ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Эта страница обновляется автоматически в 24:00 по израильскому времени.

Если вы еще не молились, то перед началом чтения желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

Недельная глава Торы с комментарием РАШИ (ХУМАШ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Пинхас

Второй день недели

5. Реувен, первенец Исраэля; сыны Реувена Ханох, семейство Ханохи; от Палу семейство Палуи,

семейство Ханохи. Народы насмехались над ними, говоря: «Как могут они определять свою родословную по своим коленам? Неужели они думают, что мицрим не имели власти над их матерями? Раз они властвовали над ними, то тем более (властвовали) над их женами!» Поэтому Святой, благословен Он, возложил Имя Свое на них — «эй» с одной стороны (в начале имени) и «юд» с другой стороны (в конце имени), чтобы тем самым сказать: Я свидетельствую о них, что они сыновья своих (законных) отцов. И таково значение сказанного Давидом: «Колена Г-сподни, свидетельство для Исраэля» [Псалмы 122, 4] — это Имя является для них свидетельством, что до их колен. Обо всех написано так (с прибавлением двух букв, составляющих Имя Превечного) הפלואי, החנוכי, но что касается имени [26, 44] ימנה, не было необходимости сказать «семейство הימני» потому что Имя (Превечного) уже связано с ним — «юд» в начале имени и «эй» в конце.

6. От Хецрона семейство Хецрони, от Карми семейство Карми.

7. Это семейства Peувени. И было исчисленных их сорок три тысячи семьсот тридцать.

8. А сыны Палу. Элиав;

9. И сыны Элиава. Немуэль; и Датан и Авирам, это Датан и Авирам, призываемые от общины, которые возмущали против Моше и против Аарона с общиной Кораха, когда возмущали против Г-спода.

которые подстрекали (возмущали). Сынов Исраэля против Моше.

когда подстрекали (возмущали). Народ против Г-спода. הצו (означает, что они) толкали сынов Исраэля на спор с Моше. (Это грамматическая форма) со значением побуждать кого-либо на какое-либо действие.

10. И открыла земля уста свои, и поглотила их и Кораха, когда погибла община, когда истребил огонь двести пятьдесят человек, и стали они знамением.

и стали они знамением. Знаком и напоминанием, чтобы никакой посторонний не посягнул более на священнослужение (см. 17, 5).

11. А сыны Кораха не умерли.

а сыны Кораха не умерли. Вначале они были в заговоре, однако во время возмущения раскаялись в сердце своем, поэтому для них в преисподней уготовлено было возвышенное место, и они задержались (спаслись) там [Санедрин 110б].

12. Сыны Шимона по их семействам: от Немуэля семейство Немуэли, от Йамина семейство Йамини, от Йахина семейство Йахини;

13. От Зераха семейство Зархи, от Шауля семейство Шаули.

от Зераха. Он же Цохар (сын Шимона; см. Шмот 6, 15), что означает צוהר, сияние (и является синонимом זרח). Однако семейство Оада (который назван там) прекратило свое существование. И так же пять (семейств) из колена Биньямина, ведь он сошел в Мицраим с десятью сыновьями, здесь же перечислены только пять. И так же Ишва из колена Ашера. Всего семь семейств (прекратило свое существование) [Танхума]. В Талмуде Йерушалми я нашел (объяснение тому, как пресеклись эти семь родов:) Со смертью Аарона отошли облака славы, и обитатели Кенаана воевали с сынами Исраэля, и те решили возвратиться в Мицраим и отошли назад на восемь переходов, от горы Ор до Мосеры, как сказано: «И сыны Исраэля отправились от источников сынов Йаакана в Мосеру, там умер Аарон» [Дварим 10, 6]. Но ведь он умер на горе Ор, а от Мосеры до горы Ор восемь переходов в обратном направлении. Однако (следует понимать) что они отступили назад, а сыны Леви преследовали их, чтобы возвратить, и убили из них семь семейств. А из сынов Леви пало четыре семейства: семейство Шими и Узиэли, а из сынов Ицара здесь названо только семейство Кораха; что же до четвертого семейства, не знаю, какое (имеется в виду) [Сота 1, 10]. А рабби Танхума разъяснял, что (не упомянутые здесь семейства) погибли во время мора по вине Билама. Однако, если судить по убыли, обнаруженной в колене Шимона при этом счислении по сравнению с первым счислением в пустыне Синай (см. 1, 23), видим, что все двадцать четыре тысячи (погибших от мора; см 25, 9) пали из колена Шимона

14. Это семейства Шимони, двадцать две тысячи двести.

15. Сыны Гада по их семействам от Цефона семейство Цфони, от Хаги семейство Хаги, от Шуни семейство Шуни;

16. От Озни семейство Озни, от Эри семейство Эри;

от Озни. Я полагаю, что это семейство Эцбона, однако не знаю, почему его семейство не названо его именем.

17. От Арода семейство Ароди, от Арэли семейство Арэли.

18. Это семейства сынов Гада по исчисленным их, сорок тысяч пятьсот.

19. Сыны Йеуды Эр и Онан, и умерли Эр и Онан на земле Кенаана.

20. И были сыны Йеуды по их семействам от Шелы семейство Шелани, от Переца семейство Парци, от Зераха семейство Зархи.

21. И были сыны Переца. от Хецрона семейство Хецрони, от Хамула семейство Хамули.

22. Это семейства Йеуды по исчисленным их, семьдесят шесть тысяч пятьсот.

23. Сыны Иссахара по их семействам Тола, семейство Толаи; от Пувы семейство Пуни;

24. От Йашува семейство Йашуви; от Шимрона семейство Шимрони.

от Йашува. Это Иов (см. Берейшит 46, 13), упомянутый среди спустившихся в Мицраим, ибо все семейства названы именами спустившихся в Мицраим. Что же до родившихся с тех пор и далее, то семейства не были названы их именами; исключение составляют семейства Эфраима и Менаше, которые родились в Мицраиме, а также Ард и Нааман, сыновья Белы, сына Биньямина (см. 26, 40). У рабби Моше а-Даршана я нашел (объяснение относительно двух последних): когда их мать шла в Мицраим, она несла их в своем чреве (и, таким образом, они как бы находились среди спускавшихся в Мицраим), поэтому они основали отдельные семейства, как Хецрон и Хамул, которые были внуками Йеуды (см. 26, 21), и как Хевер и Малкиэль, которые были внуками Ашера (см. 26, 45). Это можно рассматривать как аллегорическое толкование, если же нет, то полагаю, что у Белы было много внуков, и от этих двоих, от Арда и Наамана, от каждого произошло семейство многочисленное, и потомки других сыновей были названы именем Белы, а потомки этих двоих были названы их именами. И так же я говорю о сынах Махира, что они образовали два семейства, одно было названо его именем, а другое было названо именем его сына Гилада. Пять семейств убыло из сынов Биньямина, здесь отчасти исполнилось пророчество его матери, которая нарекла ему имя Бен-Они — сын скорби моей (см. Берейшит 35, 18), а в связи с наложницей в Гива (см. Судьи 20, 35) сбылось полностью. Я нашел это у рабби Моше а-Даршана.

25. Это семейства Иссахара по исчисленным их, шестьдесят четыре тысячи триста.

26. Сыны Звулуна по их семействам от Середа семейство Сарди, от Элона семейство Элони, от Йахлеэля семейство Йахлеэли.

27. Это семейства Звулуни по исчисленным их, шестьдесят тысяч пятьсот.

28. Сыны Йосефа по их семействам Менаше и Эфраим.

29. Сыны Менаше от Махира семейство Махири; а Махир породил Гильада, от Гильада семейство Гильади.

30. Вот сыны Гильада: Иезер, семейство Иезри, от Хелека семейство Хелки;

31. И Асриэль, семейство Асриэли, и Шхем, семейство Шихми;

32. И Шемида, семейство Шемидаи; и Хефер, семейство Хефри.

33. А у Цлофхада, сына Хефера, не было сыновей, только дочери, и имена дочерей Цлoфxaдa Махла и Ноа, Хогла, Милка и Тирца.

34. Это семейства Менаше, и исчисленных их пятьдесят две тысячи семьсот.

35. Вот сыны Эфраима по их семействам от Шутелаха семейство Шуталхи, от Бехера семейство Бахри, от Тахана семейство Тахани.

36. И вот сыны Шутелаха от Эрана семейство Эрани.

и вот сыны Шутелаха... Что до всех сыновей Шутелаха, то их потомки названы именем Шутелаха, однако от Эрана произошло многочисленное семейство, названное его именем. Поэтому потомки Шутелаха рассматриваются как два (самостоятельных) семейства (семейство Шутелаха и семейство Эрана). Подведи счет и найдешь в этом разделе пятьдесят семь семейств, а из сынов Леви — восемь, всего шестьдесят пять. И таково значение сказанного «ибо вы малочисленное המעט» [Дварим 7, 7] — на пять (ה) меньше (מעט), вас на пять меньше, чем семейств всех народов, которых всего есть семьдесят. Также и это позаимствовано мною у рабби Моше а-Даршана, но мне пришлось убавлять и прибавлять к его словам.

37. Это семейства сынов Эфраима по исчисленным их тридцать две тысячи пятьсот. Это сыны Йосефа по их семействам.

38. Сыны Биньямина по их семействам: от Белы семейство Бальи, от Ашбеля семейство Ашбели, от Ахирама семейство Ахирами;

от Ахирама. Это Эхи, который спустился в Мицраим (см. Берейшит 46, 21). А потому, что ему было наречено имя в честь Йосефа, который был אח, братом (Биньямина), и רם, выше его (см. Раши к Берейшит 43, 30), он был назван אחירם.

39. От Шефуфама семейство Шефуфами, от Хуфама семейство Хуфами.

от Шефуфама. Он же Мупим, (назван так) потому что Йосеф был согбенным (שפוף) среди иноверцев.

40. И были сыны Белы Ард и Нааман, семейство Арди, от Наамана семейство Наами.

41. Это сыны Биньямина по их семействам, и их исчисленных сорок пять тысяч шестьсот.

42. Вот сыны Дана по их семействам: от Шухама семейство Шухами. Это семейства Дана по их семействам.

от Шухама. Он же Хушим (см. Берейшит 46, 23).

43. Всех семейств Шухами по их исчисленным шестьдесят четыре тысячи четыреста.

44. Сыны Ашера по их семействам от Имны семейство Имны, от Ишви семейство Ишви, от Бериа семейство Берии.

45. От сынов Берии, от Хевера семейство Хеври, от Малкиэля семейство Малкиэли.

46. А имя дочери Ашера — Серах.

а имя дочери Ашера — Серах. Потому что она была еще жива, названа здесь [Седер олам].

47. Это семейства сынов Ашера по исчисленным их, пятьдесят три тысячи четыреста.

48. Сыны Нафтали по их семействам: от Йахцеэля семейство Йахцеэли, от Гуни семейство Гуни;

49. От Ецера семейство Ицри, от Шилема семейство Шилеми.

50. Это семейства Нафтали по их семействам, и их исчисленных сорок пять тысяч четыреста.

51. Вот исчисленные из сынов Исраэля: шестьсот одна тысяча семьсот тридцать.

Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №115.

(1) Не нам, о Б-г, не нам, но имени Твоему воздай славу ради милосердия Твоего, ради истины Твоей. (2) Зачем говорят народы: «Где же Всесильный [Б-г] их?». (3) Всесильный наш в небесах — все, что хочет, делает Он. (4) Их же истуканы из серебра и золота — творения рук человеческих. (5) Уста у них не говорящие, глаза у них невидящие. (6) Уши у них, но они не слышат, ноздри у них, но они не обоняют. (7) Руки у них, но они не осязают, ноги у них, но они не ходят, гортанью своей голоса не издают. (8) Подобны им да будут те, кто делает их, всякий, кто надеется на них. (9) Израиль, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (10) Дом Аарона, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (11) Благоговеющие пред Б-гом, надейтесь на Б-га! Он — спасение и оплот! (12) Б-г, вспомнив нас, благословит. Благословит Он дом Израиля, благословит Он дом Аарона. (13) Благоговеющих пред Б-гом благословит Он — малых и больших. (14) Приумножит вам Б-г еще и еще, вам и детям вашим. (15) Благословенны вы пред Б-гом, сотворившим небеса и землю. (16) Небеса, небеса — Б-га, землю же Он отдал сынам человеческим. (17) Не мертвые славят Б-га и не спускающиеся в могилу. (18) Но мы благословлять будем Б-га отныне и вовеки. Славьте Б-га!

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №90.

(1) Молитва Моше1, человека Всесильного [Б-га]. Г-сподь! Прибежищем Ты был для нас в каждом поколении. (2) Прежде, чем появились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты — Всесильный [Б-г]! (3) Ты доводишь человека до изнеможения и говоришь: «Возвратитесь, сыны человеческие!» (4) Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он, словно стража в ночи. (5) Они текут как во сне: под утро, как сено увядают. (6) Утром цветет и зеленеет, вечером — вянет и засыхает. (7) Ибо от гнева Твоего мы изнемогаем, негодование Твое приводит нас в смятение. (8) Поставил Ты грехи наши пред Собою, скрытые наши проступки — пред светочем лика Твоего. (9) Все дни наши прошли в гневе Твоем, мы теряем лета наши, словно звук. (10) Дней нашей жизни — семьдесят лет, а при [большой] крепости — восемьдесят лет, надменность их — суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы. (11) Кто познал силу гнева Твоего? Как и Ты, негодование Твое грозно. (12) Научи нас вести счет нашим дням и мы наполним [наше] сердце мудростью. (13) Обратись, Б-г, доколе [будешь гневаться на нас]? Пожалей рабов Своих! (14) Насыщай нас по утрам милосердием Своим, и будем мы петь и радоваться все годы наши! (15) Радуй же нас за дни, [в которые] Ты заставлял нас страдать, за годы, [в которые] мы видели горе. (16) Да откроется деяние Твое взору рабов Твоих и великолепие Твое — их детям. (17) И да будет благоволение Г-спода, Всесильного нашего, на нас, и творение рук наших утверди нам, творения рук наших утверди!

1 Следующие одиннадцать песен (90-100) составил Моше. Давид включил их в книгу Теилим (Мецудат Давид).

Псалом №91.

(1) Живущий под покровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоящийся! (2) Скажу я Б-гу: «[Ты] — защита моя и оплот мой, Всесильный мой, на Которого я полагаюсь». (3) Ибо Он спасет тебя от западни, от губительного мора. (4) Крылом Своим прикроет Он тебя, под крыльями Его ты приютишься, щитом и кольчугой [будет для тебя] Его истина. (5) Не будешь бояться ни страхов ночных, ни стрелы, летящей днем, (6) ни мора, который во мраке ходит, ни гибели, свирепствующей в полдень. (7) Падут возле тебя тысяча, мириада — по правую руку твою, но к тебе не подойдут. (8) Только глазами своими смотреть будешь, возмездие злодеям увидишь. (9) Ибо ты [сказал]: «Б-г — укрытие мое», Всевышнего избрал ты приютом твоим. (10) Не случится с тобою несчастья, беда не приблизится к шатру твоему. (11) Ибо ангелам Своим заповедал Он о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. (12) На руках они будут нести тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. (13) На льва ли, на аспида наступишь, топтать будешь молодого льва и дракона. (14) «Ибо он Меня возжелал — Я его избавил; его Я возвышу, ибо имя Мое он познал. (15) Ко Мне он взывает — Я отвечаю ему, с ним Я вместе в беде. Я его избавляю и прославляю. (16) Долголетием насыщу его и явлю ему спасение Мое».

Псалом №92.

(1) Песнь на день субботний. (2) Хорошо славить Б-га и петь имени Твоему, Всевышний, (3) возвещать утром милосердие Твое, истину Твою — в ночи, (4) на десятиструнной и на лире, голосом в сопровождении арфы. (5) Ибо Ты возвеселил меня, Б-г, деянием Твоим: я ликую о творениях рук Твоих. (6) Как велики творения Твои, Б-г! Очень глубоки мысли Твои! (7) Человек неразумный не знает, глупец не уразумеет этого. (8) Когда процветают злодеи — [это] как трава, [когда] все творящие кривду цветут — [это для того], чтобы быть истребленными на веки вечные1. (9) А Ты высок вовеки, Б-г! (10) Ибо вот, враги Твои, Б-г, вот враги Твои пропадают, распадаются все творящие кривду. (11) Весьма возвысил Ты меня, умащен я свежим маслом. (12) Глаз мой взирает на желающих мне зла, о злодеях, восстающих на меня, слышат мои уши. (13) Праведник цветет, словно пальма, как кедр возвышается на Ливане2. (14) Насажденные в Доме Б-га, во дворах Всесильного нашего цветут они. (15) Они и в старости плодовиты, сочны и свежи, (16) чтобы возвещать, что справедлив Б-г, твердыня моя, и нет кривды у Него.

1 То, что злодеям дается возможность процветать в этом мире, это лишь для того, чтобы рассчитаться с ними за то немногое добро, которое они делали, и полностью лишить их удела в мире грядущем. Они процветают как трава, которая так же быстро увядает (Мецудат Давид).
2 В отличие от злодеев, процветание которых кратковременно «как трава», праведник возвышается как кедр и как пальма (Радак).

Псалом №93.

(1) Б-г воцарился1, облекся величием, облекся Б-г могуществом, препоясался [им]. Также устроил вселенную, не пошатнется она. (2) Утвержден престол Твой издавна, предвечный Ты! (3) Возвышают реки, Б-г, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. (4) Сильнее шума вод многих, могучих волн морских, могуч в высотах Б-г. (5) Свидетельства Твои верны совершенно. Дому Твоему, Б-г, — краса святости на долгие дни.

1 Эта песнь и последующие семь говорят о днях Мошиаха (Радак).

Псалом №94.

(1) Всесильный [Б-г] отмщения, Б-г, Всесильный [Б-г] отмщения, прояви себя! (2) Возвеличься, судья земли, воздай возмездие высокомерным. (3) Доколе злодеи, о Б-г, доколе злодеи торжествовать будут? (4) [Доколе] изрекать дерзкие речи, превозноситься будут все творящие кривду? (5) Притеснять народ Твой, Б-г, [доколе] будут угнетать наследие Твое? (6) Вдову и пришельца казнить, сирот убивать? (7) Говорить: «Не видит Б-г, не внимает Всесильный [Б-г] Яакова». (8) Поймите, неразумные в народе! Когда вы поумнеете, глупцы? (9) Тот, Кто создал [человеку] ухо, разве не слышит? Или Тот, Кто глаз образовал, разве не видит? (10) Тот, Кто карает народы, разве не обличит [вас]? Тот, Кто учит человека знанию, — (11) Б-г знает мысли человека, ибо они тщета1. (12) Счастлив человек, которого наставляешь Ты, Б-г, и Закону Своему обучаешь, (13) чтобы дать ему покой в дни бедствия, доколе выроется злодею яма. (14) Ибо не покинет Б-г народа Своего, не оставит Он наследия Своего. (15) Ибо к правде возвратится суд, а за ним — все честные сердцем2. (16) Кто постоит за меня против злодеев? Кто станет за меня против творящих кривду? (17) Если бы не Б-г был мне в помощь, душа моя поселилась бы вскоре в могиле. (18) Когда я говорил: «Пошатнулась нога моя», — милосердие Твое, Б-г, поддерживало меня. (19) При множестве скорбных мыслей моих внутри меня, утешения Твои радуют душу мою. (20) Сообщается разве с Тобою трон губителей, возводящих насилие в закон, (21) ополчающихся на душу праведника, кровь невинную обвиняющих? (22) Но Б-г был оплотом моим, Всесильный мой — твердыня убежища моего. (23) Он обратит против них насилие их, злодейством их Он истребит их, истребит их Б-г Всесильный наш.

1 Нетрудно Ему проникнуть в мысли человека — не так уж они глубоки по сравнению с Его мыслями (Мецудат Давид).
2 В конечном итоге суд закончится оправданием человека, ибо наказания искупят вину, люди станут честными в сердце, т. к. искупят вину и будут знать, что наказание неизбежно (Мецудат Давид).

Псалом №95.

(1) Идите, будем воспевать Б-га, трубить будем твердыне спасения нашего1. (2) Встретим Его с благодарением, с песнями восклицать будем Ему, (3) что Б-г — великая сила, властелин великий над всеми силами. (4) В руке Его — тайны земли, высоты гор — Его же. (5) Море Его — Он создал его, сушу образовали руки Его. (6) Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Б-гом, Творцом нашим, (7) ибо Он — Всесильный наш, а мы, народ, — паства Его, ручное стадо2 Его, — если бы только вы сегодня послушали голоса Его: (8) «Не ожесточайте сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, (9) где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дело Мое. (10) Сорок лет раздражало Меня поколение то, и сказал Я: "Это народ, блуждающий сердцем. Не знают они путей Моих". (11) Потому поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой».

1 Так будут говорить евреи друг другу в дни Мошиаха: «Воспоем Б-га, Который избавил нас» (Радак).
2 Как милосердный пастух, который ведет стало овец рукой, а не гонит их палкой (Мецудат Давид).

Псалом №96.

(1) Воспойте Б-гу новую песнь, воспойте Б-гу, вся земля! (2) Пойте Б-гу, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день спасение Его. (3) Рассказывайте народам о славе Его, всем племенам — о дивных делах Его. (4) Ибо велик Б-г и достоин похвал беспредельных, Он страшнее всех богов1. (5) Ибо все боги народов — никчемны, а Б-г небеса сотворил. (6) Слава и величие пред Ним, могущество и краса в святилище Его. (7) Воздайте Б-гу, семьи народов, воздайте Б-гу славу и мощь. (8) Воздайте Б-гу славу имени Его, несите приношение, приходите во дворы Его (9) Поклонитесь Б-гу в священном трепете, благолепии, трепещите пред Ним, все [жители] земли! (10) Возвестите между народами: «Б-г царствует, потому вселенная устроена — не поколеблется. Он будет судить народы по справедливости». (11) Да возвеселятся небеса, да торжествует земля, громко рокочет море и [существа], наполняющие его. (12) Да радуется поле и все, что на нем, да ликуют все деревья лесные (13) пред Б-гом, ибо Он идет, ибо идет Он судить землю. Он будет судить вселенную по справедливости, народы — по истине Своей.

1 Всех воинств небесных, которым поклоняются язычники (Радак).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.

Выбор главы Псалмов по номеру (введите цифру от 1 до 150):

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам
(введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

19 Тамуза

Это понятно, однако, в связи с написанным: «Ибо удел (хелек) Всевышнего Его народ и т. д.». Еврейский народ — часть (хелек) имени Авайе, благословен Он, как написано: «И вдохнул в его ноздри душу жизни». И написано также в книге «Зоар»: «Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его и т. д.». Хотя нет у Него телесной формы, не дай Б-г нам подумать подобное, но Тора говорит языком людей. Есть, например, большой разрыв и различие в нижнем человеке между дыханием, исходящим из уст речи, и тем, что. исходит при глубоком вздохе. В дыхание, выходящее при речи, облечена ничтожная доля силы и витальности, и это — внешняя часть живой души, что в нем. Но когда дыхание вырывается при выдохе из глубины, в него облечена сила и витальность глубоко внутренней части его живой души и т. д.

Календарь «День за днем» (а-Йом йом)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

Сегодня 19 Таммуза

Из обычаев, которых придерживался Ребе Шолом-Дов-Бер. Когда он отправлялся из дома в поездку, несмотря на то, что оставался в том месте, куда приехал, в течение нескольких месяцев, — каждый день произносил дорожную молитву «без Имени и Царства» (т.е. вместо «Благословен Ты, Господь, внимающий молитве» он произносил «Благословен Ты, внимающий молитве»).

РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 250

245-я заповедь «не делай» — запрещение грабить, т.е. силой, не таясь, забирать чужое имущество. Об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не грабь» (Ваикра 19:13). И пояснили мудрецы (Бава кама 796): «Не грабь» — не отнимай силой; и это подобно сказанному в стихе (Шмуэль II 23:21): «А в руке у того египтянина было копье, и подошел он (Бенаяу) с палкой к нему (к египтянину), и вырвал (дословно „и ограбил“) копье из руки египтянина».

Этот запрет относится к категории «лав шэнитак лаасэ» (т.е. к таким запретам, наряду с которыми Тора дает повеление, как обязан поступить тот, кто нарушил этот запрет). И об этом Его речение: «Если кто-нибудь согрешит перед Всевышним... и будет виновен в грабеже... то, признав вину, он должен возвратить то награбленное, что награбил» (Ваикра 5:21,23). И даже если заповедь «Делай» уже невозможно выполнить, нарушитель этого запрета не карается бичеванием, поскольку он обязан возместить ущерб потерпевшему (а, согласно общему правилу, за одно преступление не налагают двух наказаний — и платежей, и наказания бичеванием). И если украденный предмет сгорел или утонул в море, грабитель возвращает потерпевшему его стоимость. А если грабитель первоначально отрицал свое преступление и поклялся, что невиновен, он должен добавить к стоимости награбленного «хомеш» (пятую часть) и принести повинную жертву, как мы указали в соответствующем месте. И это разъяснено в конце трактата Макот (16а).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой и 10-ой главах трактата Бава кама.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Система Orphus