РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 157

94-я заповедь «не делай» — запрещение воскурять на жертвеннике определенные части увечных животных, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В огнепалимую жертву не помещайте от них на жертвенник Всевышнему...» (Ваикра 22:22).

В Сифре (Эмор) сказано: «В огнепалимую жертву не помещайте от них...» — в том числе и тук (нутряной жир) животного; «...не помещайте...» — это запрет сжигать на жертвеннике все предписанные законом части увечного животного. Откуда же мы знаем, что запрещено воскурять даже некоторые из этих частей по отдельности? Тора говорит: «...от них» — т.е. даже некоторые из его частей.

Итак, мы выяснили, что приносящий в жертву увечное животное преступает четыре запрета Торы. Но это верно только в том случае, если мы считаем запрещение воскурять увечное животное на жертвеннике единым запретом. Однако, если мы будем выделять в этой заповеди два самостоятельных запрета, подобно мудрецу, мнение которого выражено в приведенном отрывке из Сифры, получится, что тот, кто приносит в жертву увечное животное, преступает пять запретов, ведь, согласно этому мнению, запрещение воскурять увечное животное на жертвеннике целиком — отдельный запрет, и запрещение воскурять лишь некоторые части от него — отдельный запрет, как там сказано: «...от них» — т.е. даже некоторые из его частей, — хотя оба этих запрета включены в одну запрещающую заповедь.

И действительно, там, в Сифре сказано: «Приносящий увечное животное на жертвенник преступает пять запретов Торы — запрет посвящать увечное животное в жертву, запрет забивать его, запрет окроплять жертвенник его кровью, запрет воскурять на жертвеннике его тук и запрет воскурять на жертвеннике лишь некоторые из его частей». Отсюда можно сделать вывод, что мудрец Сифры считает, будто преступивший «обобщающий запрет» Торы («лав шебихлалут») карается бичеванием за нарушение каждого из запретов, входящих в «обобщающий запрет». И в трактате Тмура (7б) говорится: «Тот, кто воскуряет на жертвеннике части увечного животного, по мнению Абайи, карается двукратным бичеванием: за нарушение запрета воскурять увечное животное целиком и за нарушение запрета воскурять лишь отдельные его части. Но Рава сказал: „За нарушение обобщающего запрета не наказывают бичеванием“ (более одного раза — Раши)». А сторонники точки зрения Абайи возражают на это: «Но ведь написано: „Приносящий увечное животное на жертвенник преступает пять запретов Торы... “ — значит за нарушение „обобщающего запрета“ бичуют (дважды)». И сторонники Равы не могли против этого возразить (в повсеместно распространенных изданиях Талмуда приводится несколько иная редакция этой дискуссии).

Итак, ясно, что мудрец, сказавший «...преступает пять запретов Торы...», рассматривает запрещения воскурять увечное животное целиком и воскурять отдельные его части в качестве двух отдельных запретов, и с его точки зрения, бичеванием карают за нарушение каждого запрета, входящего в обобщающий запрет, по отдельности, как мы разъясняли в 9-ом из принципов, предпосланных данному сочинению. И это мнение, приведенное во многих местах Талмуда, известно как «точка зрения Абайи». Однако, согласно мнению Равы, сказавшего, что «за нарушение обобщающего запрета не наказывают бичеванием (более одного раза)», тот, кто воскуряет увечное животное, карается бичеванием однократно, как мы указывали, за нарушение только одного запрета.

И мы уже установили верный подход к проблеме: Не наказывают бичеванием за нарушения каждого запрета из входящих в обобщающий запрет по отдельности, как это разъяснено в трактате Санедрин (63а); и в «9-ом принципе» мы уже приводили множество примеров, подтверждающих это. Поэтому приносящий в жертву увечное животное преступает именно четыре, а не пять запретов Торы и карается за это прегрешение бичеванием четырежды (т.е. получает четыре раза по 39 ударов) — за нарушение каждого из этих запретов, как мы уже разъясняли.

Однако все эти запреты относятся лишь к принесению в жертву животного, имеющего постоянные увечья, как указано в самой Торе: «...с чрезмерно длинным или коротким детородным членом... с ятрами измятыми, раздавленными, оторванными или отрезанными...» (Ваикра 22:23-24) — ведь все это постоянные увечья. И в 6-ой главе трактата Бехорот разъяснено, какие дефекты считаются постоянными, а какие временными.

Законы, связанные с выполнением этих четырех заповедей, запрещающих принесение в жертву увечных животных, разъясняются в разрозненных местах трактатов Звахим (26а,77б,84а,85б,112-116а) и Тмура (5б-9а, 17аб).

95-я заповедь «не делай» — запрещение приносить в жертву животное с временными увечьями. И об этом Его речение: «Не приноси в жертву Всевышнему, своему Б-гу, быка или агнца, в котором будет порок... ибо это мерзость для Всевышнего» (Дварим 17:1); и в Сифри разъясняется, что в этом стихе говорится о животных с временными дефектами. И тот, кто преступает этот запрет и приносит в жертву животное с временным увечьем, также карается бичеванием.

96-я заповедь «не делай» — запрещение приносить увечное животное в жертву от неевреев. Нельзя сказать так: поскольку он нееврей, от него можно принести в жертву и увечное животное. И об этом речение Всевышнего, да будет Он превознесен: «И от руки чужеземца не приносите в хлеб Всевышнему Б-гу из всех таких, ибо они повреждены, увечье на них, не могут они быть приняты в благоволение к вам» (Ваикра 22:25). И тот, кто преступает этот запрет и приносит увечное животное в жертву от нееврея, тоже карается бичеванием.

97-я заповедь «не делай» — запрещение наносить увечье животным, посвященным в жертву. И тот, кто наносит увечье посвященному животному, карается бичеванием — при условии, что это происходит в период Храма, когда это животное действительно должно быть принесено в жертву, как разъяснено в трактате Авода зара (13б). Этот запрет содержится в речении Всевышнего, в котором говорится о приносимом в жертву животном: «Никакого увечья не должно быть на нем» (22:21). И сказано в Сифре: «Никакого увечья не должно быть на нем — не наноси ему никакого увечья».

86-я заповедь «делай» — повеление выкупать посвященное в жертву животное, получившее увечье; выкупленное животное можно зарезать и съесть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Но сколько угодно твоей душе можешь резать и есть мясо по благословению Всевышнего, своего Б-га» (Дварим 12:15). И сказано в Сифри (Реэ): «Но сколько угодно твоей душе можешь резать...» — этот стих говорит о выкупленных животных, ставших непригодными для жертвоприношения. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, — т.е. как выкупается животное, посвященное в жертву, — разъяснены в трактатах Бехорот (15а) и Тмура (32а), а также в нескольких местах трактатов Хулин (746, 84а, 130а, 135а), Арахин и Меила (12а, 196).

Выбор урока по «Книге заповедей» по дате:

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Система Orphus