ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Эта страница обновляется автоматически в 24:00 по израильскому времени.

Если вы еще не молились, то перед началом чтения желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

Недельная глава Торы с комментарием РАШИ (ХУМАШ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Ваэйра

Второй день

14. Вот главы их отчих домов: сыны Реувена, первенца Исраэля: Ханох и Палу, Хецрон и Карми — это семейства Реувена.

вот главы их отчих домов. Поскольку понадобилось дать родословную колена Леви до Моше и Аарона ради Моше и Аарона, (Писание) приступает к росписи родословия по порядку рождения, от Pеyвeна. А в Пcиктa рабати я видел (толкование:) так как перед смертью наш отец Яаков порицал этих трех (родоначальников) колен. Писание дополнительно излагает здесь только их родословие, (тем самым) говоря, что они (также люди) достойные.

15. А сыны Шимона: Йемуэль, и Йамин, и Оад, и Йахин, и Цохар, и Шауль, сын женщины кенаанейской — это семейства Шимона.

16. А вот имена сынов Леви по (порядку) их рождения: Гершом, и Кеат, и Мeари. А лет жизни Леви— сто тридцать семь лет.

а лет жизни Леви... Почему отмечено число лет Леви? Чтобы показать, как долго (продолжалось) порабощение, ведь до тех пор, пока жил (хотя бы) один из (родоначальников) колен, не было порабощения, ибо сказано: «И умер Йосеф и все его братья» [1, 6], и далее (сказано:) «и встал новый царь» [1, 8], а Леви жил дольше всех [Шмот раба 1]. (Когда Яаков пришел со своими сыновьями в Мицраим, Леви было 43 года, в Мицраиме он прожил 94 года; от прихода в Мицраим до исхода оттуда прошло 210 лет, из них на протяжении 116 лет сынов Исраэля порабощали.)

17. Сыны Гершома: Ливни и Шими с их семействами.

18. А сыны Kеaта: Амрам, и Ицар, и Хеврон, и Узиэль. А лет жизни Kеaта — сто тридцать три года.

а лет жизни Кеата... а лет жизни Амрама... Исходя из этого счета, можем судить о четырехсотлетнем периоде жизни сынов Исраэля, о котором говорит Писание [Берейшит 15, 15], (то есть) что это не только (годы, прожитые) в стране Мицраим, но со дня рождения Ицхака, ибо Kеaт был среди пришедших в Мицраим (с Яаковом). Сочти все его годы (133, включая даже годы, прожитые им вне пределов Мицраима) и годы (жизни) Амрама (137) и (прибавь также) восемьдесят лет Моше (столько было ему при исходе из Мицраима), — ты не получишь (в результате) 400 лет, (к тому же) много лет сыновей включены в годы жизни отцов (т. е. при подсчете мы не учли, сколько лет было отцу при рождении сына).

19. А сыны Мерари: Махли и Муши. Это семейства Леви по их рождению.

20. И взял Амрам Йохевед, сестру своего отца, себе в жены, и она родила ему Аарона и Моше. А лет жизни Амрама — сто тридцать семь лет.

Йохевед, свою тетю. Сестру своего отца [Онкелос]. Дочь Леви, сестру Кеата.

21. А сыны Ицара: Корах, и Нефег, и Зихри.

22. А сыны Узиэля: Мишаэль, и Элцафан, и Ситри.

23. И взял Аарон Элишеву, дочь Аминадава, сестру Нахшона, себе в жены, и она родила ему Надава и Авиу, Элазара и Итамара.

сестру Нахшона. Из того, (что в связи с женитьбой упоминается, чьей сестрой была невеста) делаем вывод: тот, кто хочет жениться, должен присмотреться к братьям (девушки) [Бава батра 110 а].

24. А сыны Кораха: Асир, и Элкана, и Авиасаф, — это семейства Кораха.

25. А Элазар, сын Аарона, взял себе из дочерей Путиэля, (одну из них) себе в жены, и она родила ему Пинхаса. Это главы отчих (домов) левиим по их семействам.

из дочерей Путиэля. Из потомков Итро (см. Раши к 4, 8), (который назван Путиэлем за то) что откармливал (פטם) тельцов для служения идолам, и из потомков Йосефа, который превозмог, обуздал свое побуждение (פטפט — противился, перечил и обуздал) [Сота 43 а; Бава батра 109 б].

26. Это Аарон и Моше, которым Г-сподь сказал: Выведите сынов Исраэля из земли Мицраима с их воинствами.

это Аарон и Моше. Это упомянутые выше, которых Йохевед родила Амраму. ומשה אהרן הוא Иногда Аарон назван перед Моше, иногда Моше перед Аароном, чтобы указать, что они равны [Мехильта]. צבאתם על (То же, что) בצבאותם, с их воинствами, все их воинство по их коленам. Иногда על заменяет одну букву (предлог — префикс «бет», например:) «חרבך על будешь жить» [Берейшит 27,40] — то же, что בחרבך, твоим мечом; вы стояли חרבכם על [Йехезкель 33, 26] то же, что בחרבכם вашим мечом.

27. Это (те), которые говорили Паро, царю Мицраима, чтобы вывести сынов Исраэля из Мицраима; это Моше и Аарон.

те, которые говорили... Те, кому было велено (говорить с Паро), те и выполнили (повеление).

это Моше и Аарон. Они (были тверды в исполнении) миссии и в праведности своей от начала и до конца [Mегилa 11 а].

28. И было в день, (когда) говорил Г-сподь Моше на земле Мицраима.

и было в день, когда говорил... (Этот стих) связан со стихом, следующим за ним.

Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №115.

(1) Не нам, о Б-г, не нам, но имени Твоему воздай славу ради милосердия Твоего, ради истины Твоей. (2) Зачем говорят народы: «Где же Всесильный [Б-г] их?». (3) Всесильный наш в небесах — все, что хочет, делает Он. (4) Их же истуканы из серебра и золота — творения рук человеческих. (5) Уста у них не говорящие, глаза у них невидящие. (6) Уши у них, но они не слышат, ноздри у них, но они не обоняют. (7) Руки у них, но они не осязают, ноги у них, но они не ходят, гортанью своей голоса не издают. (8) Подобны им да будут те, кто делает их, всякий, кто надеется на них. (9) Израиль, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (10) Дом Аарона, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (11) Благоговеющие пред Б-гом, надейтесь на Б-га! Он — спасение и оплот! (12) Б-г, вспомнив нас, благословит. Благословит Он дом Израиля, благословит Он дом Аарона. (13) Благоговеющих пред Б-гом благословит Он — малых и больших. (14) Приумножит вам Б-г еще и еще, вам и детям вашим. (15) Благословенны вы пред Б-гом, сотворившим небеса и землю. (16) Небеса, небеса — Б-га, землю же Он отдал сынам человеческим. (17) Не мертвые славят Б-га и не спускающиеся в могилу. (18) Но мы благословлять будем Б-га отныне и вовеки. Славьте Б-га!

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №1191.

[«Алеф»] (1) Счастливы те, чей путь непорочен, те, кто следует учению Б-га. (2) Счастливы те, кто хранит свидетельства2 Его, кто всем сердцем ищет Его. (3) Они также не делают кривды, ходят путями Его. (4) Ты повеления Свои заповедал строго соблюдать. (5) Молю, пусть направляемы будут пути мои — соблюдать уставы Твои. (6) Тогда не устыжусь, созерцая все заповеди Твои. (7) Славить буду Тебя с честным сердцем, изучая законы правды Твоей. (8) Уставы Твои я хранить буду очень — не покидай меня!

[«Бет»] (9) Чем облагородит юноша путь свой? Соблюдая [всё] по слову Твоему. (10) Всем сердцем своим искал я Тебя, не дай мне ошибиться, [отступить от] заповедей Твоих. (11) В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобой. (12) Благословен Ты, Б-г, -научи меня уставам Твоим! (13) Устами моими возвещал я все правосудие уст Твоих. (14) На пути Твоих свидетельств радовался я, как всякому богатству. (15) Повеления Твои я буду обсуждать, созерцая пути Твои. (16) Уставами Твоими увлекаюсь я, не забуду слова Твоего!

[«Гимель»] (17) Прояви милость рабу Твоему — я буду жить и хранить слово Твое. (18) Открой глаза мои, я буду созерцать чудеса в учении Твоем. (19) Странник я на земле — не утаивай от меня заповедей Твоих! (20) Сокрушена душа моя от влечения к законам Твоим во всякое время. (21) Ты грозил злоумышленникам, проклятым, отступающим от заповедей Твоих. (22) Сними с меня стыд и позор, ибо свидетельства Твои я хранил. (23) И князья сидели, обо мне говорили, — [но] раб Твой обсуждал уставы Твои. (24) И свидетельства Твои — увлечение мое, советники мои.

[«Далет»] (25) Прильнула к праху душа моя, оживи меня по слову Твоему! (26) Поведал я о путях своих, и Ты ответил мне. Научи меня уставам Твоим. (27) Путь повелений Твоих дай мне понять, буду рассказывать о чудесах Твоих. (28) Истаивает от грусти душа моя, укрепи меня по слову Твоему. (29) Путь лжи устрани от меня и учение Твое даруй мне. (30) Путь веры избрал я, законы Твои поставил пред собой. (31) Прильнул я к свидетельствам Твоим, Б-г, — не позорь меня! (32) Путем заповедей Твоих поспешу, когда Ты дашь простор сердцу моему.

[«Эй»] (33) Укажи мне, Б-г, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. (34) Вразуми меня, и я буду соблюдать учение Твое и хранить его всем сердцем. (35) Веди меня по пути заповедей Твоих, ибо его я страстно возжелал. (36) Склони сердце мое к свидетельствам Твоим, а не к корысти. (37) Отврати глаза мои от созерцания тщеты, [в созерцании] пути Твоего придай мне жизненных сил. (38) Утверди рабу Твоему слово Твое ради благоговения пред Тобою. (39) Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо правосудие Твое благородно. (40) Вот, возжелал я повелений Твоих, правдой Твоей придай мне жизненных сил!

[«Вав»] (41) И да придет ко мне милосердие Твое, Б-г, спасение от Тебя — по слову Твоему. (42) И я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю я на слово Твое. (43) Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо на правосудие Твое уповаю я. (44) И хранить буду учение Твое всегда, во веки веков. (45) И ходить буду на просторе, ибо повеления Твои искал я. (46) И говорить буду о свидетельствах Твоих перед царями, и не буду стыдиться. (47) И увлекаться буду заповедями Твоими, которые я люблю. (48) И вознесу я руки свои к заповедям Твоим, которые я люблю, и рассуждать буду об уставах Твоих.

[«Зайн»] (49) Вспомни слово Твое к рабу Твоему, которым Ты обнадежил меня. (50) Это утешение мое в бедствии моем, ибо слово Твое придало мне жизненных сил. (51) Злодеи осмеивали меня до чрезвычайности, [но] от учения Твоего не уклонился я. (52) Вспоминаю я правосудие Твое издревле, о Б-г, и утешаюсь. (53) Ужас охватил меня из-за нечестивых, оставляющих учение Твое. (54) Песнопениями были мне уставы Твои в доме странствования моего. (55) Вспоминал я ночью имя Твое, о Б-г, и сохранял учение Твое. (56) Это сталось со мной, потому что соблюдал я учение Твое.

[«Хет»] (57) Доля моя, Б-г, — сказал я, — соблюдать слова Твои. (58) Умоляю Тебя всем сердцем — помилуй меня по слову Твоему. (59) Размышляя о путях своих, обращал я стопы свои к свидетельствам Твоим. (60) Торопился я и не медлил — чтобы хранить заповеди Твои. (61) Банды нечестивых окружили меня, но учение Твое не забыл я. (62) В полночь встаю я благодарить Тебя за правосудие Твое справедливое. (63) Друг я всем, кто благоговеет пред Тобою и хранит повеления Твои. (64) Милосердием Твоим, о Б-г, наполнена земля — научи меня уставам Твоим.

[«Тет»] (65) Хорошо поступил Ты с рабом Твоим, о Б-г, — согласно слову Твоему. (66) Хорошему разумению и познанию научи меня, ибо в заповеди Твои я верю. (67) До того, как страдал я, заблуждался я, а ныне слово Твое храню. (68) Добр Ты и творишь добро, научи меня уставам Твоим. (69) Замышляющие на меня зло сплетают ложь — я же всем сердцем буду соблюдать повеления Твои. (70) Ожирело сердце их, как тук, — я же учением Твоим утешаюсь. (71) Хорошо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим. (72) Учение уст Твоих для меня лучше тысяч [монет из] золота и серебра.

[«Йуд»] (73) Руки Твои сотворили меня и усовершенствовали меня, вразуми меня — научусь я заповедям Твоим. (74) Благоговеющие пред Тобою увидят меня, возрадуются, что я уповаю на слово Твое. (75) Знаю я, Б-г, что правосудие Твое справедливо, и правильно Ты наказывал меня. (76) Пусть будет милосердие Твое утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему. (77) Да придет ко мне милосердие Твое, и буду я жить, ибо учение Твое — увлечение мое. (78) Да будут пристыжены злоумышленники, ибо ложно обвиняют меня, — я же говорить буду о повелениях Твоих. (79) Да возвратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие свидетельства Твои. (80) Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, дабы я не посрамился.

[«Каф»] (81) Изнемогает душа моя о спасении Твоем, уповаю я на слово Твое. (82) Истаивают глаза мои о слове Твоем, говорю я: когда утешишь Ты меня? (83) Я стал, как мех в дыму3, [но] уставов Твоих не забыл. (84) Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь Ты суд над гонителями моими? (85) Рыли злоумышленники ямы для меня, вопреки учению Твоему. (86) Все заповеди Твои верны, несправедливо преследуют меня, помоги мне. (87) Едва не погубили меня на земле, но не оставил я повелений Твоих. (88) По милосердию Твоему придай мне жизненных сил, я буду хранить свидетельства уст Твоих.

[«Ламед»] (89) Вовек, о Б-г, слово Твое установлено на небесах. (90) Вера Твоя — из поколения в поколение. Ты устроил землю, и она стоит. (91) По законам Твоим все стоит доныне, ибо все служат Тебе. (92) Если бы не учение Твое было увлечением моим, погиб бы я в бедствии моем. (93) Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты придаешь мне жизненные силы. (94) Твой я — спаси меня, ибо спрашивал я повелений Твоих. (95) Злодеи надеялись погубить меня, [а] я размышляю о свидетельствах Твоих. (96) Видел я предел всякого совершенства, [но] заповедь Твоя обширна безмерно.

1 119-я глава составлена в порядке еврейского алфавита, причем каждой букве отведено восемь стихов: первые восемь стихов начинаются с буквы «алеф», вторые восемь — с буквы «бейт», третьи — с буквы «гимель», и т. д. В каждом стихе этой главы (кроме 122-го) содержатся слова «путь», «Тора», «заповеди» «правосудие», «слово», «речь» (Ибн Эзра). Эта глава также используется для молитвы в трудные моменты (во время тяжелой болезни, бедствия). В таких случаях читают те стихи (по восемь), из начальных букв которых составляется имя человека, за которого произносится молитва.
2 «Свидетельства» — заповеди, являющиеся свидетельствами, напоминающими о сотворении мира или других знаменательных событиях, например о субботе, праздниках и т. п. (Мецудат Цийон).
3 Как мешок из кожи, который высыхает на дыму (Раши).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.

Выбор главы Псалмов по номеру (введите цифру от 1 до 150):

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам
(введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

25 Тевета

Глава шестнадцатая

И это великое правило для средних в служении Всевышнему: самое основное — подчинить себе свою натуру, что в левой полости сердца, и овладеть ею с помощью света Всевышнего, освещающего Божественную душу, находящуюся в мозгу, — властвовать над сердцем, размышляя в уме о величии Эйн Софа, благословен Он, и понимание этого породит в уме дух знания и трепета перед Ним, и он станет «избегать зла», [то есть запрещенного] Торой и мудрецами, избегать нарушения даже самого малого из предписаний мудрецов, сохрани Б-г, а в сердце будет любовь к Б-гу, в правой его полости, и жажда и желание соединиться с Ним через исполнение предписаний Торы и мудрецов и через изучение Торы, равноценное исполнению всего.

И еще следует знать великое правило в служении средних — даже если интеллект человека и его дух разумения недостаточны для порождения в сердце ощутимой любви к Б-гу, так, чтобы сердце горело, как угли пылающие, великой страстью, и желанием, и ощутимым в сердце стремлением стать приверженным Ему, есть все же любовь, скрытая в его уме и в тайниках его сердца*,

* Примечание.

А причина этого, — что его разум, нефеш, руах и нешама коренятся на уровне зачатия и сокровения в интеллекте, а не на уровне рождения и раскрытия, как это известно сведущим в тайной мудрости.

а именно — когда сердце понимает духом мудрости и разумения, которые в мозгу, величие Эйн Софа, благословен Он, [то есть] что все по сравнению с Ним как бы совершенно не существует, и потому подобает Ему, благословенному, чтобы душа всякого живого существа стремилась к Нему, дабы стать Ему приверженной и соединиться с Его светом. И нефеш и руах, которые в нем, надлежит стремиться к Нему и жаждать и желать выйти из своей оболочки, то есть из тела, и стать приверженным Ему, и лишь помимо своей воли они живут в теле, заключены в нем и подобны женам, лишившимся мужей. Их мысль не постигает Его совершенно, разве только в то время, когда она постигает Тору и ее заповеди и в них облекается, как в сравнении об обнимающем короля, которое приводилось выше3. И потому им надлежит обнять Его всем сердцем, всей душой и всеми силами, именно исполняя 613 заповедей действием, речью и мыслью, а мысль — постижение и знание Торы, как говорилось выше.

И вот, когда [средний] углубляется в это разумением своим, скрытым в тайниках сердца и мозга, и уста его согласны с сердцем, ибо устами он выполняет то, что решено разумением сердца и мозга, а именно все желания его обращены к Торе Всевышнего и он думает о ней днем и ночью, изучая ее и произнося [ее слова], а также и руки и все остальные члены исполняют заповеди, как решено разумением сердца его и мозга, [тогда] это разумение облекается в действие, речь и мысль Торы и заповедей и становится для них мозгом, и жизненной силой, и «крыльями», на которых они поднимаются ввысь так же, как если бы он был движим подлинными страхом и любовью, ощутимыми сердцем (то есть желанием, жаждой и стремлением, ощутимыми сердцем и душой, жаждущей Б-га оттого, что в его сердце любовь как пылающие угли, как говорилось выше). Ибо именно разумение это, скрытое в разуме и в тайниках сердца, побуждает его обращаться к этим занятиям, и если бы он не углублялся в размышление, движимый этим разумением, он совсем не обращался бы к ним и был бы занят только удовлетворением телесных потребностей. (И даже тот, кто обладает естественной склонностью к усиленным умственным занятиям, все же по природе больше любит свое тело.)

Календарь «День за днем» (а-Йом йом)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

25 Тевета

В году издания календаря, этот день выпал на субботу, в которую благословляли новомесячье Швата. Ранним утром произносят всю книгу Псалмов. В этот день устраивают хасидское застолье.

Отрывок из пророков: «В будущем укоренит...»

Из беседы Ребе Шолом-Дов-Бера:

Выход из Египта — выход из ограничений1, а хасидизм предназначен для того, чтобы выйти из ограничений мира. Но существует различие:

Выход из Египта — выход из ограничений через разбитие ограничений и оставление места ограничений. Поэтому евреи бежали из Египта.

«Выход из Египта» с точки зрения хасидизма — выход из ограничений через «переборку» — очищение материальности и исправление мира, — выход из ограничений мира, оставаясь в мире. То есть, оставаясь в мире, необходимо двигаться в направлении выхода из «теснин» и ограничений мира, раздвинуть «теснины» и ограничения и почувствовать истину: что сам мир, на самом деле, благ, поскольку все, что в нем происходит — воля Благословенного. Это осуществляется с помощью хасидского Служения.

1 Игра слов: «Мицраим» (Египет) — «мейцарим» (теснины, ограничения).

РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 93

161-я заповедь «не делай» — запрещение первосвященнику брать в жены вдову. И об этом речение Всевышнего, да будет Он превознесен: «Вдову и разведенную, и профанированную, и блудницу пусть он не берет» (там же 21:14).

В трактате Кидушин (77а) объяснено, что запрет относительно разведенной, профанированной и блудницы повторен в этом речении для того, чтобы научить нас: если первосвященник берет в жены женщину, которая является одновременно и вдовой, и разведенной, и блудницей, и профанированной, — он наказывается бичеванием четырехкратно (4 раза по 39 ударов), а простой коэн в таком случае наказывается троекратно.

Там (в трактате Кидушин) написано: «Первосвященник, взявший в жены вдову, разведенную, профанированную и блудницу, — если порядок именно такой — карается бичеванием за нарушение каждого из запретов отдельно». И разъяснено, что речь идет о совмещении всех этих свойств в одной женщине. А сказав «если порядок именно такой», мудрецы имели в виду, что женщина приобрела все эти свойства именно в той последовательности, которая указана в стихе Торы: т.е. сначала она стала вдовой, затем, вступив в новый брак, получила развод, затем уже, вступив в запрещенную близость с коэном, приобрела статус «профанированной», и наконец, вступив в какую-либо иную запрещенную Торой близость, приобрела статус «блудницы». И если первосвященник берет в жены такую женщину, за одну запретную близость с ней он карается бичеванием четырехкратно.

У нас действует правило, что, когда человек сразу преступает несколько запретов Торы, наказания за эти преступления суммируются только в трех следующих случаях: первый — если одним действием нарушаются несколько запретов последовательно и последующее преступление более серьезно, чем предыдущие; второй — если последовательно нарушаются все более широкие запреты; третий — если несколько запретов нарушаются одним действием одновременно, как мы разъясняли в соответствующем месте, в комментарии к трактату Критот (3:4). И в данном примере: если женщина, запрещенная первосвященнику, приобрела все перечисленные свойства именно в порядке, указанном в стихе Торы, получается, что каждый последующий запрет более строг, чем все предыдущие, как разъяснено там.

Если же первосвященник последовательно нарушает эти запреты, вступая в близость с несколькими женщинами: например, сначала с вдовой, затем с другой женщиной — профанированной, потом с третьей — блудницей, и, наконец, с четвертой — разведенной, совершенно ясно, что он карается бичеванием за нарушение каждого из запретов в отдельности.

И возможно, вы возразите мне, сказав: у нас существует принцип, заключающийся в том, что за нарушение «обобщающего запрета» не наказывают более одного раза — почему же в данном случае первосвященника наказывают несколько раз, ведь все четыре запрета включены в одно речение и в единый запрет (21:14)?

Знай, что именно поэтому для первосвященника повторен запрет относительно разведенной, блудницы и профанированной женщины — чтобы сообщить нам, что первосвященник в этом отношении подобен обычным коэнам, которые караются за нарушение каждого из этих запретов в отдельности.

А обычные коэны караются за нарушение каждого из этих запретов в отдельности, потому что один из этих запретов выделен в особый запрет — именно для того, чтобы указать, что и остальные представляют из себя отдельные заповеди, — и это Его речение: «Женщину, отверженную своим мужем, пусть они не берут» (Ваикра 21:7). И точно так же, как коэн карается за нарушение запрета брать в жены разведенную, он карается за нарушение запрета брать в жены блудницу и брать в жены профанированную — за нарушение каждого запрета в отдельности.

И об этот сказали мудрецы в трактате Кидушин (77б): «Как обычному коэну разведенная, профанированная и блудница запрещены тремя отдельными запретами, точно так же они запрещены первосвященнику — тремя отдельными запретами». И там же разъяснено, что если коэн последовательно нарушает эти запреты, вступая в близость с несколькими женщинами, он карается бичеванием за каждую из них — вне зависимости от того, были ли нарушены эти запреты в порядке, указанном в стихе Торы, или нет.

Итак, мы выяснили, что каждый из этих запретов — самостоятельная заповедь, и поэтому за нарушение каждого из запретов следует отдельное наказание.

И там (Кидушин 78а) разъясняется, что коэн карается за нарушение одного из этих запретов только после того, как, взяв в жены одну из запрещенных ему женщин, вступит с ней в близость. И вот слова мудрецов: «Вступил в близость — карается бичеванием, не вступил — не карается, потому что написано: „Вдову и разведенную, и профанированную, и блудницу пусть он не берет... и нельзя ему бесчестить семени своего...“ (Ваикра 21:14-15). Почему ему запрещено „брать“ такую жену? Чтобы не „бесчестить семени своего“».Законы, связанные с выполнением этих четырех заповедей, полностью разъяснены в трактатах Йевамот и Кидушин.

162-я заповедь «не делай» — запрещение первосвященнику вступать в близость с вдовой, даже не беря ее в жены. И об этом речение Всевышнего, да будет Он превознесен: «...И нельзя ему бесчестить семени своего...» (Ваикра 21:15).

Обычному коэну запрещен именно брак с указанными женщинами, поскольку в стихе сказано: «Женщину блудницу и профанированную пусть они не берут, и женщину, отверженную своим мужем, пусть они не берут» (Ваикра 21:7); «не берут» — имеется в виду «не берут в жены». Вместе с тем, нарушитель не подлежит наказанию до тех пор, пока не вступит в близость с такой женой, как мы разъясняли выше.

Но если коэн вступает в близость с одной из запрещенных ему женщин, не заключая с ней брака, он не подлежит наказанию, поскольку на подобную близость данные запреты Торы не распространяются, — и тем не менее, поступать так запрещено, и в результате такой близости женщина становится «профанированной».

Однако к первосвященнику обращены два запрета Торы, первый из которых: «Вдову и разведенную, и профанированную, блудницу пусть он не берет...» (Ваикра 21:14) — это запрещение «брать» в жены; и второй: «...нельзя ему бесчестить семени своего» — это запрещение вступать в близость, даже не заключая брака.

Сказано в трактате Кидушин (78а): «Рава признает, что если первосвященник вступает в близость с вдовой, даже не заключая с ней брака, он карается бичеванием, ведь сказал Милосердный: „...нельзя ему бесчестить семени своего“, а этот бесчестил». И там же разъяснено: «Первосвященник, взявший в жены вдову, карается бичеванием дважды: получает 39 ударов за нарушение запрета „пусть он не берет“ и 39 ударов за нарушение запрета „нельзя ему бесчестить семени своего“».

Под этот запрет подпадает только близость с вдовой, поскольку вдова запрещена исключительно первосвященнику и разрешена обычному коэну, а в результате близости с первосвященником она приобретает статус «профанированной» и становится запрещенной для других коэнов. Однако в отношении разведенной, блудницы и профанированной на первосвященника распространяются те же запреты Торы, что и на каждого коэна, поскольку эти женщины запрещены всем коэнам в равной степени.

38-я заповедь «делай» — повеление, обращенное к первосвященнику, взять в жены девственницу. И об этом Его речение: «Пусть возьмет себе жену в ее девственности» (Ваикра 21:13).

И говорили мудрецы (Ктубот 29б-30а), что рабби Акива считал «мамзером» (незаконнорожденным) даже ребенка, родившегося от связи родителей, преступивших заповедь «делай». И они разъясняют это как раз на примере первосвященника, взявшего в жены женщину, уже потерявшую до него девственность — ведь она запрещена ему заповедью «делай», согласно действующему у нас принципу: запрет, вытекающий из заповеди «делай» — тоже заповедь «делай».

Отсюда ясно, что это повеление — заповедь «делай». И еще говорится в Мишне, что для первосвященника существует «заповедь брать в жены девственницу» (Орайот 11б).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (59а-61б) и в нескольких местах трактатов Ктубот (30а,37б,98а) и Кидушин (10а,68а).

160-я заповедь «не делай» — запрещение коэну брать в жены разведенную женщину. И об этом речение Всевышнего: «Женщину, отверженную своим мужем, пусть они не берут» (там же).

Коэн, взявший в жены подобную женщину и вступивший с ней в близость, карается бичеванием.

155-я заповедь «не делай» — запрещение задерживать принесение жертв, которые мы добровольно обязались принести или обязаны принести согласно закону Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если дашь обет Всевышнему, своему Б-гу, не замедли его исполнить» (Дварим 23:22). И устная традиция разъясняет (Рош а-шана 4б), что тот, кто задерживается с принесением жертвы, не преступает этот запрет до тех пор, пока не минуют «шлоша регалим» (три праздника: Песах, Суккот и Шавуот).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Рош а-Шана (4-66).

159-я заповедь «не делай» — запрещение коэну брать в жены профанированную женщину («халала»), т.е. женщину, вступившую в запрещенную близость с коэном или родившуюся от брака между коэном и запрещенной ему женщиной. И об этом речение Всевышнего: «Женщину блудницу и профанированную пусть они не берут» (там же).

Коэн, взявший в жены подобную женщину и вступивший с ней в близость, карается бичеванием.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Система Orphus