РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 313

176-я заповедь «делай» — повеление назначать судей и судебных исполнителей, которые обеспечат соблюдение законов Торы, возвращая оступившихся на истинный путь, направляя людей к добрым делам и предостерегая от дурных. И будут они возводить ограды, оберегающие от нарушений, чтобы следование повелениям и запретам Торы не определялось мировоззрением каждого отдельного человека.

И одним из условий выполнения заповеди является то, что эти назначения проводятся на нескольких уровнях. Т.е. в каждом городе, имеющем определенный минимум населения, назначаются 23 судьи, собирающиеся в одном месте, у городских ворот, — и это Малый Санедрин. А в Иерусалиме назначается Великий Санедрин, состоящий из семидесяти судей; и над этими семьюдесятью ставят одного — главу собраний, которого мудрецы именуют титулом «носи» (председатель). И эти 70 судей тоже собираются в определенном месте.

Но в городах с немногочисленным населением, недостаточным для учреждения Малого Санедрина, во всяком случае назначают трех судей, которые могли бы вести процессы по небольшим судебным делам, а сложные дела передавать суду более высокого уровня. И также назначаются судебные исполнители и инспекторы, осуществляющие надзор в общественных местах и контролирующие проведение деловых операций, чтобы даже в самых мелких сделках не было беззакония.

А повеление, в котором содержится эта заповедь, — это Его речение, да будет Он превознесен: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех своих вратах, которые Всевышний, твой Б-г, дает тебе, по твоим коленам, чтобы судили они народ праведным судом» (Дварим 16:18).

И говорится в Сифри (Шофтим): «Откуда известно, что назначается единый Суд для всего Израиля? Из сказанного в Торе: „Судей и надсмотрщиков...“. Откуда известно, что ставят одного (мудреца) надо всеми? Из сказанного в Торе: „...поставь себе“. А откуда известно, что назначается суд для каждого колена Израиля? Из сказанного в Торе: „...во всех своих вратах“. Рабан Шимон бен Гамлиэль сказал: „...По твоим коленам, чтобы судили...“ — заповедь, чтобы евреи каждого колена обращались только в суд своего колена». Сказано: «...Чтобы судили они народ» — даже принудительно».

Повеление назначать семьдесят мудрецов повторено в Его речении, да будет Он превознесен, обращенном к Моше: «Собери Мне семьдесят человек из старейшин Израиля» (Бемидбар 11:16). И сказали мудрецы, благословенна память о них: «Везде, где сказано „Мне“ — повеление остается в силе, как например (Шмот 28:41): „...и будут они (коэны) служить Мне“ (Сифри, Беаалотха). Иными словами, это не приказ, отданный в связи с потребностями момента, но постоянное повеление, обязывающее последующие поколения».

И знай, что все эти назначения — Великий и малые Санхед-рины, суды из трех мудрецов и прочие — производились только в Земле Израиля. И посвящение в судьи («смиха») не производится вне ее. Но если посвящение было совершено в Земле Израиля, посвященные могут судить и в Земле Израиля, и вне ее. Это и подразумевается в изречении мудрецов (Макот 7a): «Санедрин может быть и в Земле Израиля, и вне ее». Однако дела, по которым может быть вынесен смертный приговор, не ведутся ни в Земле Израиля, ни вне ее, если нет Храма, как мы разъяснили в предисловии к этой книге (в самом его конце).

В Его речении, да будет Он превознесен, говорится о наказании убившего неумышленно: «И будет это у вас уставом закона для всех ваших поколений, во всех местах вашего проживания» (Бемидбар 35:29). И толкуют в Сифри: «„...Во всех местах вашего проживания“ — в Земле Израиля и вне ее. Так может быть, города-убежища необходимо учредить и заграницей? Но Тора говорит: „И будет это у вас уставом закона...“ — судьи и суды будут как в Земле Израиля, так и вне ее, но города-убежища выделяются только в Земле Израиля».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санедрин.

284-я заповедь «не делай» — запрещение Санедрину или главе еврейского народа в изгнании назначать судьей человека, недостаточно сведущего в законах Торы, даже если он обладает многими другими достоинствами. Но при назначении человека на должность, связанную с практическим применением законов Торы, основное внимание следует обращать именно на его эрудицию в этих законах, на знание им повелений Торы и ее запретов, а также на соответствие его поведения этим предписаниям.

Запрет назначать судью, руководствуясь иными его достоинствами, кроме перечисленных, содержится в речении Всевышнего, да будет Он превознесен: «Не лицеприятствуйте в судебных делах» (Дварим 1:17). И объяснено в Сифри (Дварим): «„Не лицеприятствуйте в судебных делах“ — это предостережение обращено к ответственному за назначение судей». Другими словами, это запрет человеку, наделенному правом назначать судей в народе Израиля, руководствоваться любыми иными соображениями, кроме названных выше. И еще написано (там же): «Чтобы не думали: „Это прекрасный человек — назначу-ка я его судьей“, „этот человек — настоящий герой, назначу-ка я его судьей“, „этот человек — мой родственник, назначу-ка я его судьей“, „этот человек всегда дает мне взаймы — назначу-ка я его судьей“ или „этот человек знает множество языков — назначу-ка я его судьей“. Ведь такие судьи оправдают виновных и осудят невинных, — и не потому что эти судьи — злодеи, но поскольку они некомпетентны в законах Торы. Поэтому-то и сказано: „Не лицеприятствуйте в судебных делах“».

175-я заповедь «делай» — повеление следовать за большинством в случае, если среди мудрецов возникает дискуссия по поводу какого-либо закона Торы. И так же следует поступать при судебном разбирательстве: например, если в тяжбе между Реувеном и Шимоном возникает спор между судьями их города, кто виновен — следуют за большинством. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Склоняйся к большинству» (Шмот 23:2). И ясно сказали мудрецы (Бава батра 23б-24а): «Следовать за большинством — закон Торы».

Законы и правила, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в нескольких местах трактата Санедрин.

Выбор урока по «Книге заповедей» по дате:

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Система Orphus