Недельная глава Торы с комментарием РАШИ (Хумаш)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ (аббревиатура: рабби Шломо Ицхаки), содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Трума

Первый день

Глава 25

1. И говорил Г-сподь Моше так:

2. Говори сынам Исраэля, и пусть возьмут Мне (сообща) возношение; От всякого человека, побужденного сердцем своим, берите возношение Мне.

чтобы взяли Мне возношение. «Мне» (означает:) ради Имени Моего, во славу Имени Моего.

возношение (долю посвященную, выделенную). (Часть) выделенная, отделенная. Пусть выделят Мне из своего достояния доброхотный дар.

побужденного сердцем своим. Имеет то же значение (и от того же корня, что и) доброхотный дар, и означает добровольность, доброхотность; apaisement на французском языке (см. Раши к Берейшит 33, 10 и к Ваикра 19, 5).

возьмите возношение (посвященную долю) Мне. Наши мудрецы говорили: Здесь речь идет о трех долях — возношениях (слово повторено три раза): одна (из них) — бэка (половина шекеля) с человека, из чего были сделаны подставы (к брусьям), как разъясняется в разделе «И вот исчисления» [38, 26-27]; вторая — доля-возношение для жертвенника, бэка с человека в денежные короба, чтобы из этого покупать жертвы от общества; третья — доля-приношение для скинии, доброхотный дар от каждого в отдельности [Йерушалми, Шкалим]. Все тринадцать материалов, о которых говорится здесь, были необходимы для изготовления скинии (и того, что в ней находилось) или для одежд священнослужителей. (Ты убедишься в этом), если внимательно (изучишь этот вопрос).

3. И вот возношение, какое вам брать у них: золото, и серебро, и медь;

золото, и серебро, и медь... Все было добровольным приношением, каждый (дал) по велению своего сердца, кроме серебра, которое (всеми было принесено) поровну — половина шекеля с каждого. И мы не находим во всем (описании) изготовления скинии, что потребовалось серебра сверх этого, как сказано: «И серебра от исчисления общины... по бэке с человека...» [38, 25–26]. А из этого серебра, которое было принесено в качестве доброхотного дара, изготовили принадлежности служения.

4. И синету, и пурпур, и червленицу, и виссон, и козий (волос);

и синету. Шерсть, окрашенная кровью хилазона (вид моллюска), зеленоватого цвета [Mенaxoт 44а].

и пурпур. Шерсть, окрашенная в цвет, который называется пурпуром.

и виссон. Это лен.

букв.: и коз. Козий волос. Поэтому Онкелос перевел: ומעזי — нечто, взятое от коз, а не сами козы; так как «козы» переводится עזיא.

5. И кожи бараньи красненные, и кожи тахашевые, и дерево шитим.

красненные (окрашенные в красное). Они были окрашены в красный цвет после обработки (это не есть их естественный цвет).

тахашевые. Это (дикое) животное, жившее только в ту пору (когда возводили скинию). Было оно многоцветным, поэтому (в Таргуме слово) переведено ססגונא: оно радуется (שש) и гордится своими тонами, своей мастью (גונא) [Шабат 28а: Танхума].

и дерево шитим. Откуда взяли они это в пустыне? Рабби Танхума разъяснял: Наш отец Яаков пророчески предвидел, что сыны Исраэля возведут скинию в пустыне. Он доставил кедры в Мицраим и посадил их, и повелел своим сыновьям взять их с собою при исходе из Мицраима (см. Раши к 26, 15).

6. Елей для освещения, пряные снадобья для елея помазания и для курения благовонного.

елей для освещения. Чистое оливковое масло, чтобы возжигать светильник постоянно (см. 27,20).

пряные снадобья для елея помазания. Который изготовляют для помазания принадлежностей скинии и (самой) скинии для их освящения. И понадобились для этого пряности, как разъясняется в «Когда сочтешь» [30,23].

и для курения благовонного. Которое вскуривали по вечерам и по утрам, как разъясняется в «И ты повели» [30, 7]. А корень קטר означает: производить дым, поднимающиеся вверх клубы дыма.

7. Камни ониксовые и камни оправные для эфода и для наперсника.

камни ониксовые. Там понадобились два (камня) для эфода, как сказано в «И ты повели» [28,6].

оправные (букв.: заполнительные). Для них в золоте делали гнезда, наподобие лунок, и помещали туда камень, чтобы заполнить лунку, — поэтому они называются камнями «для заполнения», а место, на котором они находятся, называется оправой (куда камень вправляется).

для эфода и для наперсника. Камни ониксовые — для эфода, а камни оправные — для наперсника. Наперсник и эфод описаны в «И ты повели», и это есть виды уборов.

8. И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в их среде.

и сделают Мне Святилище. Пусть возведут во славу Имени Моего (см. Раши к 25, 2) Дом святости (где пребывает святость).

9. В точности, как Я показываю тебе образец скинии и образец всех ее принадлежностей; и так делайте(в будущем).

в точности (во всем равно, без розни), как Я показываю тебе. Здесь.

образец скинии (обиталища). Этот стих связан с предыдущим стихом: И пусть сделают Мне Святилище... в точности, как Я показываю тебе.

и так делайте. Для (грядущих) поколений [Санедрин 16 б]. Если утеряна будет одна из принадлежностей или когда будете делать Мне принадлежности для Дома Вечности (Храма в Йерушалаиме), как например: столы, и светильники, и сосуды для омовения, и основание (к ним), которые изготовил Шломо, — по образцу этих делайте их. Если бы этот стих не был связан с предшествующим, то вместо «и так делайте» следовало бы написать «так сделайте», и это относилось бы (только) к созданию скинии собрания и ее принадлежностей.

10. И пусть сделают ковчег из дерева шитим, два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота.

и пусть сделают ковчег. Наподобие укладок без ножек, их изготовляют в виде ларя и на французском языке называют escrin; он стоит на своем дне.

11. И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его, и сделай на нем золотой венец вокруг.

изнутри и снаружи покрой его. Три ковчега изготовил Бецалель: два из золота и один из дерева. У каждого из них четыре стенки и дно, и открыты они сверху. Он поставил деревянный (ковчег) в золотой, а (второй) золотой — в деревянный, и покрыл верхний его край золотом. Таким образом, (деревянный ковчег) был покрыт (золотом) изнутри и снаружи [Йома 72б].

золотой венец. Подобие короны (короновидное украшение) проходило по краю вокруг, над краем (ковчега), потому что он сделал внешний (золотой) ковчег выше внутреннего, так что венец поднимался против толщи покрытия и (даже) немного выступал. И когда покрытие лежало на толще стенок, венец немного выступал над всей толщей покрытия. И это символизирует «венец Торы».

12. И отлей для него четыре золотых кольца, и прикрепи к четырем его углам: и два кольца (из них) на одной его стороне, а два кольца на другой его стороне.

ויצקת. Означает литье металла, как в Таргуме.

פעמתיו. Как в Таргуме, «к его углам». Они (кольца) находились в верхних углах возле покрытия: два (кольца) с одной стороны и два с другой по ширине ковчега, и шесты вложены в них, а длина ковчега отделяет один шест от другого, два с половиной локтя между шестами, так что два человека, несущие ковчег, могли идти между ними (с одной стороны). Это разъясняется в трактате Менахот, в разделе «Два хлеба» [98б].

и два кольца на одной его стороне... Это и есть четыре кольца, (о которых говорилось) в начале стиха. (Здесь же) уточняется, где именно они находились. (Союз) «вав», и, является добавочным (сверх необходимого), и понимать следует, (как если бы стояло) «два кольца». (Наличие этого союза) ты должен объяснить так: и два из этих колец — на одной стороне, (а два других — на другой). צלעו — означает: его сторона.

13. И сделай шесты из дерева шитим, и покрой их золотом.

בדי. (Означает:) шесты.

14. И вложи шесты в кольца на сторонах ковчега, чтобы носить ковчег на них.

15. В кольцах ковчега будут шесты; не должны отниматься от него.

не должны отниматься от него. Никогда [Йома 72а].

16. И помести в ковчег свидетельство, которое Я дам тебе.

и помести в ковчег. То же, что בארון, в ковчег.

свидетельство. Это Тора (скрижали; см. Раши к 40, 20), которая является свидетельством между Мною и вами, что Я дал вам заповеди, содержащиеся в ней (начертанные на скрижалях) [Танхума].

א. וַיְדַבֵּ֥ר יְהוָ֖ה אֶל מֹשֶׁ֥ה לֵּאמֹֽר׃
ב. דַּבֵּר֙ אֶל בְּנֵ֣י יִשְׂרָאֵ֔ל וְיִקְחוּ לִ֖י תְּרוּמָ֑ה מֵאֵ֤ת כָּל אִישׁ֙ אֲשֶׁ֣ר יִדְּבֶ֣נּוּ לִבּ֔וֹ תִּקְח֖וּ אֶת תְּרֽוּמָתִֽי׃
ויקחו לי תרומה
לי לשמי:
תרומה
הפרשה, יפרישו לי מממונם נדבה:
ידבנו לבו
לשון נדבה, והוא לשון רצון טוב, פרישנ"ט בלעז [מתנה]:
תקחו את תרומתי
אמרו רבותינו שלש תרומות אמורות כאן, אחת תרומת בקע לגלגלת, שנעשו מהם האדנים, כמו שמפורש באלה פקודי (שמות לה כו - כז), ואחת תרומת המזבח בקע לגלגלת לקופות לקנות מהן קרבנות צבור, ואחת תרומת המשכן נדבת כל אחד ואחד. שלשה עשר דברים האמורים בענין כולם הוצרכו למלאכת המשכן או לבגדי כהונה, כשתדקדק בהם:
ג. וְזֹאת֙ הַתְּרוּמָ֔ה אֲשֶׁ֥ר תִּקְח֖וּ מֵֽאִתָּ֑ם זָהָ֥ב וָכֶ֖סֶף וּנְחֹֽשֶׁת׃
זהב וכסף ונחשת וגו'
כולם באו בנדבה, איש איש מה שנדבו לבו, חוץ מן הכסף שבא בשוה מחצית השקל לכל אחד, ולא מצינו בכל מלאכת המשכן, שהוצרך שם כסף יותר, שנאמר (שמות לח כו - כז) וכסף פקודי העדה וגו' בקע לגלגלת וגו', ושאר הכסף הבא שם בנדבה עשאוה לכלי שרת:
ד. וּתְכֵ֧לֶת וְאַרְגָּמָ֛ן וְתוֹלַ֥עַת שָׁנִ֖י וְשֵׁ֥שׁ וְעִזִּֽים׃
ותכלת
צמר צבוע בדם חלזון, וצבעו ירוק:
וארגמן
צמר צבוע ממין צבע ששמו ארגמן:
ושש
הוא פשתן:
ועזים
נוצה של עזים, לכך תרגם אונקלוס ומעזי, הבא מן העזים, ולא עזים עצמם, שתרגום של עזים עזיא:
ה. וְעֹרֹ֨ת אֵילִ֧ם מְאָדָּמִ֛ים וְעֹרֹ֥ת תְּחָשִׁ֖ים וַֽעֲצֵ֥י שִׁטִּֽים׃
מאדמים
צבועות היו אדום לאחר עבודן:
תחשים
מין חיה, ולא היתה אלא לשעה והרבה גוונים היו לה, לכך מתרגם ססגונא, ששש ומתפאר בגוונין שלו:
ועצי שטים
מאין היו להם במדבר, פירש רבי תנחומא יעקב אבינו צפה ברוח הקודש, שעתידין ישראל לבנות משכן במדבר, והביא ארזים למצרים ונטעם, וצוה לבניו ליטלם עמהם, כשיצאו ממצרים:
ו. שֶׁ֖מֶן לַמָּאֹ֑ר בְּשָׂמִים֙ לְשֶׁ֣מֶן הַמִּשְׁחָ֔ה וְלִקְטֹ֖רֶת הַסַּמִּֽים׃
שמן למאור
שמן זית זך להעלות נר תמיד:
בשמים לשמן המשחה
שנעשה למשוח כלי המשכן והמשכן לקדשו, והוצרכו לו בשמים כמו שמפורש בכי תשא (שמות ל כג - כה):
ולקטרת הסמים
שהיו מקטירין בכל ערב ובקר, כמו שמפורש בואתה תצוה (שמות ל ז - ח) ולשון קטרת העלאת קיטור ותמרות עשן:
ז. אַבְנֵי שֹׁ֕הַם וְאַבְנֵ֖י מִלֻּאִ֑ים לָֽאֵפֹ֖ד וְלַחֹֽשֶׁן׃
אבני שהם
שתים הוצרכו שם לצורך האפוד האמור בואתה תצוה (שמות כח יב):
מלאים
על שם שעושין להם בזהב מושב כמין גומא ונותנין האבן שם למלאות הגומא, קרויים אבני מלואים, ומקום המושב קרוי משבצות:
לאפוד ולחשן
אבני השהם לאפוד, ואבני המלאוים לחשן, וחשן ואפוד מפורשים בואתה תצוה, והם מיני תכשיט:
ח. וְעָ֥שׂוּ לִ֖י מִקְדָּ֑שׁ וְשָֽׁכַנְתִּ֖י בְּתוֹכָֽם׃
ועשו לי מקדש
ועשו לשמי בית קדושה:
ט. כְּכֹ֗ל אֲשֶׁ֤ר אֲנִי֙ מַרְאֶ֣ה אֽוֹתְךָ֔ אֵ֚ת תַּבְנִ֣ית הַמִּשְׁכָּ֔ן וְאֵ֖ת תַּבְנִ֣ית כָּל כֵּלָ֑יו וְכֵ֖ן תַּֽעֲשֽׂוּ׃
ככל אשר אני מראה אותך
כאן את תבנית המשכן. המקרא הזה מחובר למקרא שלמעלה הימנו ועשו לי מקדש ככל אשר אני מראה אותך:
וכן תעשו
לדורות אם יאבד אחד מן הכלים או כשתעשו לי כלי בית עולמים, כגון שולחנות ומנורות וכיורות ומכונות שעשה שלמה, כתבנית אלו תעשו אותם. ואם לא היה המקרא מחובר למעלה הימנו, לא היה לו לכתוב וכן תעשו אלא כן תעשו, והיה מדבר על עשיית אהל מועד וכליו:
י. וְעָשׂ֥וּ אֲר֖וֹן עֲצֵ֣י שִׁטִּ֑ים אַמָּתַ֨יִם וָחֵ֜צִי אָרְכּ֗וֹ וְאַמָּ֤ה וָחֵ֨צִי֙ רָחְבּ֔וֹ וְאַמָּ֥ה וָחֵ֖צִי קֹֽמָתֽוֹ׃
ועשו ארון
כמין ארונות שעושים בלא רגלים, עשויים כמין ארגז שקורין אישקרי"ן בלעז [ארגז] יושב על שוליו:
יא. וְצִפִּיתָ֤ אֹתוֹ֙ זָהָ֣ב טָה֔וֹר מִבַּ֥יִת וּמִח֖וּץ תְּצַפֶּ֑נּוּ וְעָשִׂ֧יתָ עָלָ֛יו זֵ֥ר זָהָ֖ב סָבִֽיב׃
מבית ומבחוץ תצפנו
שלשה ארונות עשה בצלאל, שתים של זהב ואחד של עץ, וארבע כתלים ושולים לכל אחד ופתוחים מלמעלה, נתן של עץ בתוך של זהב ושל זהב בתוך של עץ, וחפה שפתו העליונה בזהב, נמצא מצופה מבית ומחוץ:
זר זהב
כמין כתר מקיף לו סביב למעלה משפתו, שעשה הארון החיצון גבוה מן הפנימי עד שעלה למול עובי הכפורת ולמעלה הימנו משהו, וכשהכפורת שוכב על עובי הכתלים, עולה הזר למעלה מכל עובי הכפורת כל שהוא, והוא סימן לכתר תורה:
יב. וְיָצַ֣קְתָּ לּ֗וֹ אַרְבַּע֙ טַבְּעֹ֣ת זָהָ֔ב וְנָ֣תַתָּ֔ה עַ֖ל אַרְבַּ֣ע פַּֽעֲמֹתָ֑יו וּשְׁתֵּ֣י טַבָּעֹ֗ת עַל צַלְעוֹ֙ הָֽאֶחָ֔ת וּשְׁתֵּי֙ טַבָּעֹ֔ת עַל צַלְע֖וֹ הַשֵּׁנִֽית׃
יצקת
לשון התכה כתרגומו:
פעמתיו
כתרגומו זויתיה. ובזויות העליונות סמוך לכפרת היו נתונות שתים מכאן ושתים מכאן לרחבו של ארון, והבדים נתונים בהם, וארכו של ארון מפסיק בין הבדים, אמתים וחצי בין בד לבד, שיהיו שני בני אדם, הנושאים את הארון, מהלכין ביניהם, וכן מפורש במנחות בפרק שתי הלחם (צח ב):
ושתי טבעות על צלעו האחת
הן הן הארבע טבעות שבתחלת המקרא, ופירש לך היכן היו, והוי"ו זו יתירה היא ופתרונו כמו שתי טבעות, ויש לך לישבה כן ושתיים מן הטבעות האלו על צלעו האחת:
צלעו
צדו:
יג. וְעָשִׂ֥יתָ בַדֵּ֖י עֲצֵ֣י שִׁטִּ֑ים וְצִפִּיתָ֥ אֹתָ֖ם זָהָֽב׃
בדי
מוטות:
יד. וְהֵֽבֵאתָ֤ אֶת הַבַּדִּים֙ בַּטַּבָּעֹ֔ת עַ֖ל צַלְעֹ֣ת הָֽאָרֹ֑ן לָשֵׂ֥את אֶת הָֽאָרֹ֖ן בָּהֶֽם׃
טו. בְּטַבְּעֹת֙ הָֽאָרֹ֔ן יִֽהְי֖וּ הַבַּדִּ֑ים לֹ֥א יָסֻ֖רוּ מִמֶּֽנּוּ׃
לא יסרו ממנו
לעולם:
טז. וְנָֽתַתָּ֖ אֶל הָֽאָרֹ֑ן אֵ֚ת הָֽעֵדֻ֔ת אֲשֶׁ֥ר אֶתֵּ֖ן אֵלֶֽיךָ׃
ונתת אל הארן
כמו בארון:
העדות
התורה שהיא לעדות ביני וביניכם, שצויתי אתכם מצות הכתובות בה:

Выбор Пятикнижия с РАШИ по дате:

Выбор по главе и дню недели

Используется перевод Фримы Гурфинкель

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Система Orphus