ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Эта страница обновляется автоматически в 24:00 по израильскому времени.

Если вы еще не молились, то перед началом чтения желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

Недельная глава Торы с комментарием РАШИ (ХУМАШ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Ницавим

Второй день недели

12. Чтобы поставить тебя сегодня Ему народом, а Он будет тебе Б-гом, как говорил Он тебе и как клялся Он отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову.

сегодня (сей день). Подобно тому, как существует день, который меркнет (к вечеру) и светел (утром) [Танхума; Санедрин 110б]. Так Он озарял вас и так будет Он озарять вас. А проклятия и страдания (т. е. кары в исполнение проклятий) утверждают вас и дают вам встать пред Ним. И также раздел, предшествующий этому, содержит утешения: «Вы видели все, что сделал (Г-сподь)». Другое объяснение «вы стоите»: потому что сыны Исраэля переходили от одного предводителя к другому, от Моше к Йеошуа, (Моше) поставил их строем, чтобы дать им наказ. И так же поступил Йеошуа [Йеошуа 24, 1], и так же Шмуэль: «...встаньте, и буду держать суд с вами» [I Шмуэль 12, 7], когда они выходили из-под его власти и вступали под власть Шауля [Танхума].

чтобы поставить тебя сегодня Ему народом. Он утруждает Себя этим (заключением нового завета), чтобы возвести тебя пред Собою народом.

а Он будет тебе Б-гом. Потому что Он обещал тебе и клялся твоим отцам не заменить их потомство другим народом. Поэтому Он связывает вас клятвами, чтобы вы не гневили Его, ведь Он не может отстраниться от вас. До сих пор я давал толкование согласно прямому смыслу раздела.
А аллегорическое толкование (гласит:) почему раздел «Вы стоите» расположен рядом с проклятиями (в предыдущем разделе)? Потому что, когда сыны Исраэля услышали девяносто восемь проклятий кроме сорока девяти в Торат-коаним [Ваикра 26], лица их пожелтели (от ужаса), и они сказали: «Кто устоит при этом?!» И Моше стал успокаивать их: «Вы стоите сегодня (пред Г-сподом)». Немало гневили вы Вездесущего, но Он не истребил вас, и вот вы существуете пред Ним.

13. И не только с вами я заключаю этот завет и этот (обет) клятвенный,

14. Но с тем, кто здесь с нами стоит сегодня пред Г-сподом, Б-гом нашим, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня.

и с тем, кого нет здесь. Также и с поколениями грядущими (т. е. в виду имеются не отсутствующие, а еще не родившиеся) [Танхума].

Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №115.

(1) Не нам, о Б-г, не нам, но имени Твоему воздай славу ради милосердия Твоего, ради истины Твоей. (2) Зачем говорят народы: «Где же Всесильный [Б-г] их?». (3) Всесильный наш в небесах — все, что хочет, делает Он. (4) Их же истуканы из серебра и золота — творения рук человеческих. (5) Уста у них не говорящие, глаза у них невидящие. (6) Уши у них, но они не слышат, ноздри у них, но они не обоняют. (7) Руки у них, но они не осязают, ноги у них, но они не ходят, гортанью своей голоса не издают. (8) Подобны им да будут те, кто делает их, всякий, кто надеется на них. (9) Израиль, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (10) Дом Аарона, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (11) Благоговеющие пред Б-гом, надейтесь на Б-га! Он — спасение и оплот! (12) Б-г, вспомнив нас, благословит. Благословит Он дом Израиля, благословит Он дом Аарона. (13) Благоговеющих пред Б-гом благословит Он — малых и больших. (14) Приумножит вам Б-г еще и еще, вам и детям вашим. (15) Благословенны вы пред Б-гом, сотворившим небеса и землю. (16) Небеса, небеса — Б-га, землю же Он отдал сынам человеческим. (17) Не мертвые славят Б-га и не спускающиеся в могилу. (18) Но мы благословлять будем Б-га отныне и вовеки. Славьте Б-га!

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №108.

(1) Песнь Давида1. (2) Готово сердце мое, Всесильный, буду петь и играть, — [готова] также слава моя2. (3) Воспряньте, лира и арфа! Я утреннюю зарю разбужу. (4) Буду благодарить Тебя между народами, о Б-г, воспевать среди племен, (5) ибо выше небес милосердие Твое, до небесных высот истина Твоя. (6) Возвысься над небесами, о Всесильный, над всей землей да будет слава Твоя! (7) Чтобы избавлены были возлюбленные Твои, спаси десницей Твоей и ответь мне. (8) Всесильный говорил в святости Своей, [что] я восторжествую, разделю Шхем, долину Сукот измерю. (9) Гильад [будет] мой, Менаше — мой, Эфраим — крепость головы моей, Йеуда — законодатель мой, (10) Моав — мой умывальный сосуд, на Эдом наложу замок свой, над Плешетом трубить буду. (11) Кто введет меня в укрепленный город? Кто повел меня на Эдом? (12) Ведь это [Ты], Всесильный, Который [ранее] отринул нас, и не выходил Всесильный во главе войск наших. (13) Подай же нам помощь в беде, ибо защита человеческая тщетна. (14) Со Всесильным мы силу сотворим — Он попирать будет врагов наших.

1 Многие из стихов этой главы повторяют — с незначительными вариациями — сказанное в главе 60-й. 60-я глава говорит о войнах Давида, в то время как эта говорит об эпохе Мошиаха. Поэтому здесь не упоминается сражение Иоава в Эдоме (Радак).
2 Душа моя (Мецудат Цийон).

Псалом №109 (ק"ט)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. Б-г славословия моего, не молчи! (2) Ибо уста злодея, уста коварные отверзлись на меня, говорят со мною языком лжи. (3) Окружили меня словами ненависти, воюют против меня без причины. (4) За любовь мою они ненавидят меня, а я молюсь1. (5) Воздали мне злом за добро, ненавистью — за любовь мою. (6) Поставь над ним злодея2, обвинитель пусть стоит по правую руку его. (7) Когда будет судиться, выйдет виновным, молитва его промахнется. (8) Дни его будут кратки, назначение его достанется другому. (9) Дети его станут сиротами, жена его — вдовой. (10) Скитаться будут сыны его и спрашивать, допытываться будут о развалинах их. (11) Захватит заимодавец все, что есть у него, чужие расхитят труд его. (12) Не будет благоволящего ему, не будет сострадающего у сирот его. (13) Потомство его будет обречено на погибель, имя их изгладится в следующем роде. (14) Будет помянут пред Б-гом грех отцов его, грех матери его не изгладится. (15) Будут всегда они пред Б-гом, истребит Он с земли память о них. (16) За то, что он не помнил проявлять милосердие, преследовал человека бедного и нищего, разбитого сердцем, чтобы умертвить его. (17) Возлюбил проклятие — оно придет на него, не возжелал благословения — оно удалится от него. (18) Он облекся проклятием, как одеждой, войдет оно, как вода, вовнутрь его, как масло — в кости его. (19) Будет оно ему, как одежда, в которую он укутывается, как пояс, которым он всегда опоясывается. (20) Таково [воздаяние] за деяния преследователей моих от Б-га и говорящих злое на душу мою. (21) Ты же, Б-г, Г-сподь мой, со мной твори ради имени Твоего, ибо хорошо милосердие Твое — избавь меня. (22) Ибо я беден и нищ, и сердце мое убито во мне. (23) Как тень уклоняющаяся хожу я, гоним я, как саранча. (24) Колени мои изнемогли от поста, тело мое лишилось тука. (25) Стал я для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими. (26) Помоги мне, Б-г, Всесильный мой, спаси меня по милосердию Твоему, (27) чтобы знали что Твоя это рука, что Ты, Б-г, совершил это. (28) Они будут проклинать, а Ты благословишь, они восстанут, но будут пристыжены, а раб Твой возрадуется. (29) Облекутся преследователи мои бесчестьем, как одеждою, покроются стыдом своим. (30) А я буду благодарить устами моими Б-га беспредельно, в среде многих прославлять Его. (31) Ибо Он стоит по правую руку нищего, чтобы спасти [его] от судящих душу его.

1 За них (Мецудат Давид).
2 Такого, как он сам (Мецудат Цийон). Речь идет о Доэге-эдоми-тянине, главном преследователе Давида (Радак).

Псалом №110.

(1) Песнь Давида1. Сказал Б-г господину моему: «Сиди справа от Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих2. (2) Жезл мощи твоей пошлет Б-г с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. (3) Народ твой — добровольцы. В день сражения твоего [готовы они] в благолепии святости [твоей] от выхода из чрева [матери]3, подобно росе детство твое. (4) Клялся Б-г и не раздумает: „Ты священник навеки по слову Малки-Цедека“4. (5) Г-сподь справа от Тебя. Он в день гнева Своего поражает царей. (6) Вершит Он суд над народами: полна [земля] трупов, голову сокрушил над землей большой5. (7) Из потока в пути пьет, потому голову вознес»6.

1 Мудрецы истолковывают эту песнь об Аврааме (Раши). Другие комментаторы истолковывают ее о Давиде, а слова мизмор леДавид понимают не как «песнь Давида», а как «песнь о Давиде» (Ибн Эзра, Радак).
2 Когда Авраам и его небольшой отряд погнались за четырьмя сильными царями и победили их, язычники спрашивали у Элиэзера, раба Авраама, как это им удалось. На это Элиэзер отвечал: «Б-г сказал господину моему: „Сиди справа от Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих“», т. е. «тебе не придется воевать — Я буду воевать за тебя» (Раши, Мецудат Давид). Согласно другому толкованию, речь идет о Мошиахе. Всесильный сказал «господину моему»: «Сиди справа от Меня» — ты справа, а ангелы — слева, и не раскрывайся в мире до тех пор, пока Я не положу врагов твоих (Гога и Магога) в подножие ног твоих (Сфорно).
3 Те, кто помогал Аврааму в войне, — люди Анера, Эшколя и Мамрэ — были добровольцами. Это было ввиду святого рвения Авраама к Б-гу с самого детства. Его святость привлекала к нему многих (Раши, Мецудат Давид).
4 Малки-Цедек («Владыка правды», он же — Шем, сын Ноаха) был королем Шалема (Иерусалима) во времена Авраама. Он был священнослужителем Б-га Всевышнего (Брейшит, 14:18). Но Б-г поклялся, что священнослужителями Его будут потомки Авраама (Раши, Мецудат Давид).
5 Речь идет об исполнении пророчества Аврааму: «Но и народ, которому они будут служить, Я также буду судить...» (Брейшит, 15:14). После того, как армия фараона погибла в Красном море, волны выбросили на сушу трупы египтян. «Голова над землей большой» — это фараон, который был царем большого государства, державшего в повиновении другие народы (Раши).
6 Египет питается водами Нила и не нуждается в дождевом орошении. Поэтому фараоны и возносят голову, говоря: «Река моя, и я сам себя сотворил» (Йехезкель, 29:3) (Раши).

Псалом №111.

(1) Славьте Б-га! Благодарить буду Б-га всем сердцем в совете честных и в собрании [их]. (2) Велики творения Б-га — требуются они всем желающим их. (3) Слава и великолепие — деяния Его, справедливость Его пребудет вовек. (4) Память сотворил Он чудесам Своим — щедр и милостив Б-г. (5) Пищу давал Он боящимся Его — вовек будет помнить союз Свой. (6) Силу Своих творений сообщил Он народу Своему, чтобы отдать им удел народов. (7) Творения рук Его — истина и правосудие, верны все заповеди Его. (8) Утверждены они на веки вечные, построены они на истине и справедливости. (9) Избавление послал Он народу Своему — заповедал навеки союз Свой, свято и грозно имя Его! (10) Начало мудрости — страх пред Б-гом, благоразумны все исполняющие [заповеди Его]. Слава Его пребудет вовек.

Псалом №112.

(1) Славьте Б-га. Счастлив человек, боящийся Б-га и страстно любящий заповеди Его. (2) Б-гатырями на земле будут потомки его — род честных, благословенный. (3) Обилие и богатство в доме его, правда его пребудет вовек. (4) Засияет в темноте свет честным — щедр Он, и милостив, и праведен. (5) Хорош человек милосердный и дающий взаймы, по справедливости ведущий дела свои. (6) Ибо никогда не пошатнется — в вечной памяти останется праведник. (7) Плохой вести не убоится он, уверено сердце его — полагается он на Б-га. (8) Твердо сердце его, не страшится, так что видит он [поражение] врагов своих. (9) Он расточал, давал бедным, праведность его пребывает вечно, возвысится он в славе. (10) Злодей увидит — придет в ярость, зубами скрежетать будет и истает. Вожделение злодеев погибнет.

Псалом №67.

(1) Руководителю на негинот — песнь. (2) Всесильный да будет милостив к нам и благословит нас, осветит нас ликом Своим вовек1. (3) Дабы узнали на земле путь Твой, во всех народах — спасение Твое. (4) Тебя благодарить будут народы, Всесильный, благодарить будут Тебя все народы. (5) Веселиться и воспевать будут народы, когда Ты судить будешь племена справедливо, [когда] поведешь народы по земле — вовек. (6) Тебя благодарить будут народы, Всесильный, благодарить будут Тебя народы все. (7) Земля дала урожай свой — благословит нас Всесильный, Всесильный [Б-г] наш. (8) Благословит нас Всесильный, дабы боялись Его во всех краях земли.

1 «Обратится к нам со светлым, улыбающимся лицом» (Мецудат Давид). Под этим выражением подразумевается Божественное благоволение.

Псалом №68.

(1) Руководителю [музыкантов], Давида песнь. (2) Да восстанет Всесильный, и рассеются противники Его, разбегутся ненавистники Его пред Ним. (3) Как дым рассеивается [от ветра, так] Ты рассеешь их. Как воск тает от огня, так злодеи пропадут пред Всесильным. (4) А праведники будут веселиться, будут ликовать пред Всесильным, торжествовать будут с радостью. (5) Пойте Всесильному, воспевайте имя Его, превозносите сидящего на небесах; имя Ему — Б-г1, ликуйте пред Ним. (6) Отец сирот и судья вдов — Всесильный в святой обители Своей. (7) Всесильный, одиноких вводящий в дом, освобождающий узников в благодатное время, только непокорных оставил Он в засухе2. (8) Всесильный, когда Ты выходил перед народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею вечною, (9) земля дрожала, даже небеса сочились влагой пред Всесильным, Синай этот — пред Всесильным, Всесильным [Б-гом] Израиля. (10) Дождь благодатный пролил Ты, Всесильный, на наследие Твое изнемогшее, Ты подкреплял их. (11) Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Всесильный, Ты готовил все необходимое для бедного. (12) Г-сподь изрекает слово — провозвестниц воинство великое: (13) «Цари воинств побегут, побегут, а сидящая дома разделит добычу. (14) Если даже вы будете лежать между котлами, вы будете, как голубица, крылья которой покрыты серебром, а перья — из чистого золота. (15) Когда Всесильный рассеет царей из этой [земли], она побелеет, как снег на Цальмоне». (16) Гора Всесильного — гора Башан! Гора высокая — гора Башан! (17) Что скачете вы [от зависти], горы высокие? Гора, на которой Всесильный пожелает обитать, там Б-г и будет обитать вовеки. (18) Колесниц Всесильного мириады, тысячи ангелов; в них Г-сподь на Синае, в святилище. (19) Ты взошел на высоту, захватил добычу, принял дары для человека, [чтобы] даже отступники могли обитать с Б-гом Всесильным3. (20) Благословен Г-сподь. Каждый день возлагает [Он] на нас бремя, Всесильный — спасение наше вовек. (21) Всесильный для нас — Всесильный спасения, [хотя во власти] Б-га, Г-спода, врата смерти. (22) Но Всесильный сокрушит голову противников Своих, темя волосатое закоснелого в своих беззакониях. (23) Сказал Г-сподь: «Из Башана возвращу, из глубин морских возвращу4, (24) так что станет красной нога твоя от крови [врагов], языки псов твоих вражескую [кровь] будут лизать»5. (25) Видели шествие Твое, Всесильный, шествие Всесильного моего, Царя моего в святости: (26) впереди шли певцы, за ними — музыканты, посредине — девушки с тимпанами6. (27) В собраниях благословите Всесильного Г-спода — вы, происходящие от Исраэля! (28) Там Биньямин младший властвует над ними; князья Йеуды, князья Звулуна, князья Нафтали — завидуют им7. (29) Всесильный твой предназначил тебе мощь. Утверди, Всесильный, то, что Ты сделал для нас! (30) Ради Храма Твоего в Иерусалиме цари будут приносить Тебе дары. (31) Смири зверей, [прячущихся] в тростнике, стадо волов среди тельцов — народов, которые пресмыкаются за серебро, рассеивают народы, сражений желают. (32) Придут вельможи из Египта, Куш протянет руки свои ко Всесильному. (33) Государства земли! Пойте Всесильному, воспевайте Г-спода вовек! (34) Того, Кто восседает на небесах небес издревле. Вот, Он дает голосу Своему голос могущества. (35) Воздайте [славу] мощи Всесильного! Величие Его — над Израилем, могущество Его — на небесах. (36) Грозен [Ты], Всесильный, в святилище Твоем. Б-г Израиля — Он дает мощь и силы народу. Благословен Всесильный!

1 «Йод»-«Кей» («Б-г») — две первые буквы четырехбуквенного имени (тетраграмматона). Его имя не будет полным до времени избавления. «Будьте уверены в избавлении, ибо оно неизбежно наступит ради полноты имени Его, и радуйтесь пред Ним уже сейчас» (Мецудат Давид).
2 Речь идет об исходе из Египта. Израиль — это «сироты» и «вдовы», как сказано: «Сиротами мы стали... наши матери, словно вдовы» (Эйха, 5:3). Когда наступило время избавления, Всевышний собрал рассеянных по всему Египту одиноких израильтян («одиноких вводящий в дом») и вывел их из Египта «в благодатное время» — в весенний месяц авив, когда не знойно и не холодно. Только их притеснителей Он оставил «в засухе»: в Египте, опустошенном десятью казнями (Мецудат Давид).
3 Великое множество ангелов у Всесильного, но ты, Моше, взошел на гору Синай, захватил добычу — Тору — подарок для людей, в том числе и для недостойных отступников, чтобы они могли приобщиться к Б-гу (Раши).
4 «Возвращу Израиль из Башана, с островов морских» (Раши).
5 Образное выражение, подразумевающее полное крушение врагов: «Ты будешь ходить по трупам неприятеля, ноги твои станут красными от вражеской крови, а собаки твои будут лизать их кровь» (Мецудат Давид).
6 По Красному морю шли певцы, играющие на инструментах, а девушки во главе с Мирьям, сестрой Моше, — с тимпанами (Мецудат Давид).
7 От Биньямина, младшего из сыновей Яакова, происходит Шауль, правивший в Израиле, что является предметом зависти старших колен: Йеуды, Звулуна и Нафтали (Раши).

Псалом №69.

(1) Руководителю [музыкантов] на шошаним1 — Давида [песнь]. (2) Спаси меня, Всесильный, ибо воды достигли дыхания [моего]. (3) Погряз я в глубоком болоте, и не на чем стоять; вошел я в глубины вод — быстрое течение их уносит меня. (4) Изнемог я от вопля, гортань моя пересохла, истомились глаза мои от ожидания Всесильного моего. (5) Ненавидящих меня без вины больше, чем волос на голове моей; враги мои, ложью желающие меня уничтожить, усилились; чего не отнял, то отдаю! (6) Всесильный! Ты знаешь неразумность мою, грехи мои не скрыты от Тебя. (7) Да не будут пристыжены из-за меня все, кто надеется на Тебя, Г-сподь, Б-г воинств! Да не будут посрамлены из-за меня ищущие Тебя, Всесильный [Б-г] Израиля! (8) Ибо ради Тебя несу я поношение, позор покрыл лицо мое. (9) Странным я стал для братьев моих, чужим для сынов матери моей, (10) ибо ревность о Доме Твоем снедает меня, злословия злословящих Тебя падают на меня. (11) Плачу я в посте души моей — это стало позором для меня. (12) Возложу на себя вретище вместо одежды — стану для них притчею во языцех. (13) Обо мне толкуют сидящие у ворот, распевают песни пьющие вино. (14) А я в молитве моей к Тебе, о Б-г, [обращаюсь] во время благоволения, Всесильный, по великому милосердию Твоему ответь мне в истине спасения Твоего. (15) Извлеки меня из тины, дабы не погрязнуть мне [в ней]. Избавлюсь я от ненавидящих меня, от вод глубоких. (16) Да не увлечет меня стремительный поток вод, не поглотит пучина, не затворит надо мною пропасть зева своего. (17) Ответь мне, о Б-г, ибо хорошо милосердие Твое; по множеству милостей Твоих обратись ко мне. (18) Не скрывай лика Твоего от раба Твоего, ибо я в беде, вскоре ответь мне. (19) Приблизься к душе моей, избавь ее; ввиду врагов моих спаси меня. (20) Ты знаешь позор мой, стыд и посрамление мое: все притеснители мои пред Тобою. (21) Позор сокрушил сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, утешителей, — но не нашел. (22) Положили мне в пищу полынь, в жажде моей напоили меня уксусом. (23) Их стол станет сетью им, мирное [пиршество] — западнею. (24) Помутнеют глаза их, чтобы им не видеть, чресла их всегда будут шаткими. (25) Излей на них негодование Твое, пламя гнева Твоего пусть настигнет их. (26) Дворец их да будет пустым, в шатрах их да не будет живущего. (27) Ибо тех, кого Ты поразил, они также преследуют, о страданиях павших Твоих рассказывают. (28) Приложи злодеяние к злодеянию их, чтобы не достигли они справедливости Твоей. (29) Да будут стерты они из книги живых, с праведниками да не будут записаны. (30) А я угнетен и страдаю; [только] помощь Твоя, Всесильный, поднимет меня. (31) Я буду славить имя Всесильного песнею, буду превозносить Его благодарением. (32) Это будет угоднее Б-гу, нежели вол, телец с рогами и копытами. (33) Увидят это смиренные — возрадуются, оживет сердце ваше, искатели Всесильного. (34) Ибо Б-г прислушивается к нищим, не пренебрегает Он узниками Своими. (35) Славить Его будут небеса и земля, моря и все кишащее в них. (36) Ибо Всесильный спасет Сион, отстроит города Иудеи, и поселятся [сыны Израиля] там, и овладеют ими. (37) А потомки рабов Его унаследуют их, любящие имя Его обитать будут в них.

1 См. прим. к 45:1. Согласно мидрашу, шошаним — от шошана («роза»). Песнь эта — молитва об Израиле, который сравнивается с «розой среди шипов», которые ее колют: «Словно роза среди шипов, любимая моя среди девушек» (Шир а-ширим, 2:2) (Раши).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.

Выбор главы Псалмов по номеру (введите цифру от 1 до 150):

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам
(введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

23 Элула

ПОСЛАНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОЕ

В книге Шир а-ширим написано: «Как прекрасны, как восхитительны услады любви!»

Любовь ко Всевышнему может проявляться двояко. Есть любовь-блаженство, когда человек испытывает ни с чем не сравнимое наслаждение от ощущения близости к Творцу и сердце его переполняет великая и бурная радость. Душа его ликует и стремится слиться с Б-жественным светом, ибо познала, насколько прекрасен Творец, и постигла, что наслаждение Его светом — самое большое для нее счастье. Это ликование души — точное подобие блаженства, которое она испытывает в раю. где «души наслаждаются». Об этом состоянии души написано: «Радуйтесь, праведники, Г-споду»; далеко не каждый удостаивается испытать это чувство. Именно такое проявление любви ко Всевышнему было свойственно коганим, как сказано о том в святой книге «Зоар», называющей это чувство «любовью, которая возникает в самой глубине сердца». О такой любви коганим к Творцу написано: «...Я одарил вас способностью любить Меня... а чужой, пытающийся проникнуться этим чувством, погибнет». И не дано человеку удостоиться такой любви Всевышнего — ибо любовь-блаженство возникает в сердце в ответ на любовь Творца, дарующего ее в награду за служение Ему, — в результате усмирения бунтующей плоти — таким путем может возникнуть лишь трепет пред Ним. Здесь все зависит от нас самих; и когда спросят у человека в Небесном Суде: «Усмирял ли ты свою плоть, чтобы ощутить трепет пред Всевышним?», — то горе тому, кто не предпринимал для этого никаких усилий, — об этом говорится в книге «Рейшит хохма». А в книге Мишлей о трепете людей пред Создателем сказано так: «Если ты затратишь на это столько же усилий, сколько тратят, когда ищут серебро...»; эти слова учат нас тому, что от человека требуется много и напряженно трудиться, чтобы ощутить трепет пред Творцом, — как при поисках драгоценных металлов.

Эта великая любовь, любовь-блаженство, нисходит на человека свыше, как внезапный дар, неожиданно для него и вне зависимости от его стремления ее удостоиться. Однако эта разновидность любви даруется человеку лишь в том случае, если он мобилизовал все свои духовные силы для того, чтобы в его сердце возникло возвышенное чувство: трепет пред Всевышним, — порожденное стыдом за собственное несовершенство, а также при условии, что он постиг ничтожность всех своих достоинств в сравнении с сутью Творца, и постиг это настолько глубоко, насколько позволяет ему источник его души в высших мирах. Вот тогда-то любовь-блаженство и даруется ему свыше — без того, чтобы он сам прикладывал к этому усилия; два этих чувства: любовь ко Всевышнему и трепет пред Ним — составляют в сердце человека гармоничное единство. «Ибо мужчине, а любовь считается связанной с мужским началом, свойственно искать себе женщину символ женского начала — трепет, а не наоборот», — и об этом говорится в первой части этой книги.

Календарь «День за днем» (а-Йом йом)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

Сегодня 23 Элула

Реб Мойше, сын Алтер Ребе, когда ему было 8-11 лет, учил в трактате «Гитин» отрывок, прославляющий мудрецов (67:1). Его сомнения вызвали содержащиеся в отрывке слова РаШБИ: «...изучали качества Мои», которые разными комментариями объяснялись различно: «учили Тору Мою» (РаШИ) или, по простому смыслу — «изучали Мои качества».

Вошел Алтер Ребе и произнес нараспев, так, как он обычно произносил слова Торы: «Тора, которая дана нам, — вся целиком состоит из добрых качеств. Даже наказания, содержащиеся в ней, на самом деле — добро и благо. И два этих комментария связаны один с другим: не может быть хороших свойств (характера) без Торы, и не может быть изучения Торы без хороших свойств (характера)».

Примерно то же самое повторил Алтер Ребе Цемах-Цедеку, когда тому было 8-11 лет.

РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 313

176-я заповедь «делай» — повеление назначать судей и судебных исполнителей, которые обеспечат соблюдение законов Торы, возвращая оступившихся на истинный путь, направляя людей к добрым делам и предостерегая от дурных. И будут они возводить ограды, оберегающие от нарушений, чтобы следование повелениям и запретам Торы не определялось мировоззрением каждого отдельного человека.

И одним из условий выполнения заповеди является то, что эти назначения проводятся на нескольких уровнях. Т.е. в каждом городе, имеющем определенный минимум населения, назначаются 23 судьи, собирающиеся в одном месте, у городских ворот, — и это Малый Санедрин. А в Иерусалиме назначается Великий Санедрин, состоящий из семидесяти судей; и над этими семьюдесятью ставят одного — главу собраний, которого мудрецы именуют титулом «носи» (председатель). И эти 70 судей тоже собираются в определенном месте.

Но в городах с немногочисленным населением, недостаточным для учреждения Малого Санедрина, во всяком случае назначают трех судей, которые могли бы вести процессы по небольшим судебным делам, а сложные дела передавать суду более высокого уровня. И также назначаются судебные исполнители и инспекторы, осуществляющие надзор в общественных местах и контролирующие проведение деловых операций, чтобы даже в самых мелких сделках не было беззакония.

А повеление, в котором содержится эта заповедь, — это Его речение, да будет Он превознесен: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех своих вратах, которые Всевышний, твой Б-г, дает тебе, по твоим коленам, чтобы судили они народ праведным судом» (Дварим 16:18).

И говорится в Сифри (Шофтим): «Откуда известно, что назначается единый Суд для всего Израиля? Из сказанного в Торе: „Судей и надсмотрщиков...“. Откуда известно, что ставят одного (мудреца) надо всеми? Из сказанного в Торе: „...поставь себе“. А откуда известно, что назначается суд для каждого колена Израиля? Из сказанного в Торе: „...во всех своих вратах“. Рабан Шимон бен Гамлиэль сказал: „...По твоим коленам, чтобы судили...“ — заповедь, чтобы евреи каждого колена обращались только в суд своего колена». Сказано: «...Чтобы судили они народ» — даже принудительно».

Повеление назначать семьдесят мудрецов повторено в Его речении, да будет Он превознесен, обращенном к Моше: «Собери Мне семьдесят человек из старейшин Израиля» (Бемидбар 11:16). И сказали мудрецы, благословенна память о них: «Везде, где сказано „Мне“ — повеление остается в силе, как например (Шмот 28:41): „...и будут они (коэны) служить Мне“ (Сифри, Беаалотха). Иными словами, это не приказ, отданный в связи с потребностями момента, но постоянное повеление, обязывающее последующие поколения».

И знай, что все эти назначения — Великий и малые Санхед-рины, суды из трех мудрецов и прочие — производились только в Земле Израиля. И посвящение в судьи («смиха») не производится вне ее. Но если посвящение было совершено в Земле Израиля, посвященные могут судить и в Земле Израиля, и вне ее. Это и подразумевается в изречении мудрецов (Макот 7a): «Санедрин может быть и в Земле Израиля, и вне ее». Однако дела, по которым может быть вынесен смертный приговор, не ведутся ни в Земле Израиля, ни вне ее, если нет Храма, как мы разъяснили в предисловии к этой книге (в самом его конце).

В Его речении, да будет Он превознесен, говорится о наказании убившего неумышленно: «И будет это у вас уставом закона для всех ваших поколений, во всех местах вашего проживания» (Бемидбар 35:29). И толкуют в Сифри: «„...Во всех местах вашего проживания“ — в Земле Израиля и вне ее. Так может быть, города-убежища необходимо учредить и заграницей? Но Тора говорит: „И будет это у вас уставом закона...“ — судьи и суды будут как в Земле Израиля, так и вне ее, но города-убежища выделяются только в Земле Израиля».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санедрин.

284-я заповедь «не делай» — запрещение Санедрину или главе еврейского народа в изгнании назначать судьей человека, недостаточно сведущего в законах Торы, даже если он обладает многими другими достоинствами. Но при назначении человека на должность, связанную с практическим применением законов Торы, основное внимание следует обращать именно на его эрудицию в этих законах, на знание им повелений Торы и ее запретов, а также на соответствие его поведения этим предписаниям.

Запрет назначать судью, руководствуясь иными его достоинствами, кроме перечисленных, содержится в речении Всевышнего, да будет Он превознесен: «Не лицеприятствуйте в судебных делах» (Дварим 1:17). И объяснено в Сифри (Дварим): «„Не лицеприятствуйте в судебных делах“ — это предостережение обращено к ответственному за назначение судей». Другими словами, это запрет человеку, наделенному правом назначать судей в народе Израиля, руководствоваться любыми иными соображениями, кроме названных выше. И еще написано (там же): «Чтобы не думали: „Это прекрасный человек — назначу-ка я его судьей“, „этот человек — настоящий герой, назначу-ка я его судьей“, „этот человек — мой родственник, назначу-ка я его судьей“, „этот человек всегда дает мне взаймы — назначу-ка я его судьей“ или „этот человек знает множество языков — назначу-ка я его судьей“. Ведь такие судьи оправдают виновных и осудят невинных, — и не потому что эти судьи — злодеи, но поскольку они некомпетентны в законах Торы. Поэтому-то и сказано: „Не лицеприятствуйте в судебных делах“».

175-я заповедь «делай» — повеление следовать за большинством в случае, если среди мудрецов возникает дискуссия по поводу какого-либо закона Торы. И так же следует поступать при судебном разбирательстве: например, если в тяжбе между Реувеном и Шимоном возникает спор между судьями их города, кто виновен — следуют за большинством. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Склоняйся к большинству» (Шмот 23:2). И ясно сказали мудрецы (Бава батра 23б-24а): «Следовать за большинством — закон Торы».

Законы и правила, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в нескольких местах трактата Санедрин.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Система Orphus