Мишне Тора

Маймонид, Мишне Тора — 3 главы в день

Законы ритуальной нечистоты, передающейся предмету, на котором сидят или лежат

Гл. 4

1. У четырёх женщин срок является своевременным, и они не оскверняют задним числом, и вот они: беременная, кормящая, девица и старуха. Кто такая беременная? С того времени, как будет определён её плод. Находилась в состоянии беременной и увидела кровь, а затем выбросила ветреный пузырь или предмет, который не является плодом — она потенциально находится в своём состоянии, и её срок своевременный. Увидела кровь, а затем у неё был признан плод — она подобно всем женщинам оскверняет задним числом. Кто такая кормящая? Все двадцать четыре месяца со дня родов. Даже если у неё в течение этого времени умер ребёнок, или он был отнят от груди или отдан своей кормилице — её срок является своевременным; однако спустя двадцать четыре месяца, хотя она продолжает кормить — она становится нечистой задним числом подобно всем женщинам. Кто такая девица? Всё то время, пока она не видела кровь. Девица по крови — это не девица по девственности. Каким образом? Даже если вышла замуж и увидела кровь вследствие брака, или родила и увидела кровь вследствие родов — она пока девица относительно нечистоты, и её срок своевременный. Кто такая старая? Любая, у которой прошло три месяца вблизи её старости, и она не видела кровь. Что означает «вблизи её старости»? Любая, кого подруги зовут старухой в её присутствии, и она не обижается. Прошло у неё три сезона, и она увидела, и заново прошли три других сезонов или более, или менее, и она увидела — она подобна всем женщинам, и она оскверняет задним числом.

2. Девица, которая видела кровь, даже без остановки все семь дней или она капает — это считается как один раз; увидела кровь, и она прекратилась, и она заново увидела — это два раза.

3. Ребёнок женского пола, чей срок ещё не подошёл, и она увидела первый и второй разы — её срок своевременный; увидела третий раз — оскверняет задним числом. (Прошло у неё три месяца, а затем она увидела — её срок своевременный); прошло у неё три других месяца, а затем увидела — её срок своевременный. Прошло у неё три других месяца, и она увидела — оскверняет задним числом.

4. Ребёнок женского рода, чей срок подошёл увидеть, и она увидела в первый раз — её срок своевременный; во второй раз — оскверняет задним числом. Прошло у неё три месяца, а затем увидела — её срок своевременный; прошло у неё три других месяца, а затем увидела — оскверняет задним числом.

5. Беременная, кормящая, старая и девица, чей срок подошёл видеть, и они увидели первый раз — их срок своевременный. Увидели во второй раз — оскверняют задним числом подобно всем женщинам, как об этом уже объяснялось; если видели в первый раз по принуждению — то во второй раз их срок своевременный.

6. Беременная или кормящая, которые видели кровь, и прошло три месяца, а затем увидела — её срок своевременный; прошло у неё три других месяца, и она увидела во второй раз, который является третьим разом от первого видения — они оскверняют задним числом. Тот, кто видит кровь за кровью чистоты в течение 24 часов — её срок своевременный. Все, у кого срок своевременный, несмотря на то, что она не оскверняет задним числом — она должна проверить себя постоянно, и любая женщина, умножающая проверки, прославляется. Исключение составляют нидда (нечистая вследствие месячных выделений) и сидящая при крови чистоты, при которых проверка ничему не способствует.

7. Мудрецы ввели постановление для дочерей Израиля, чтобы те ежедневно себя проверяли утром из-за вечернего очищения, а вечером из-за утреннего очищения. Любая вкушающая возношение проверяет в то время, пока вкушает возношение. Любая женщина из-за чистоты проверяет в то время, когда идёт совокупляться; однако если она не занималась очищениями, то она не должна проверять для своего мужа, ибо все женщины, у которых есть цикл, потенциально чисты для своих мужей, как уже объяснялось по поводу нидды.

8. Дочери Израиля, которые не достигли своего периода, не находятся потенциально в состоянии чистоты, и женщины их не проверяют; однако когда они достигли своего периода, им нужна проверка, и женщины их проверяют.

9. Глухонемая, слабоумная, с помутневшим рассудком от болезни, если у них есть здоровые, то они их проверяют — они вкушают возношение.

10. Все пятна, поступающие от евреев, находятся потенциально в состоянии нечистоты; а поступающие от иноверцев находятся в состоянии чистоты. Найденные в еврейских городах — чисты, чтобы евреев не подозревали в выбрасывании своих пятен, ибо они их прячут. Таким образом, все найденные в любом месте пятна — чисты за исключением найденных в щелях и вокруг дома нечистоты. Вся их нечистота находится под сомнением, как об этом уже объяснялось.

11. Все нечистые пятна убирают семью снадобьями, а затем прошло ли пятно или не прошло — окунают, и оно чисто: если не прошло вообще — это считается краской; если прошло или потускнело — это считается пятном, а поскольку по нему уже провели снадобьями, оно отменилось, хотя и было заметно. Даже несомненное пятно от крови нидды, поскольку по нему провели семью снадобьями, отменилось, и он его окунул и совершил над ним очищение.

12. Одежда, на которой потерялось пятно — проводят по каждой одежде семью снадобьями и окунают её. Потерялся на ней слой семени, если была новой, то проверяет иглой; если была потёртой, то проверяет по солнцу.

13. Одежда, на которой было пятно, и её окунул, совершил над ним очищение, а затем провёл по пятну семь снадобий, и не прошло — то это краска, а совершённые очищения чисты, и нет необходимости окунать её другой раз; если прошло пятно или потускнел её вид — это считается пятном, и очищения нечисты, ведь он следил за пятном, чтобы его убрать, и одежду необходимо окунуть во второй раз ради её очищения.

14. Пятно, по которому провели шесть снадобий, и оно не прошло, а затем провёл по нему мылом, и оно прошло — совершённые над ним очищения чисты. Несмотря на то, что мыло выводит краску, поскольку он не провёл по нему семью снадобьями, то оно потенциально находится в состоянии пятна. Возможно, что если бы он провёл седьмым, он бы вывел его. Провёл по нему семью снадобьями, и оно не прошло, а затем провёл по нему во второй раз, и оно прошло — все совершённые над ним очищения между первой и второй стирками чисты; все совершённые над ним очищения после второй стирки нечисты. Поскольку он раскрыл своё сознание о том, что он следит за ним и хочет вывести отметку о нём — оно нечисто, пока не отменит его и не окунёт его. Как уже объяснялось в законах о запрещённых половых связях, что собой представляют семь проводимых по пятну снадобий, и как ими выводят.

15. Женщина, которая умерла, и из неё вышла кровь — оскверняет из-за пятна, ибо источник является нечистым местом. Несмотря на то, что кровь вышла после смерти, и здесь нидда неуместна, поскольку она вышла из нечистого места — она оскверняет нечистотой пятна; если в ней было четверть лога, то она оскверняет в шатре и оскверняет как пятно.

Законы ритуальной нечистоты, передающейся предмету, на котором сидят или лежат

Гл. 5

1. Гноеточивый, гноеточивая, нидда и роженица всегда находятся в состоянии своей нечистоты, они оскверняют человека, сосуды, ложе и седло до их окунания. Даже если они задержались на несколько лет, не видя нечистоту и не окунаясь, они находятся в состоянии нечистоты.

2. Роженица, которая не окунулась спустя семь дней после рождения мальчика и четырнадцать дней после рождения девочки — любая увиденная ею кровь, хоть и в дни очищения, подобна крови нидды, которая оскверняет, если находится во влажном и сухом состоянии. Писание стави её в зависимость не только от дней, но и от дней с окунанием.

3. Роженица, которая спустилась окунуться от нечистоты для очищения, и при спуске отошла от неё кровь, которая вышла из промежутка между зубов — она оскверняется, и окунание не способствует этой крови, хотя она пока ещё находится на её теле; если кровь оторвалась от неё при выходе из миквы, то она чиста, поскольку эта кровь является чистой, и окунание способствует всей впитавшейся в органы крови, делая её чистой кровью.

4. Роженица, которая окунулась после семи дней от рождения мальчика и четырнадцать дней от рождения девочки или от отсчёта семи чистых дней, если была роженицей при гнойной течи, то она все дни своего очищения подобна нечистому, который окунулся, и над ним пока не зашло солнце, и она считается во все эти дни окунувшейся сегодня. Ей не нужно окунаться ещё раз в конце дней очищения, она по окончании этих дней подобна окунувшейся сегодня, над которой зашло её солнце. О чём идёт речь, когда она подобна окунувшейся сегодня? Это относится к возношению и десятине; однако по поводу святых жертв, она подобна первой по нечистоте, которая пока не окуналась, и подобно тому, кто дотронулся до нидды или до осквернённого трупной нечистотой, который пока не окунался и т.п. Выходит, ты выучил: роженица в течение дней очищения вкушает десятину и делает непригодным возношение подобно окунувшейся сегодня, как об этом будет объясняться. Если упало от её слюны и от крови её очищения на буханку возношения — то она остаётся в своей чистоте, ибо жидкость окунувшегося сегодня чиста, как об этом будет объясняться. Она оскверняет святые жертвы подобно производному от нечистоты до тех пор, пока не завершатся дни очищения, и она для всех будет чиста. Мне кажется: поскольку она оскверняет святые жертвы, ей необходимо другое окунание в конце, а затем пусть дотрагивается до святыни, хотя ей не нужно другое окунание для вкушения возношения.

5. Роженица, которая является прокажённой, и она окунулась спустя семь дней после рождения мальчика или четырнадцать дней после рождения девочки — эта кровь её очищения нечиста, и она подобна её слюне и моче, и все они являются нечистыми жидкостями: все выходящие из неё нечистые жидкости подобны жидкостям, к которым они прикасаются за исключением гноеточивого и т.д. ибо три выходящие из него жидкости являются отцами (разносчиками) нечистоты, как об этом уже объяснялось.

6. Малолетняя гноеточивая, которая окунулась в день её оберегания после восхода солнца, как об этом объяснялось по поводу запрета нидды, её прикосновение и сожительство с ней находятся в зависимом положении: если завершился день, и она не увидела — всё, что к нему прикоснулось, чисто, а сожительствующий с ней чист и освобождён; если она увидела кровь после окунания — все совершённые ей очищения нечисты, и она делает ложе и седло, сожительствующий с ней обязан принести очистительную жертву. Если она окунулась в день оберегания перед восходом утренней зари, то она подобна той, которая не окуналась и пока делает седло и сидение.

7. Видящая кровь в одиннадцатый день, которая окунулась к вечеру кануна двенадцатого дня, оскверняет ложе и сидение, несмотря на то, что она непригодна быть взрослой гноеточивой, как об этом уже объяснялось по поводу запрета нидды.

8. Окунулась на двенадцатый день после восхода луча солнца, несмотря на то, что ей запрещается совокупляться до вечера, если совокупилась, то сожитель её чист, её ложе и седло чисты, хотя она видела кровь на двенадцатый день после окунания. Поскольку это начало нидды, как объяснялось там в запрете о нидде, и он не присоединяется к одиннадцатому дню; таким образом, ей не нужно сохранять двенадцатый день, но она окунается и занимается процессом очищения. Однако видящая кровь на десятый день окунается на одиннадцатый день и стережёт его, если увидит после окунания в этот день кровь, осквернились выполненные очищения, и её сожитель осквернился, хотя она не годится, чтобы стать взрослой гноеточивой, как объяснялось по поводу нидды.

9. Гноеточивый и взрослая гноеточивая, которые окунулись на свой седьмой день, как об этом уже объяснялось, не будут заниматься очищениями до вечера, ибо они могут увидеть нечистоту и отменить семь дней отсчёта, и получится, что те очищения станут нечистыми задним числом. Несмотря на то, что они задним числом делают ложе и сидение, они не оскверняют глиняные сосуды через сдвигание после окунания, хотя они заново увидели нечистоту и отменили всё. Все сдвинутые глиняные сосуды, пока их не увидят, чисты.

Законы ритуальной нечистоты, передающейся предмету, на котором сидят или лежат

Гл. 6

1. Как уже объяснялось, гноеточивый и приравненные к нему оскверняют ложе, сидение и седло, ибо ложе и сидение — это одно и то же. Зачем сказано в Торе о ложе и сидении? Ложе пригодно для лежания, и сидение предназначен, чтобы на нём сидеть, если он сидел на ложе или лежал на сидении, он его осквернил. Таким образом, я говорю, что везде, где упоминается только сидение, данное понятие относится и к ложу. Что такое седло? То, что пригодно для езды верхом, например, попона для осла и покрытие для коня.

2. Ложе и седло: каждый из них является, согласно Торе, отцом (разносчиком) нечистоты: они оскверняют человека и предметы через прикосновение к ним, и оскверняют человека через ношение их. Какая разница между ложем и седлом? Прикоснувшийся к ложу, если был человеком, и он прикоснулся к одежде и остальным сосудам до того, как отделился его осквернитель — то он их осквернил и сделал их первыми по нечистоте, прикоснувшийся к седлу не оскверняет одежды и предметы даже во время прикосновения; однако несущий ложе или седло оскверняет одежду и остальные предметы во время его ношения до того, как отделится его осквернитель. Откуда известно, что при осквернении седлом делается различие между прикосновением и ношением, а при осквернении ложем такого различия не делается? Ведь сказано о ложе: «И человек, который прикоснётся к ложу своему, постирает одежды свои» (Ваикра 15, 5), а о седле сказано: «Любое седло, на котором он будет ездить верхом (и т.д.) любой дотронувшийся до всего, что будет под ним, осквернится до вечера» (там же, 9-10). Здесь не сказано о стирке одежды, а это учит о том, что он не оскверняет одежду во время прикосновения. Сказано: «И несущий их постирает одежды свои» (там же): как несущий седло, так и несущий ложе, оскверняют одежды во время ношения. Выходит, ты выучил: гноеточивый, гноеточивая, нидда (нечистая вследствие месячных выделений), роженица, их ложе, их слюна, их моча, кровь нидды, кровь гноеточивой и роженицы, гнойная течь гноеточивого — каждый из этих веществ является отцом (разносчиком) нечистоты. Человек, который прикоснулся к одному из этих веществ или носил их — оскверняет одежды и остальные предметы во время своего прикосновения или ношения, и он не оскверняет ни человека, ни глиняный сосуд. Любой оскверняющий человека оскверняет глиняный сосуд; любой, не оскверняющий человека, не оскверняет глиняный сосуд. Вот ты выучил, что любой нечистый, о котором сказано: «Постирает одежды свои» он оскверняет одежды, к которым прикоснулся всё время, пока не отделился его осквернитель, и он делает их подобно себе первыми по нечистоте. Оскверняет остальные предметы подобно одежде за исключением глиняных сосудов, которые не оскверняют ни человека, ни глиняные сосуды, хотя он пока не отделился. Любой нечистый, о котором не сказано «Постирает одежды свои» до отделения подобен как и после отделения, ибо он не оскверняет одежды, из-за того что он является производным от нечистоты. Нет необходимости говорить о том, что он не оскверняет ни человека, ни глиняные сосуды. Поэтому, прикоснувшийся к седлу не оскверняет одежды при прикосновении, а носящий седло оскверняет одежды при прикосновении, как об этом уже объяснялось.

3. Все предметы, которые будут пронесены выше гноеточивого, называются «мидаф» (развеивание), и все они подобны сосудам, к которым он прикасается и которые являются первыми по нечистоте; и они не оскверняют ни человека, ни предметы, однако они оскверняют пищу и напитки подобно остальным производным от нечистоты. Нечистота «мидаф» установлена по словам мудрецов.

4. Гноеточивый, гноеточивая, нидда (нечистая вследствие месячных выделений), роженица и прокажённая, которые умерли — они оскверняют ложе и седло после их смерти, как и было при их жизни до тех пор, пока не сгниёт их плоть. Эта нечистота установлена со слов мудрецов. Данное положение было введено из-за того, что один из них может потерять сознание и уподобится мёртвому, а он пока не умер. Выходит: ложе, седло после смерти является отцом (разносчиком) нечистоты по словам мудрецов; однако иноверец, который умер, не делает ложе, ведь когда он жив, он оскверняет только по их словам, как об этом уже объяснялось.

5. Везде, где ты слышишь «нечистота ложа и седла», это не означает, что нечистый дотронется до ложа или седла, когда их пронесут над ними, а даже если были большие камни выше сосуда, предназначенного для лежания или езды верхом, и гноеточивого пронесли сверху над этими камнями — то ложе или седло осквернились и стали отцом (разносчиком) нечистоты; даже тысяча лож или сёдел один выше другого, и камень на верхнем из них, и сел один из осквернителей ложа и сидения выше камня — осквернились все. Как ложе, прикоснувшееся к земле, так и верхнее ложе, если его коснулись во время лежания — каждый из них является отцом нечистоты. Точно так же если был один из осквернителей ложа и сидения внизу, и камень на нём, и пища, напитки, сосуды и человек на этом камне один выше другого, то все они нечисты и являются первыми по нечистоте. Как сосуд, так и пища, напитки или человек, которые прикоснулись к гноеточивому или сосуду, или пище с напитками или человеку, который выше камня, который над ним, всё является производным от нечистоты и не оскверняет ни человека, ни предметы. Исключение составляет человек, который находится над гноеточивым, от которого пока не отделился его осквернитель, он оскверняет остальные предметы, как об этом уже объяснялось.

6. Пища, напитки и предметы, которые не предназначены для лежания, сидения, езды верхом, и находились внизу, а гноеточивый сидел выше над ними и не коснулся их — все они чисты; однако если человек был внизу, а гноеточивый наверху, хотя он не касается его — он нечист как носитель гноеточивого, как любой носитель предмета, который оскверняет ношением, ибо носитель является первым по нечистоте. Вот ты выучил: всё, что выше гноеточивого, нечисто, будь то человек или предметы, предназначенные для лежания и сидения и езды верхом, или остальные сосуды, пища или напитки, они все являются первыми по нечистоте. Всё, что ниже гноеточивого, и он к нему не прикоснулся — чисто за исключением человека и предмета, предназначенного для лежания или сидения или езды верхом; только человек является первым по нечистоте, а предметы для лежания или сидения или езды верхом являются отцом (разносчиком) нечистоты, как об этом уже объяснялось.

Выбор урока РАМБАМа по дате: