ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Эта страница обновляется автоматически в 24:00 по израильскому времени.

Если вы еще не молились, то перед началом чтения желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

Недельная глава Торы с комментарием РАШИ (ХУМАШ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Беаалотха

Седьмой день

30. И возвратился Моше в стан, он и старейшины Исраэля.

и возвратился Моше. От входа в шатер собрания.

в стан. Каждый вошел в свой шатер. ויאסף означает «входить в дом», подобно: «וואספת возьми его к себе в дом» [Дварим 22, 2]. А основным примером для всех (подобных мест является) «собирает, не зная, кто примет» [Псалмы 39, 7]. Это учит, что Он навел на них кару лишь после того, как праведные вошли в свои шатры [Сифре].

31. И ветер поднялся от Г-спода, и нанес перепелов с моря, и рассеял над станом, на день пути по одну сторону и на день пути по другую сторону вокруг стана, и почти два локтя над землею.

и нанес. (Означает:) заставил лететь, и подобно этому «ибо גז пролетает быстро» [Псалмы 90, 10] и так же «развеются и исчезнет» [Нахум 1, 12].

ויטש. (Означает) и рессеял, разметал их (в полете); подобно «и вот они נטושים рассеяны по всей земле» [I Шмуэль 30, 16], «и Я рассею тебя в пустыне» [Йехезкель 29, 5].

и почти два локтя. Летели на высоте (двух локтей над землей, на уровне) груди человека, чтобы не представляло труда собирать их, (не приходилось) ни тянуться вверх, ни нагибаться [Сифре].

32. И поднялся народ: весь тот день и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов. У кого мало, собрал десять хомеров; и разложили их вокруг стана.

у кого мало. Кто собирал меньше всех — нерадивые и увечные — собрал десять мер.

и разложили. Разложили их слоями [Сифре, Йома 75 б].

33. Мясо было еще у них в зубах, еще не съедено, как гнев Г-сподень воспылал на народ, и обрушил Г-сподь на народ удар великий очень.

טרם יכרת. Согласно Таргуму, прежде чем кончилось (мясо). Другое объяснение. Не успел еще прожевать, как душа отлетела (Согласно первому объяснению, кара постигла их спустя некоторое время после того, как они начали есть, и еще оставалось мясо. Согласно второму объяснению, они были покараны, как только начали есть и еще не успели прожевать.)

34. И нарек имя месту тому Киврот а-таава (Могилы прихоти), ибо там погребли народ прихотливый. 35. От Киврот а-таава отправился народ в Хацерот, и были они в Хацерот.

Глава 12

1. И говорила Мирьям и Аарон против Моше, что до жены — «мавритянки», которую взял; ибо «мавритянку» взял он в жены.

и говорила. Везде слово от корня דבר означает не что иное, как суровые речи, и так же сказано: «говорил муж, властелин той земли, с нами сурово» [Берейшит 42, 30]. А слово от корня אמר везде означает речи просительные (мягкие), и так сказано: «И сказал он: О братья мои, не причините зла» [там же 19, 7]. «И сказал Он: Слушайте נא речи Мои» [12, 6]. Везде נא выражает просьбу [Сифре].

что до жены (из-за жены). Из-за того, что она была отослана им.

жена кушит (мавритянка). Это говорит о том, что все признают ее красоту, как признают черноту мавра [Сифре]. Числовое значение слова כושית (736, эквивалентно) מראה יפת, прекрасная видом.

כי אשה כשית לקח. (Означает:) «Ибо жену прекрасную взял он», а теперь отослал (отстранился от нее).

ибо «мавритянку» взял он в жены. Что это означает? («Из-за жены...» относится к тому, что Моше отослал свою прекрасную жену. Для чего же сказано после этого, что он взял ее в жены?) Бывает, что жена хороша красотою своей, но не хороша своими поступками, (или, наоборот, хороша) своими поступками, но не красотой. Однако эта хороша во всем [Сифре]. Из-за своей красоты названа «мавритянкой», подобно тому, как человек называет своего прекрасного сына «мавром», чтобы дурной глаз не был властен над ним.

2. И сказали они: Разве только Моше говорил Г-сподь? Ведь также и нам Он говорил! И услышал Г-сподь.

разве только. С ним одним говорил Г-сподь.

ведь также и нам. Но мы не отстранились от супружеской жизни [Сифре].

3. А муж Моше смирен чрезвычайно, больше всех людей, которые на земле.

смирен. Кроток и долготерпелив.

4. И сказал Г-сподь вдруг Моше и Аарону и Мирьям: Выйдите вы втроем к шатру собрания. И вышли они втроем.

внезапно (вдруг). Он открылся им внезапно, когда они были нечисты от совокупления, и они закричали: «Воды, воды!» (чтобы очистить себя. Это, чтобы) показать им, что Моше хорошо поступил, отстранившись от жены, потому что Шхина являлась ему во всякое время, и не было определенной поры для речения [Йалкут].

выйдите втроем. Говорит о том, что они были названы в одном речении, а такое невозможно устам (человеческим) произнести, а уху воспринять (т. е. они находились в разных местах, но обращение было услышано ими одновременно) [Сифре].

5. И нисшел Г-сподь в столпе облачном, и стал при входе в шатер, и призвал Аарона и Мирьям, и прошли они оба.

в столпе облачном. (Покарать) выступил Он один, не так, как принято у людей когда земной царь идет на войну, он выступает с войсками многочисленными, когда же он идет с миром, то выступает с малочисленной (свитой). Однако Святому, благословен Он, (иное) присуще на битву идет Он один, как сказано: «Г-сподь-воитель» [Шмот 15, 3]; а с миром выступает с многочисленными (воинствами Своими), как сказано: «колесница Б-жья — мириады, тысячи тысяч» [Псалмы 68, 18].

и призвал Аарона и Мирьям. Чтобы они прошли дальше — из переднего двора навстречу речению [Сифре]

и прошли они оба. А почему Он велел им пройти и (тем самым) отделил их от Моше? Потому что лишь о части достоинств человека говорят в его присутствии, и обо всех — в его отсутствие. И так же находим, что касается Ноаха: в его отсутствие (т. е. когда Писание говорит о нем) сказано: «человек праведный, непорочный» [Берейшит 6, 9], а в его присутствии сказано: «ибо тебя увидел Я праведным предо Мною» [там же 7, 1] (и не сказано «непорочным»). Другое объяснение: чтобы (Моше) не слышал порицания, (обращенного к) Аарону.

6. И сказал Он: Внемлите же речам Моим. Если есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении ему являю Себя, во сне говорю ему.

внемлите же речам Моим. נא выражает не что иное, как просьбу.

букв.: если будет пророк ваш. (Означает:) если есть у вас пророки.

Я, Г-сподь, в видении ему явлю Себя. (Означает:) Шхина Имени Моего открывается ему не в ясном отражении (не прямо), но во сне или в видении [Сифре].

7. Не так раб Мой, Моше. Во всем доме Моем доверенный он.

8. Устами к устам говорю Я ему, и явственно, а не загадками, и облик Г-сподень он зрит. Почему же не убоялись вы говорить против раба Моего, против Моше?

устами к устам. Я велел ему отстраниться от жены. А где Я сказал ему (об этом)? На Синае. «Иди, скажи им: Возвратитесь в свои шатры. Ты же здесь оставайся при Мне» [Дварим 5, 27-28] [Сифре; Шабат 87 а].

и явственно (букв.: видением), а не загадками. Здесь «видение» — это речение явственное. (Понимать следует так:) Я даю услышать ему Мое речение в форме предельно ясной (выясняя смысл) и не скрываю его в иносказаниях, как было велено Йехезкелю: «загадай загадку...» [17, 2]. Быть может, מראה (означает) «видение Шехины»? Поэтому сказано: «Ты не можешь видеть лица Моего» [Шмот 33, 20].

и облик Г-сподень он зрит. Это вид сзади (т. е. последствия Б-жественного Провидения), как сказано «и увидишь Меня сзади» [там же 33, 23].

против раба Моего, против Моше. Сказано не «против Моего раба Моше», а «против раба Моего, против Моше» — против раба Моего, даже не будь он Моше, против Моше, даже не будь он Моим рабом Вам надлежало бояться его, и тем более, потому что он Мой слуга, а царский слуга — царь (т. е. лицо высокопоставленное). Вам следовало сказать: «Царь не может любить его беспричинно».А если скажете, что Мне неведомы его поступки (т. е. как он поступил со своей женой), то это хуже прежнего (обвинения) [Сифре].

9. И воспылал гнев Г-сподень на них, и отдалился.

и воспылал гнев Г-спода на них, и отошел (отдалился). После того, как сообщил им об их проступке, подверг их отлучению. И тем более человек не должен гневаться на ближнего своего, прежде чем сообщит ему о его проступке [Сифре].

10. И облако отошло от шатра, и вот Мирьям покрыта проказой, как снегом. И обратился Аарон к Мирьям, и вот она покрыта проказой.

и облако отошло. А вслед за этим (сказано:) «Вот Мирьям покрыта проказой, как снегом».Притча (гласит:) «Царь велел воспитателю: Подвергни сына моего наказанию. Но не наказывай его, прежде чем покину тебя, потому что мне жаль его».

11. И сказал Аарон Моше: О мой господин! Не вмени нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили!

נואלנו. Как в Таргуме (мы поступили глупо); по значению (подобно) אויל, глупец.

12. Да не будет она как мертвец! Потому что вышла она из чрева матери нашей, то (как бы) истлела половина нашей плоти!

да не будет она. Эта наша сестра «как мертвец», потому что прокаженный уподоблен умершему: как умерший делает нечистым при входе (туда, где он лежит), так и прокаженный делает нечистым при входе (туда, где он находится) [Сифре].

потому что вышла она из чрева матери нашей (букв.: потому что он вышел из чрева своей матери). Следовало бы сказать אמנו, нашей матери, но дается эвфемистическое выражение (сказано «своей матери»). И также (вместо) «половина плоти его» следовало бы сказать «половина нашей плоти», но говорится иносказательно. (Понимать следует так:) потому что она вышла из чрева нашей матери, для нас эта (кара), как если бы истлела половина нашей плоти; подобно тому, как сказано: «ибо наш брат, наша плоть он» [Берейшит 37, 27]. И также в прямом смысле: не подобает брату допустить, чтобы его сестра уподобилась умершему; поскольку один вышел из того же материнского чрева, что и другой, который может помочь, но не помогает, то истлевает «половина плоти его» (последнего), ведь брат есть плоть его. Другое объяснение «да не будет как умерший»: если ты не исцелишь ее молитвой, кто заключит ее (см. Ваикра 13, 4) и кто признает ее чистой? Я не могу осматривать ее (чтобы определить характер язвы), потому что я близкий родственник, а родственник не осматривает язвы, и нет другого священнослужителя в мире (который не был бы ее родственником). Таково значение: «потому что он (единственный человек, который может признать ее чистой) вышел из того же чрева».

13. И возопил Моше к Г-споду так: О Б-же! Исцели же ее!

букв.: чтобы сказать. Что это означает? (Моше) просил: «Ответь же мне, исцелишь Ты ее или нет».Пока Он не ответил ему: «Если бы ее отец плюнул и т. д.». Рабби Эльазар, сын Азарии, говорит: «Четыре раза Моше просил пред Святым, благословен Он, чтобы Он ответил ему, исполнит Он его просьбу или нет. Подобно этому (стиху) «И говорил Моше пред Г-сподом, (букв.:) чтобы сказать...» [Шмот 6, 12]. Что означает «чтобы сказать»? Ответь мне, избавишь Ты их или нет. Пока Он не ответил ему: «Ныне увидишь...».Подобно этому «И говорил Моше пред Г-сподом так (букв.: чтобы сказать): Да назначит Г-сподь, Б-г духов всякой плоти и т. д.» [27, 15-18]. Ответил Он ему: «Возьми себе (Йеошуа, сына Нуна)...» Подобно этому «И я молил Г-спода в ту пору, (букв.:) чтобы сказать...» [Дварим 3, 23-26]. Ответил Он ему: «Довольно тебе...».

исцели же ее. Почему Моше молился недолго? Чтобы сыны Исраэля не сказали: «Его сестра в беде, а он стоит и молится так долго!» Другое объяснение: чтобы не сказали сыны Исраэля: «За свою сестру он молится долго, за нас же он долго не молится».

О Б-же! Исцели же ее. Писание имеет целью учить тебя благопристойности: тот, кто просит чего-либо у ближнего своего, должен (вначале) обратиться к нему со словами ублажительными, а затем изложить ему свою просьбу [Сифре].

14. И сказал Г-сподь Моше: Если бы ее отец плюнул ей в лицо, разве она не пребывала бы в позоре своем семь дней? Заключена пусть будет семь дней вне стана, а затем будет принята (вновь).

если бы ее отец плюнул ей в лицо. Если бы ее отец обратил к ней лицо гневное, «разве она не пребывала бы в своем позоре семь дней»? И тем более перед Шехиной (надлежит ей пребывать в своем позоре) четырнадцать дней. Но довольно для закона, выведенного a fortiori, если он ограничится строгостью закона, из которого выведен. Поэтому также и в случае назидания от Меня «заключена будет семь дней» [Сифре; Бава кама 25а].

а затем будет принята. Я полагаю, что все слова от корня אסף применительно к прокаженному (употребляются) потому, что его высылают за пределы стана, а когда он исцелится, его принимают в стан. Поэтому сказано применительно к нему о «принятии, введении» (внутрь находящегося снаружи).

15. И была заключена Мирьям за пределами стана семь дней, и народ не выступил в путь, пока не была принята (в стан) Мирьям.

и народ не выступал в путь. Эту честь Вездесущий оказал ей за то, что она задержалась ради Моше, когда он был опущен в реку, как сказано: «И стала сестра его поодаль и т. д.» [Шмот 2, 4] [Coтa 9б].

16. А затем отправился народ из Хацерота, и расположились они станом в пустыне Паран.

Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №115.

(1) Не нам, о Б-г, не нам, но имени Твоему воздай славу ради милосердия Твоего, ради истины Твоей. (2) Зачем говорят народы: «Где же Всесильный [Б-г] их?». (3) Всесильный наш в небесах — все, что хочет, делает Он. (4) Их же истуканы из серебра и золота — творения рук человеческих. (5) Уста у них не говорящие, глаза у них невидящие. (6) Уши у них, но они не слышат, ноздри у них, но они не обоняют. (7) Руки у них, но они не осязают, ноги у них, но они не ходят, гортанью своей голоса не издают. (8) Подобны им да будут те, кто делает их, всякий, кто надеется на них. (9) Израиль, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (10) Дом Аарона, надейся на Б-га! Он — спасение и оплот! (11) Благоговеющие пред Б-гом, надейтесь на Б-га! Он — спасение и оплот! (12) Б-г, вспомнив нас, благословит. Благословит Он дом Израиля, благословит Он дом Аарона. (13) Благоговеющих пред Б-гом благословит Он — малых и больших. (14) Приумножит вам Б-г еще и еще, вам и детям вашим. (15) Благословенны вы пред Б-гом, сотворившим небеса и землю. (16) Небеса, небеса — Б-га, землю же Он отдал сынам человеческим. (17) Не мертвые славят Б-га и не спускающиеся в могилу. (18) Но мы благословлять будем Б-га отныне и вовеки. Славьте Б-га!

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №90.

(1) Молитва Моше1, человека Всесильного [Б-га]. Г-сподь! Прибежищем Ты был для нас в каждом поколении. (2) Прежде, чем появились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты — Всесильный [Б-г]! (3) Ты доводишь человека до изнеможения и говоришь: «Возвратитесь, сыны человеческие!» (4) Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он, словно стража в ночи. (5) Они текут как во сне: под утро, как сено увядают. (6) Утром цветет и зеленеет, вечером — вянет и засыхает. (7) Ибо от гнева Твоего мы изнемогаем, негодование Твое приводит нас в смятение. (8) Поставил Ты грехи наши пред Собою, скрытые наши проступки — пред светочем лика Твоего. (9) Все дни наши прошли в гневе Твоем, мы теряем лета наши, словно звук. (10) Дней нашей жизни — семьдесят лет, а при [большой] крепости — восемьдесят лет, надменность их — суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы. (11) Кто познал силу гнева Твоего? Как и Ты, негодование Твое грозно. (12) Научи нас вести счет нашим дням и мы наполним [наше] сердце мудростью. (13) Обратись, Б-г, доколе [будешь гневаться на нас]? Пожалей рабов Своих! (14) Насыщай нас по утрам милосердием Своим, и будем мы петь и радоваться все годы наши! (15) Радуй же нас за дни, [в которые] Ты заставлял нас страдать, за годы, [в которые] мы видели горе. (16) Да откроется деяние Твое взору рабов Твоих и великолепие Твое — их детям. (17) И да будет благоволение Г-спода, Всесильного нашего, на нас, и творение рук наших утверди нам, творения рук наших утверди!

1 Следующие одиннадцать песен (90-100) составил Моше. Давид включил их в книгу Теилим (Мецудат Давид).

Псалом №91.

(1) Живущий под покровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоящийся! (2) Скажу я Б-гу: «[Ты] — защита моя и оплот мой, Всесильный мой, на Которого я полагаюсь». (3) Ибо Он спасет тебя от западни, от губительного мора. (4) Крылом Своим прикроет Он тебя, под крыльями Его ты приютишься, щитом и кольчугой [будет для тебя] Его истина. (5) Не будешь бояться ни страхов ночных, ни стрелы, летящей днем, (6) ни мора, который во мраке ходит, ни гибели, свирепствующей в полдень. (7) Падут возле тебя тысяча, мириада — по правую руку твою, но к тебе не подойдут. (8) Только глазами своими смотреть будешь, возмездие злодеям увидишь. (9) Ибо ты [сказал]: «Б-г — укрытие мое», Всевышнего избрал ты приютом твоим. (10) Не случится с тобою несчастья, беда не приблизится к шатру твоему. (11) Ибо ангелам Своим заповедал Он о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. (12) На руках они будут нести тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. (13) На льва ли, на аспида наступишь, топтать будешь молодого льва и дракона. (14) «Ибо он Меня возжелал — Я его избавил; его Я возвышу, ибо имя Мое он познал. (15) Ко Мне он взывает — Я отвечаю ему, с ним Я вместе в беде. Я его избавляю и прославляю. (16) Долголетием насыщу его и явлю ему спасение Мое».

Псалом №92.

(1) Песнь на день субботний. (2) Хорошо славить Б-га и петь имени Твоему, Всевышний, (3) возвещать утром милосердие Твое, истину Твою — в ночи, (4) на десятиструнной и на лире, голосом в сопровождении арфы. (5) Ибо Ты возвеселил меня, Б-г, деянием Твоим: я ликую о творениях рук Твоих. (6) Как велики творения Твои, Б-г! Очень глубоки мысли Твои! (7) Человек неразумный не знает, глупец не уразумеет этого. (8) Когда процветают злодеи — [это] как трава, [когда] все творящие кривду цветут — [это для того], чтобы быть истребленными на веки вечные1. (9) А Ты высок вовеки, Б-г! (10) Ибо вот, враги Твои, Б-г, вот враги Твои пропадают, распадаются все творящие кривду. (11) Весьма возвысил Ты меня, умащен я свежим маслом. (12) Глаз мой взирает на желающих мне зла, о злодеях, восстающих на меня, слышат мои уши. (13) Праведник цветет, словно пальма, как кедр возвышается на Ливане2. (14) Насажденные в Доме Б-га, во дворах Всесильного нашего цветут они. (15) Они и в старости плодовиты, сочны и свежи, (16) чтобы возвещать, что справедлив Б-г, твердыня моя, и нет кривды у Него.

1 То, что злодеям дается возможность процветать в этом мире, это лишь для того, чтобы рассчитаться с ними за то немногое добро, которое они делали, и полностью лишить их удела в мире грядущем. Они процветают как трава, которая так же быстро увядает (Мецудат Давид).
2 В отличие от злодеев, процветание которых кратковременно «как трава», праведник возвышается как кедр и как пальма (Радак).

Псалом №93.

(1) Б-г воцарился1, облекся величием, облекся Б-г могуществом, препоясался [им]. Также устроил вселенную, не пошатнется она. (2) Утвержден престол Твой издавна, предвечный Ты! (3) Возвышают реки, Б-г, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. (4) Сильнее шума вод многих, могучих волн морских, могуч в высотах Б-г. (5) Свидетельства Твои верны совершенно. Дому Твоему, Б-г, — краса святости на долгие дни.

1 Эта песнь и последующие семь говорят о днях Мошиаха (Радак).

Псалом №94.

(1) Всесильный [Б-г] отмщения, Б-г, Всесильный [Б-г] отмщения, прояви себя! (2) Возвеличься, судья земли, воздай возмездие высокомерным. (3) Доколе злодеи, о Б-г, доколе злодеи торжествовать будут? (4) [Доколе] изрекать дерзкие речи, превозноситься будут все творящие кривду? (5) Притеснять народ Твой, Б-г, [доколе] будут угнетать наследие Твое? (6) Вдову и пришельца казнить, сирот убивать? (7) Говорить: «Не видит Б-г, не внимает Всесильный [Б-г] Яакова». (8) Поймите, неразумные в народе! Когда вы поумнеете, глупцы? (9) Тот, Кто создал [человеку] ухо, разве не слышит? Или Тот, Кто глаз образовал, разве не видит? (10) Тот, Кто карает народы, разве не обличит [вас]? Тот, Кто учит человека знанию, — (11) Б-г знает мысли человека, ибо они тщета1. (12) Счастлив человек, которого наставляешь Ты, Б-г, и Закону Своему обучаешь, (13) чтобы дать ему покой в дни бедствия, доколе выроется злодею яма. (14) Ибо не покинет Б-г народа Своего, не оставит Он наследия Своего. (15) Ибо к правде возвратится суд, а за ним — все честные сердцем2. (16) Кто постоит за меня против злодеев? Кто станет за меня против творящих кривду? (17) Если бы не Б-г был мне в помощь, душа моя поселилась бы вскоре в могиле. (18) Когда я говорил: «Пошатнулась нога моя», — милосердие Твое, Б-г, поддерживало меня. (19) При множестве скорбных мыслей моих внутри меня, утешения Твои радуют душу мою. (20) Сообщается разве с Тобою трон губителей, возводящих насилие в закон, (21) ополчающихся на душу праведника, кровь невинную обвиняющих? (22) Но Б-г был оплотом моим, Всесильный мой — твердыня убежища моего. (23) Он обратит против них насилие их, злодейством их Он истребит их, истребит их Б-г Всесильный наш.

1 Нетрудно Ему проникнуть в мысли человека — не так уж они глубоки по сравнению с Его мыслями (Мецудат Давид).
2 В конечном итоге суд закончится оправданием человека, ибо наказания искупят вину, люди станут честными в сердце, т. к. искупят вину и будут знать, что наказание неизбежно (Мецудат Давид).

Псалом №95.

(1) Идите, будем воспевать Б-га, трубить будем твердыне спасения нашего1. (2) Встретим Его с благодарением, с песнями восклицать будем Ему, (3) что Б-г — великая сила, властелин великий над всеми силами. (4) В руке Его — тайны земли, высоты гор — Его же. (5) Море Его — Он создал его, сушу образовали руки Его. (6) Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Б-гом, Творцом нашим, (7) ибо Он — Всесильный наш, а мы, народ, — паства Его, ручное стадо2 Его, — если бы только вы сегодня послушали голоса Его: (8) «Не ожесточайте сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, (9) где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дело Мое. (10) Сорок лет раздражало Меня поколение то, и сказал Я: "Это народ, блуждающий сердцем. Не знают они путей Моих". (11) Потому поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой».

1 Так будут говорить евреи друг другу в дни Мошиаха: «Воспоем Б-га, Который избавил нас» (Радак).
2 Как милосердный пастух, который ведет стало овец рукой, а не гонит их палкой (Мецудат Давид).

Псалом №96.

(1) Воспойте Б-гу новую песнь, воспойте Б-гу, вся земля! (2) Пойте Б-гу, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день спасение Его. (3) Рассказывайте народам о славе Его, всем племенам — о дивных делах Его. (4) Ибо велик Б-г и достоин похвал беспредельных, Он страшнее всех богов1. (5) Ибо все боги народов — никчемны, а Б-г небеса сотворил. (6) Слава и величие пред Ним, могущество и краса в святилище Его. (7) Воздайте Б-гу, семьи народов, воздайте Б-гу славу и мощь. (8) Воздайте Б-гу славу имени Его, несите приношение, приходите во дворы Его (9) Поклонитесь Б-гу в священном трепете, благолепии, трепещите пред Ним, все [жители] земли! (10) Возвестите между народами: «Б-г царствует, потому вселенная устроена — не поколеблется. Он будет судить народы по справедливости». (11) Да возвеселятся небеса, да торжествует земля, громко рокочет море и [существа], наполняющие его. (12) Да радуется поле и все, что на нем, да ликуют все деревья лесные (13) пред Б-гом, ибо Он идет, ибо идет Он судить землю. Он будет судить вселенную по справедливости, народы — по истине Своей.

1 Всех воинств небесных, которым поклоняются язычники (Радак).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.

Выбор главы Псалмов по номеру (введите цифру от 1 до 150):

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам
(введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

19 Сивана

И потому в Писании необходимо было предупреждение: «И познай сегодня, и тверди сердцу своему и т. д.» — для того, чтобы ты не помыслил, что небо и все, что в нем, и земля и все, что на ней, есть нечто отдельно и самостоятельно существующее, а Всевышний, благословенно имя Его, наполняет Собой весь мир, как душа, облеченная в тело, и сообщает земле силу взращивания и силу движения небесным сферам, и движет и управляет ими по Своей воле, как душа движет телом и управляет им по своему желанию. На самом деле такое сравнение совершенно неприменимо, ибо душа и тело в действительности друг от друга раздельны в корне [источнике] своем, ибо корень происхождения тела и сущность его образуется не от души, а от капель отца и матери. И позднее рост его происходит не только [под влиянием] души, а в зависимости от того, что ест и пьет мать в течение всех девяти месяцев, а затем — от того, что он сам ест и пьет. Но это не так в отношении неба и земли. Вся их суть и сущность произведена из абсолютного отсутствия и небытия одним лишь словом Всевышнего и дыханием уст Его, благословен Он. А кроме того, и теперь слово Его стоит навеки и прибывает к ним непрестанно, каждое мгновение, и творит их постоянно из ничего, подобно тому, как солнечный свет исходит от Солнца в самом теле Солнечного шара, если вернуться к этому сравнению. Так что они, [небо и земля], совершенно не существуют по отношению к слову Всевышнего и дыханию уст Его, которые едины с Его сутью и сущностью, благословен Он, — как это будет видно при дальнейшем изложении, — подобно тому, как солнечный свет не существует в Солнце. И только действие Его препятствующих сил [Гвурот] в атрибуте Гвура и Цимцум заслоняет и скрывает жизненную силу, текущую к ним [творениям], так что небо и земля и все, что их наполняет, становятся видимыми, как будто они нечто само по себе существующее. Но это сжатие и утаение имеет значение лишь для нижних, а пред Всевышним, благословен Он, все как абсолютное небытие, как солнечный свет в Солнце. Гвура ничего не скрывает, сохрани Б-г, пред Ним, благословенным, ибо она не есть нечто само по себе существующее, но Авайе есть Элоким.

Календарь «День за днем» (а-Йом йом)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

Сегодня 19 Сивана

В месяце Мар-хешване 5613 года Цемах-Цедек установил, кроме других уроков, урок по изучению Торы с Ребе Шмуэлем. Урок производился ежедневно по два с половиной часа: зимой начиная с десятого часа ночи, а летом — с четырех утра.

В течение двух лет этот урок был посвящен изучению тайной Торы с объяснениями ее учением хасидизма. После этого времени, до Элула 5616 года, когда этот урок прервался, изучались книги хакиры (философские трактаты): рабби Саадьи Гаона, «Морэ Невухим», «Икарим», «Кузари» и другие, в свете учения хасидизма.

РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 220

97-я заповедь «делай» — повеление, устанавливающее, что трупы восьми видов шрацим (мелких животных) передают ритуальную нечистоту (см. Ваикра 11:29-30). Эта заповедь включает в себя все законы, связанные с ритуальной нечистотой шрацим.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Система Orphus