№3793
С Б-жьей помощью
24 Элула, 5715 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Исраэль-Ноах Белиницкий1
Мир и благословение!
Я отвечаю на письмо, в котором Вы рассказываете мне о микве с проточной водой. В этой связи Вы напоминаете, что Рош а-Шана имеет общий характер. Вы, конечно, правы. Месяц Тишрей в целом и Рош а-Шана в частности расширяют свое влияние в течение всего года.
Хасидизм (в «Атерет Рош» и в других местах) объясняет, что мы говорим о «голове»2, а не о «начале» года. Однако, с другой стороны, молитва имеет отношение ко всему году. Следовательно, по отношению к молитвенной службе необходимо знать, являются ли те, кто в ней участвует, хасидами...
Что выбрать3 между этими двумя вещами? Все зависит от чувства, поэтому нужно будет принять решение исходя из этого.
По случаю нового года, который приближается для нас и для всего еврейского народа на благо и благословение, я посылаю свое благословение Вам и всем Вашим быть записанными на счастливый и сладкий год в материальном и духовном смысле.
С благословением.
М. Шнеерсон
Я получил три Ваши просьбы о благословении.
Примечания:
1) Рав Белиницкий из йешивы в районе Парижа. См. по этому поводу письмо 2853.
2) Голова — на иврите «рош».
3) Нужно ли в Рош а-Шана молиться вместе с общиной или продолжать молитву в одиночестве, размышляя о величии Творца?