СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 17:00

Цфат

Цфат – древний город с богатой историей, согласно традиции считается одним из четырех священных для евреев городов. Он находится в центре Верхней Галилеи и раскинулся на вершине горы на высоте 900 метров над уровнем моря.

Составил: 04.10.2004 8240 мин.

Цфат – древний город с богатой историей, согласно традиции считается одним из четырех священных для евреев городов. Он находится в центре Верхней Галилеи и раскинулся на вершине горы на высоте 900 метров над уровнем моря. С него открывается удивительно красивый вид, причем на юго-востоке можно наблюдать озеро Кинерет, на западе – Средиземное море и на севере – покрытую снегами вершину Хермон. Воздух здесь чистый и прозрачный, климат очень здоровый.

В 15-16 веках город стал еврейским финансовым и религиозным центром. Сюда стекались каббалисты, превратившие его в мировой центр каббалы, здесь жили прославленные еврейские мыслители того времени. Первая на Ближнем Востоке типография была основана в Цфате в 16 веке. Цфат в то время процветал как в материальном, так и в духовном отношении. Еврейское население его составляло лишь около двух тысяч человек, но это были мудрые и благочестивые люди, занимавшиеся изучением Торы, в том числе ее тайной, скрытой части.

Важным событием в истории Цфата стал 5277 (1516) год, когда турки завладели Страной Израиля. Именно тогда осевшие в Турции изгнанники из Испании смогли вернуться в Эрец-Исраэль. Пополнил еврейскую общину и целый ряд семей выходцев из ашкеназских общин.

Переселенцы были, в основном, людьми состоятельными и сведущими в торговых делах. Они занимались изготовлением шерстяных тканей, одежды, масел, сыра, мыла и продавали свои товары по всему Ближнему Востоку. Но были в Цфате и бедняки, которые кормились за счет богатых собратьев, присылавших для них пожертвования из стран рассеяния. К примеру, евреи Константинополя оплачивали обучение детей цфатских бедняков. Однако в большинстве своем жители города были трудолюбивыми и уважаемыми людьми, которые сами себя обеспечивали.

В средние века Цфат превратился в самый крупный из святых городов еврейства благодаря иммиграции евреев из Испании, которые прибыли в Цфат через Турцию. В те времена численность еврейской общины Цфата доходила до 18 тыс. человек. Большинство общины составляли последователи кабалы.

С закатом турецкого владычества город пришел в упадок. Очень сильно повлияли на судьбу Цфата землетрясения, которым время от времени подвергался этот район. Во время землетрясения 1837 года погибло около 4 тысяч жителей, и было разрушено большинство зданий. Много евреев бежало, спасаясь от погрома, разразившегося сразу после землетрясения.

В месяце адар 5537 г. (1799) группа хасидов выехала из России в Святую Землю. Во главе их были рабби Менахем-Мендель из Витебска, рабби Авраам из Калиска и рабби Исраэль из Полоцка – ученики Мезричского Магида. К ним присоединился также и Алтер Ребе. Услышав об этот, его хасиды начали просить его остаться, но он ответил отказом. Алтер Ребе со своей семьей добрались до Могилева, на реке Днестр возле границы с Турцией. Они оставались там около трех недель и рабби Менахем-Мендель из Витебска уговорил Алтер Ребе не оставлять евреев Белоруссии и Литвы без руководителя. Он вернулся домой, а группа хасидов, к которой присоединилось по дороге более 400 евреев, отплыли на кораблях в Израиль. Вскоре начался шторм, один из кораблей потерпел крушение, 80 человек утонуло и только 30 спаслись на Крымском полуострове. Остальные хасиды, не зная о трагедии, благополучно добрались до Святой Земли 5 элула и поселились в Цфате.

Дом одного из жителей нового квартала
Дом одного из жителей нового квартала

После этого начинается возрождение города, но в 1837 году снова произошло землетрясение, и население города уменьшается с семи тысяч жителей до полутора тысяч. С установлением британского мандата Цфат снова возрождается, несмотря на арабские волнения 1929 года... В 1975 году хасиды Любавического Ребе שליט"א Короля Мошиаха построили новый квартал – квартал Кирьят-Хабад. Художники, скульпторы, писатели и поэты поселились в бывших арабских домах, и сегодня здесь открыты галереи и выставочные залы.

На улице Старого города 
На улице Старого города 

Древние синагоги и священные могилы, живописные кварталы с их извилистыми улочками и переулками, по которым прогуливаются старики в меховых шапках, сделанных из 12 частей лисьих хвостов, по числу колен Израилевых, прекрасный климат, живописные окрестности — все это сделало Цфат очень популярным местом, привлекающим массу туристов и туристов. В Цфате есть квартал художников, в котором живут и работают художники, скульпторы, графики, здесь много жилых домов оригинальной архитектуры и художественных галерей, музей печатного дела.

Массы людей посещают древние синагоги Цфата. Все они находятся в Старом городе, куда спускаемся по главной улице Цфата, вьющейся по склонам горы, улице Иерушалаим. По ней доходим до улочки Хатам Софе, которая и приводит в Старый город.

Синагога Абуав 
Синагога Абуав 

Первая синагога на нашем пути — синагога Абуав, названная по имени знаменитого каббалиста рабби Ицхака Абуава, жившего в XV веке. В синагоге хранятся древние свитки Торы, которые используются в праздники Рош а-Шана, Йом-Кипур и Шавуот. Примечательно то обстоятельство, что во время землетрясения 1837 года в этой синагоге оказалась неповрежденной только стена, обращенная к Иерусалиму. Затем синагога Альших, увенчанная куполом, построена в XVI веке, носит имя рабби Моше Альшиха, автора комментариев к Торе. Далее синагога Банай, в которой находится гробница рабби Баная.

Синагога Каро 
Синагога Каро 

На улице Алькабец находится синагога Каро, названная в честь рабби Иосефа Каро, автора «Шулхан Арух». На улице Наджара находится ашкеназийская синагога Ари. Считается, что она расположена в том месте, куда рабби Ицхак Луриа приходил славить субботу. Эта синагога была построена в XVI веке и затем почти полностью разрушена землетрясением 1837 года. Через 15 лет она была отстроена на том же фундаменте. Около древнего городского кладбища находится самая знаменитая синагога Цфата — сефардская синагога, также носящая имя Ари, одного из крупнейших средневековых комментаторов иудаизма. Здесь показывают нишу, где, по преданию, обычно молился праведник. Как гласит легенда, однажды Ари вызвал к чтению Торы праотцов Авраама, Ицхака, Яакова, а также Моше, Аарона, Йосефа и Давида. Все они явились и прочли положенный отрывок, а затем видение исчезло.

Много в Цфате и его окрестностях пещер. Самая известная из них — пещера Шем ве-Эвер, расположенная недалеко от моста, проходящего над улицами Иерушалаим и Пальмах. К мосту поднимаемся по лестнице из Квартала художников. Эта пещера связана с именем Шема и Эвера, соответственно сыном и правнуком Ноя. В западной части города, у подножия горы, находится древнее кладбище, на котором похоронены знаменитые раввины, жившие в XVI веке: Кордоверо, Алькабец, Альших, Ари. На вершине горы, на месте цитадели крестоносцев, разбит прекрасный парк. Отсюда открывается прекрасный вид на Цфат и его окрестности.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter