную, не поверили слову Его. (25) Роптали они в шатрах своих, не слушались голоса Б-га. (26) И поднял Он руку Свою4 против них, чтобы повергнуть их в пустыне (27) и повергнуть потомство их среди народов, рассеять их по [разным] странам. (28) Они прильнули к Бааль-Пеору и ели от жертвоприношений мертвым [идолам]. (29) Досаждали [Б-гу] делами своими — вспыхнул среди них мор. (30) И восстал Пинхас, произвел суд — и прекратился мор. (31) Это было зачтено ему в заслугу на поколения и поколения — вовеки. (32) И прогневали они [Б-га] у вод Меривы, и Моше пострадал за них, (33) ибо они огорчили дух Его, и Он изрек устами Своими5. (34) Не истребили они народы, о которых Б-г говорил им. (35) Смешивались они с народами и научились делам их. (36) Служили они истуканам их, которые были для них ловушкой. (37) Приносили сыновей и дочерей своих в жертву бесам. (38) Проливали кровь невинную, кровь сыновей и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Кнаана, — и земля осквернилась кровью. (39) Осквернили себя делами своими, блудодействовали поступками своими. (40) И воспылал гнев Б-га на народ Свой, гнушался Он наследием Своим. (41) Предал Он их в руки народов, недруги их стали властвовать над ними. (42) Враги их притесняли, были они покорены под властью их. (43) Много раз Он избавлял их, но они были непокорны в решении своем и оскудели за грех свой. (44) Но увидел Он горе их, когда слышал их молитвы. (45) И вспомнил Он союз Свой с ними и в великом милосердии Своем сменил [гнев на милость]. (46) Он возбуждал к ним милосердие во всех пленивших их. (47) Спаси нас, Б-г, Всесильный наш, и собери нас из [среды] народов, чтобы благодарить [нам] святое имя Твое, хвалиться Твоей славой. (48) Благословен Б-г, Всесильный [Б-г] Израиля, от мира [этого] и до мира [грядущего]! И да скажет весь народ: амен! Славьте Б-га!

1 Внутри самого моря. Их недостаток веры проявился, когда они шли по Красному морю. Они говорили: «Точно так, как мы выходим с этой стороны, египтяне выходят на сушу с противоположной стороны и скоро погонятся за нами». Их сомнения рассеялись, когда они увидели выброшенные на берег трупы египтян (Мецудат Давид, Раши).
2 Оказавшись в районе горькой воды, они возроптали, не дождавшись совета от Всевышнего, что им пить (Мецудат Давид, Радак).
3 В том самом месте, где они получили Тору и слышали заповедь: «Не сотвори себе изваяния» (Мецудат Давид, Радак).
4 Клятвенно (Мецудат Давид, Радак, Раши).
5 Клятву о том, что Моше и Аарон не приведут народ в Страну Израиля (Радак, Раши).

Псалом №107.

(1) Славьте Б-га1, ибо Он добр, ибо вовеки милосердие Его! (2) [Так] да скажут избавленные Б-гом, которых Он избавит от руки врага (3) и соберет из [разных] стран, с востока и запада, с севера и с [островов] моря. (4) Они блуждали по пустыне, по пути необитаемому, населенного города не находили. (5) Голодные и жаждущие, душа их уныла. (6) Но они взывали к Б-гу в беде своей, и Он от бедствий их избавил. (7) Он вел их прямым путем, чтобы идти к населенному городу. (8) Да славят они Б-га за милосердие Его, за чудеса Его для сынов человеческих. (9) Ведь Он насытил душу жаждущую, душу голодающую наполнил благом. (10) Сидящие во тьме и тени смертной, скованные гнетущими [оковами] и железом, (11) за то, что воспротивились словам Всесильного, [что] совет Всевышнего отвергли, (12) Он смирил сердце их трудом; они споткнулись, и некому помочь. (13) Но они взывали к Б-гу в беде своей, Он от бедствий их спас. (14) Вывел их из тьмы, из тени смертной, расторг узы их. (15) Да славят они Б-га за милосердие Его, за чудеса Его для сынов человеческих. (16) Ибо Он сокрушил затворы медные, засовы железные разрубил. (17) Безрассудные за пути злодеяния своего и за грехи свои страдают2. (18) Всякой пищи гнушается душа их, дошли они до ворот смерти. (19) Но они взывали к Б-гу в беде своей, Он от бедствий их спас. (20) Послал Он слово Свое и исцелил их, избавил их от могил их. (21) Да славят они Б-га за милосердие Его, за чудеса Его для сынов человеческих. (22) Да приносят они Ему жертву благодарения, да возвещают о деяниях Его с песнопением! (23) Отправляющиеся на кораблях в море, производящие работу в водах великих (24) видят творения Б-га, чудеса Его в пучине: (25) изрек Он — и бурный ветер восстал, высоко поднял волны его. (26) Взошли они до небес, до бездны низошли, душа их в беде сжималась. (27) Кружились они, пошатывались, словно пьяные, вся мудрость их исчезла. (28) Но они взывали к Б-гу в беде своей, Он из бедствий их вывел. (29) Бурю Он остановил, она затихла, волны успокоились. (30) Возрадовались они, что затихло, что Он привел их к желаемой пристани. (31) Да славят они Б-га за милосердие Его, за чудеса Его для сынов человеческих. (32) Да превозносят они Его в собрании народа, в заседании старцев пусть славят Его!3. (33) Он реки превращает в пустыню, истоки вод — в место безводное, (34) почву плодородную — в солончаковую, — за злодеяние живущих на ней. (35) Превращает Он пустыню в озеро вод, землю иссохшую — в истоки вод. (36) Поселяет там голодающих, они основывают город для обитания, (37) засевают поля, виноградники насаждают, которые приносят им плоды, урожаи. (38) Он благословляет их, они весьма размножаются, скота их не умаляет4. (39) Были они малы и унижены от гнета, злосчастия и скорби. (40) Он изливает позор на князей, оставляет их блуждать в смятении безысходном. (41) Нищего же поднимает Он от бедности, умножает род его, как овец. (42) Честные видят это и радуются, а всякая неправда закроет уста свои. (43) Кто мудр, тот сохранит это, задумаются над милосердием Б-га.

1 Речь в этой главе идет о четырех категорях людей, которые избежали беды и должны благодарить Б-га за посланное им избавление. Это тот, кто 1) прошел через пустыню; 2) вышел из тюрьмы или плена; 3) выздоровел от тяжелой болезни; 4) вернулся из морского путешествия (Радак).
2 Теперь речь идет о больных, которые в безрассудстве своем не понимают, что болезни и страдания посланы им за грехи (Радак).
3 Благодарственную молитву следует произносить в обществе из десяти человек, двое из которых «старцы», т. е. мудрецы (Раши).
4 Нет выкидышей у скота их, тем более — у женщин их (Радак).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.

Выбор главы Псалмов по номеру (введите цифру от 1 до 150):

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам
(введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

22 Ава

Известно также, что отношение ко Всевышнему, основанное на трепете пред Ним и любви к Нему, может проявляться двояко. Первая его разновидность порождена постижением и познанием величия Творца и восхищением деяниями Его, что приводит к любви к Создателю и трепету пред Ним; вторая же возникает у человека как подарок свыше после того, как он проделал серьезную духовную работу, стремясь по мере своих сил приблизиться ко Всевышнему. Об этом говорится в другом месте этой книги, где комментируется сказанное в Торе: «...Я одарил вас способностью любить Меня, чтобы вы, коганим, служили Мне в Храме...». Несмотря на то, что в комментарии говорится только о любви, сказанное в нем верно и в отношении трепета пред Всевышним. Обе разновидности отношения ко Всевышнему, основанного на трепете и любви, естественно, совершенно несопоставимы, ибо первая является порождением человеческого разума, а вторая даруется Самим Творцом, благословенно имя Его. и именно поэтому связывается с понятием «истина»: ведь все, что исходит от Святого Творца, благословен Он, отмечено печатью истины. Лишь Его истина абсолютна, а все, что Его творения называют истиной, до которой они дошли сами, — ничтожно пред Ним. Что же должен сделать человек, чтобы удостоиться истины Всевышнего? Ему следует пробудить в себе глубокое сострадание к пребывающей в его душе Б-жественной искре, обратившись к Создателю с просьбой помочь ему в этом. Именно это свойство — способность к состраданию — было присуще Яакову; оно помогает истине Творца проникнуть во все миры, «пронизывая их из конца в конец» — от наиболее совершенного до самого нижнего, находящегося во мраке на дне бытия. Как написано: «...Даже когда я во мраке, Г-сподь посылает мне Свой свет»; в этом также смысл сказанного: «Ибо велика доброта Его к нам...». Итак, от человека требуется пробудить в себе глубокое сострадание к Б-жественной искре, пребывающей в его душе. путем обращения ко Всевышнему. Степень искренности этого чувства зависит от того, в какой мере истина раскрывается ему, — а ведь выше уже говорилось о том, что познание человеком истины весьма относительно. Так может ли он, возможности которого так ограничены, открыть для себя всю истину Создателя и удостоиться высшего милосердия, заложенного в ней? Если человек постоянно заботится о нуждающихся, то истина раскрывается ему, ибо оказывая им помощь, он проявляет свое милосердие к тем, кто лишен всего необходимого, чтобы «поднять дух униженных». И своей активностью в низшем, физическом мире человек вызывает соответствующую реакцию Творца, Который «будит спящих и пробуждает дремлющих», причем под спящими и дремлющими подразумеваются здесь не Его творения, а Его собственные категории великого милосердия и высшей доброты, которые в принципе непознаваемы и раскрываются благодаря добрым делам людей, чтобы осветить ярким светом — светом жизни — все сотворенное и сообщить мирам истину Всевышнего. Именно поэтому оказание помощи нуждающимся сравнено с посевом: всходы ее — высшая истина, истина Творца. Самые же пышные всходы приносит благотворительность и бескорыстная помощь, оказанные жителям нашей Святой Земли — да укрепится она и застроится вскоре, в наши дни, — амен! — в исполнение написанного: «Истина произрастет из земли...». Это произойдет, когда Святая Земля, словно пашня зерном, наполнится благотворительностью. Милосердие и доброта, стекающиеся в Эрец-Исраэль, пробуждают высшую доброту, суть которой абсолютно непостижима, как написано: «...которая скрыта в Тебе...», — чтобы укрепить и восстановить страну. Об этом же написано: «Милосердие укрепит тебя...».

Календарь «День за днем» (а-Йом йом)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

Сегодня 22 Менахем-Ава

Ребе Шолом-Дов-Бер сказал: «До утреннего ополаскивания рта, за исключением дней постов, не следует произносить утренние благословения».

РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 282

245-я заповедь «делай» — повеление, содержащее законы купли-продажи, т.е. путей, которыми осуществляются сделки между продавцами и покупателями. И способ покупки мудрецы выучили из Его слов: «И если будете продавать товар своему ближнему или покупать из рук своего ближнего...» (Ваикра 25:14). Сказали мудрецы (Бава меция 47б): «Товар покупается «из рук» в руки, как бы перетягивается из рук в руки».

Известно, что, согласно Торе, купля-продажа (киньян) осуществляется посредством денег, но мудрецы установили, чтобы движимое имущество покупалось перемещением (мешиха), а также передачей из рук в руки (месира) и приподниманием (агбаа). И ясно сказали мудрецы (там же 99а), что «так же, как установлено „перемещение“ для покупателей, установлено „перемещение“ для „хранителей“ (т.е. каждый из четырех „хранителей“ — шомер хинам, шомер сахар, сохер и шоэль — несет ответственность за сохраняемый предмет только после того, как он „передвинул“ предмет с одного места на другое)».

Итак, мы указали, что «перемещение» при купле-продаже — это постановление мудрецов, как разъясняется в соответствующем месте. Однако способы, с помощью которых покупаются участки земли и т.п. — купчая грамота (штар) и практическое вступление во владение (хазака) — выводятся из стихов Торы.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, — т.е. какими путями осуществляется покупка каждого вида товаров, — разъясняется в первой главе трактата Кидушин (146,22б-28б), в 4-ой, 8-ой и 9-ой главах трактата Бава меция, в 3-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой и 7-ой главах трактата Бава батра.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Система Orphus