РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 93

161-я заповедь «не делай» — запрещение первосвященнику брать в жены вдову. И об этом речение Всевышнего, да будет Он превознесен: «Вдову и разведенную, и профанированную, и блудницу пусть он не берет» (там же 21:14).

В трактате Кидушин (77а) объяснено, что запрет относительно разведенной, профанированной и блудницы повторен в этом речении для того, чтобы научить нас: если первосвященник берет в жены женщину, которая является одновременно и вдовой, и разведенной, и блудницей, и профанированной, — он наказывается бичеванием четырехкратно (4 раза по 39 ударов), а простой коэн в таком случае наказывается троекратно.

Там (в трактате Кидушин) написано: «Первосвященник, взявший в жены вдову, разведенную, профанированную и блудницу, — если порядок именно такой — карается бичеванием за нарушение каждого из запретов отдельно». И разъяснено, что речь идет о совмещении всех этих свойств в одной женщине. А сказав «если порядок именно такой», мудрецы имели в виду, что женщина приобрела все эти свойства именно в той последовательности, которая указана в стихе Торы: т.е. сначала она стала вдовой, затем, вступив в новый брак, получила развод, затем уже, вступив в запрещенную близость с коэном, приобрела статус «профанированной», и наконец, вступив в какую-либо иную запрещенную Торой близость, приобрела статус «блудницы». И если первосвященник берет в жены такую женщину, за одну запретную близость с ней он карается бичеванием четырехкратно.

У нас действует правило, что, когда человек сразу преступает несколько запретов Торы, наказания за эти преступления суммируются только в трех следующих случаях: первый — если одним действием нарушаются несколько запретов последовательно и последующее преступление более серьезно, чем предыдущие; второй — если последовательно нарушаются все более широкие запреты; третий — если несколько запретов нарушаются одним действием одновременно, как мы разъясняли в соответствующем месте, в комментарии к трактату Критот (3:4). И в данном примере: если женщина, запрещенная первосвященнику, приобрела все перечисленные свойства именно в порядке, указанном в стихе Торы, получается, что каждый последующий запрет более строг, чем все предыдущие, как разъяснено там.

Если же первосвященник последовательно нарушает эти запреты, вступая в близость с несколькими женщинами: например, сначала с вдовой, затем с другой женщиной — профанированной, потом с третьей — блудницей, и, наконец, с четвертой — разведенной, совершенно ясно, что он карается бичеванием за нарушение каждого из запретов в отдельности.

И возможно, вы возразите мне, сказав: у нас существует принцип, заключающийся в том, что за нарушение «обобщающего запрета» не наказывают более одного раза — почему же в данном случае первосвященника наказывают несколько раз, ведь все четыре запрета включены в одно речение и в единый запрет (21:14)?

Знай, что именно поэтому для первосвященника повторен запрет относительно разведенной, блудницы и профанированной женщины — чтобы сообщить нам, что первосвященник в этом отношении подобен обычным коэнам, которые караются за нарушение каждого из этих запретов в отдельности.

А обычные коэны караются за нарушение каждого из этих запретов в отдельности, потому что один из этих запретов выделен в особый запрет — именно для того, чтобы указать, что и остальные представляют из себя отдельные заповеди, — и это Его речение: «Женщину, отверженную своим мужем, пусть они не берут» (Ваикра 21:7). И точно так же, как коэн карается за нарушение запрета брать в жены разведенную, он карается за нарушение запрета брать в жены блудницу и брать в жены профанированную — за нарушение каждого запрета в отдельности.

И об этот сказали мудрецы в трактате Кидушин (77б): «Как обычному коэну разведенная, профанированная и блудница запрещены тремя отдельными запретами, точно так же они запрещены первосвященнику — тремя отдельными запретами». И там же разъяснено, что если коэн последовательно нарушает эти запреты, вступая в близость с несколькими женщинами, он карается бичеванием за каждую из них — вне зависимости от того, были ли нарушены эти запреты в порядке, указанном в стихе Торы, или нет.

Итак, мы выяснили, что каждый из этих запретов — самостоятельная заповедь, и поэтому за нарушение каждого из запретов следует отдельное наказание.

И там (Кидушин 78а) разъясняется, что коэн карается за нарушение одного из этих запретов только после того, как, взяв в жены одну из запрещенных ему женщин, вступит с ней в близость. И вот слова мудрецов: «Вступил в близость — карается бичеванием, не вступил — не карается, потому что написано: „Вдову и разведенную, и профанированную, и блудницу пусть он не берет... и нельзя ему бесчестить семени своего...“ (Ваикра 21:14-15). Почему ему запрещено „брать“ такую жену? Чтобы не „бесчестить семени своего“».Законы, связанные с выполнением этих четырех заповедей, полностью разъяснены в трактатах Йевамот и Кидушин.

162-я заповедь «не делай» — запрещение первосвященнику вступать в близость с вдовой, даже не беря ее в жены. И об этом речение Всевышнего, да будет Он превознесен: «...И нельзя ему бесчестить семени своего...» (Ваикра 21:15).

Обычному коэну запрещен именно брак с указанными женщинами, поскольку в стихе сказано: «Женщину блудницу и профанированную пусть они не берут, и женщину, отверженную своим мужем, пусть они не берут» (Ваикра 21:7); «не берут» — имеется в виду «не берут в жены». Вместе с тем, нарушитель не подлежит наказанию до тех пор, пока не вступит в близость с такой женой, как мы разъясняли выше.

Но если коэн вступает в близость с одной из запрещенных ему женщин, не заключая с ней брака, он не подлежит наказанию, поскольку на подобную близость данные запреты Торы не распространяются, — и тем не менее, поступать так запрещено, и в результате такой близости женщина становится «профанированной».

Однако к первосвященнику обращены два запрета Торы, первый из которых: «Вдову и разведенную, и профанированную, блудницу пусть он не берет...» (Ваикра 21:14) — это запрещение «брать» в жены; и второй: «...нельзя ему бесчестить семени своего» — это запрещение вступать в близость, даже не заключая брака.

Сказано в трактате Кидушин (78а): «Рава признает, что если первосвященник вступает в близость с вдовой, даже не заключая с ней брака, он карается бичеванием, ведь сказал Милосердный: „...нельзя ему бесчестить семени своего“, а этот бесчестил». И там же разъяснено: «Первосвященник, взявший в жены вдову, карается бичеванием дважды: получает 39 ударов за нарушение запрета „пусть он не берет“ и 39 ударов за нарушение запрета „нельзя ему бесчестить семени своего“».

Под этот запрет подпадает только близость с вдовой, поскольку вдова запрещена исключительно первосвященнику и разрешена обычному коэну, а в результате близости с первосвященником она приобретает статус «профанированной» и становится запрещенной для других коэнов. Однако в отношении разведенной, блудницы и профанированной на первосвященника распространяются те же запреты Торы, что и на каждого коэна, поскольку эти женщины запрещены всем коэнам в равной степени.

38-я заповедь «делай» — повеление, обращенное к первосвященнику, взять в жены девственницу. И об этом Его речение: «Пусть возьмет себе жену в ее девственности» (Ваикра 21:13).

И говорили мудрецы (Ктубот 29б-30а), что рабби Акива считал «мамзером» (незаконнорожденным) даже ребенка, родившегося от связи родителей, преступивших заповедь «делай». И они разъясняют это как раз на примере первосвященника, взявшего в жены женщину, уже потерявшую до него девственность — ведь она запрещена ему заповедью «делай», согласно действующему у нас принципу: запрет, вытекающий из заповеди «делай» — тоже заповедь «делай».

Отсюда ясно, что это повеление — заповедь «делай». И еще говорится в Мишне, что для первосвященника существует «заповедь брать в жены девственницу» (Орайот 11б).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (59а-61б) и в нескольких местах трактатов Ктубот (30а,37б,98а) и Кидушин (10а,68а).

160-я заповедь «не делай» — запрещение коэну брать в жены разведенную женщину. И об этом речение Всевышнего: «Женщину, отверженную своим мужем, пусть они не берут» (там же).

Коэн, взявший в жены подобную женщину и вступивший с ней в близость, карается бичеванием.

155-я заповедь «не делай» — запрещение задерживать принесение жертв, которые мы добровольно обязались принести или обязаны принести согласно закону Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если дашь обет Всевышнему, своему Б-гу, не замедли его исполнить» (Дварим 23:22). И устная традиция разъясняет (Рош а-шана 4б), что тот, кто задерживается с принесением жертвы, не преступает этот запрет до тех пор, пока не минуют «шлоша регалим» (три праздника: Песах, Суккот и Шавуот).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Рош а-Шана (4-66).

159-я заповедь «не делай» — запрещение коэну брать в жены профанированную женщину («халала»), т.е. женщину, вступившую в запрещенную близость с коэном или родившуюся от брака между коэном и запрещенной ему женщиной. И об этом речение Всевышнего: «Женщину блудницу и профанированную пусть они не берут» (там же).

Коэн, взявший в жены подобную женщину и вступивший с ней в близость, карается бичеванием.

Выбор урока по «Книге заповедей» по дате:

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Система Orphus