Вопрос 3: Приведенный выше трактат описывает реб Авраама, который не был учёным, но обладал гораздо лучшими и гораздо более хасидскими эмоциональными качествами, чем реб Натан, который был учёным, но недостаточно вовлекся в исправление своих эмоциональных качеств. [В свете вышесказанного] вовсе не удивительно, что находятся люди, которые выступают против хасидов за то, что они поднимают эмоционально развитого, необразованного человека выше, чем ученого Торы.
Ответ: Такие люди должны [тогда] также противостоять Талмуду («Таанит» 7а), в котором говорится: «Ученый Торы, который не добродетелен, должен быть обезглавлен (см. РАШИ). РАМБАМ постановил в гл. 5 «Законов о мнениях» о путях поведения для ученого Торы и пишет («Законы изучения Торы» 4[:1]), что если человек не ведет себя таким образом, то учитель не может преподавать ему Тору.
Талмуд делает еще более резкие высказывания в другом источнике («Йома» 86а), и РАМБАМ цитирует их как закон («Законы основ Торы» 5:11), утверждая, что хотя он является ученым Торы и соблюдающим евреем, если он не общается с людьми милостиво, но вместо этого постоянно охвачен раздором и гневом, он оскверняет Имя Б-га. [Этот грех] не может быть искуплен никаким [наказанием], кроме смерти.
И есть еще более резкое утверждение в Талмуде («Йома» 9б), в котором говорится, что в конце эпохи второго Храма [евреи] занялись Торой и ее заповедями. Почему [Храм] был уничтожен? Потому что среди них была неоправданная ненависть.
Подумайте об этом! Евреи изучали Тору и соблюдали заповеди. Это означает, что они не грабили, не крали, не обманывали и не смущали своих собратьев; они просто не выходили за рамки буквы закона («Бава Меция» 30б) и демонстрировали атрибут ненависти, а не любви. По этим причинам Храм был уничтожен, и евреи были изгнаны в изгнание почти на 1900 лет. В конце эпохи первого Храма [евреи] совершили тяжкие грехи и с отвращением смотрели на Тору, и тем не менее это изгнание длилось всего 70 лет.
[После этого] разве может возникнуть какой-либо вопрос, как следует уделять внимание хорошим эмоциональным качествам и благочестивому поведению!
С благословениями на все виды добра,
Рав Менахем Шнеерсон
Я отвечу на Ваше предыдущее письмо при первой же возможности.