Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов

Свободный перевод: Шмуэл Соминский Источник: «Дни ХАБАДа», стр. 253-255
14.09.2003 | 7694 | (5)
Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов
Место захоронения Баал-Шем-Това

История хасидизма началась с одного любящего еврейского сердца. Его обладателем был человек по имени реб Элиэзер, и жил он на Украине 300 с лишним лет назад. Его отличали особая щедрость по отношению к любому, кто только нуждался в ее проявлении, а также особое умение радоваться и быть благодарным Творцу, несмотря на глубокое личное горе: он дожил до старости, но так и не дождался рождения ребенка.

Та история, с которой все началось, произошла в субботу, когда покой и умиротворение уже заполнили еврейские дома, уже давно были зажжены субботние свечи, уже давно отзвучали вечерние молитвы, и все хозяйки уже приняли первые похвалы в адрес своей кулинарии. В этот самый момент многочисленные гости реб Элиэзера были взбудоражены неожиданной выходкой: какой-то незнакомый еврей с котомкой за плечами постучался в дверь. Как известно каждому почитателю субботы, в этот день нельзя переносить грузы вне пределов еврейского владения, а этот дерзкий незнакомец, казалось, и не стеснялся столь вопиющего нарушения правил.

Понятно, какая буря эмоций разразилась за столом реб Элиэзера, и какие слова пришлось услышать тому, кто впервые и так не к стати переступил его порог, ведь всем известно как евреи любят посудачить, только дай им повод. Но хозяин дома не торопился примкнуть к клану осуждающих. Наоборот, сердце его разрывалось от осознания, сколь далеки собравшиеся в этом доме от выполнения заповеди, предписывающей любить и оправдывать любого еврея в любое время и в любой ситуации. Сам-то он умел это делать, доказательством чему послужило, что он не стал корить своих сотрапезников и ни чем не выдал своего огорчения на их счет. Что же касается вновь прибывшего, то, не задавая вопросов, реб Элиэзер поспешил усадить его за стол и с особым вниманием его потчевал.

Довольный гость остался в доме на всю субботу, а также и на следующую ночь. Когда же наступило утро, а вместе с ним и пора расставаться, он обратился к своему оторопевшему хозяину со следующими словами: «Знай, что я – пророк Элияу. Я пришел испытать, так ли велика твоя любовь к евреям, как о ней говорят. И в заслугу за то, что это, несомненно, так, Всевышний пошлет тебе сына, утешение твоей старости».

Пророк Элияу — великий наставник еврейского народа эпохи израильских правителей Ахава, Ахаза, Йеорама. Живым вознесся на небеса, как описано во второй главе книги «Млахим II». И с тех пор, будучи бессмертным, постоянно спускается на землю с целью помогать евреям пережить тьму изгнания, как можно видеть из огромного количества преданий.

В Торе содержится немало рассказов о явлении пророка Элияу и данных им обещаниях. Как всегда в таких случаях, все исполнилось в точности и на этот раз. Очень скоро (это произошло в 1698 году) в доме реб Элиэзера и его супруги наконец-то раздался долгожданный детский крик.

Мальчика назвали Исроэль. Это имя, как известно, относится и ко всему еврейскому народу. И ангелы, глядя сверху, как подрастает новый маленький человек, уже совершенно определенно знали, что ему предстоит немало потрудиться на благо своего вечного тезки.

Причиной этой определенности был секрет души, осветившей своим приходом дом реб Элиэзера. Душа эта оказалась ангелам знакомой еще по своему прошлому воплощению. И с точки зрения иудаизма, подарившего миру теорию реинкарнации, в этом нет ничего удивительного. Как нет ничего удивительного и в том, что большинству из нас не доступно проникновение в тайну собственной прошлой жизни. Поэтому тем более приятно, что, в числе немногих исключений из правила, история о том, что поделывала душа маленького Исроэля на этом свете лет сколько-то тому назад, оказалась известной его современникам, а через них дошла и до нас.

Тогда эта душа была одета в тело скромного и ничем не выдающегося жителя Цфата. Пожалуй, никто, кроме него самого, и не знал, какова сила его беспредельной любви к Творцу, и на что он готов ради служения Ему. В день своего совершеннолетия (13 лет) он совершил какой-то удивительный и возвышенный поступок, который так и не стал достоянием общественности, но привлек внимание на Небесах. И Всевышний решил послать скромному герою соответствующую награду. Ее принес пророк Элияу, однажды появившийся рядом с цфатским домишком и постучавшийся в дверь. Вставшему на пороге хозяину было обещано, что, если только он расскажет пророку о своем загадочном поступке, тот взамен раскроет ему величайший секрет – точную дату прихода Мошиаха.

Ответом на такое заманчивое предложение стала приблизительно следующая фраза: «Я сделал то, что сделал, не ради наживы, а ради служения Творцу, и мне от тебя ничего не надо!» Неудивительно, что вскоре после этого пророк Элияу вновь постучал в знакомую дверь и объявил, что на этот раз Б-г дарует бескорыстному еврею не только обещанную информацию, но также и великую мудрость в постижении других таинств Торы.

Так оно и произошло. Но простой обыватель, ставший вдруг возвышенным гением, не изменил своему прежнему образу жизни. Ни один из его современников так и не узнал о тех великих сокровищах, которые заполняли его разум.

Есть такое понятие «праведник в шубе». Когда на улице свирепствует холод и пронизывает до костей, он закутывается в теплый мех и чувствует себя превосходно. Только одна беда: это мешает ему ощутить, как холодно другим завсегдатаям улицы, у которых нет возможности приобрести себе теплую шубу.

Поэтому еврейская традиция с большей похвалой отзывается о том, кто называется «праведник без шубы». Может, она у него и есть, но он предпочитает отдать ее кому-нибудь другому, а так как на всех все равно не хватит, даже если они решат облачаться в шубу по очереди, то он предпринимает все меры, чтобы отогреть саму улицу теплом своего щедрого сердца.

Понятно, что это только пример. Суть же заключается в том, что еврею нельзя в одиночку наслаждаться имеющимся у него богатством. Поэтому Тора велит отдавать нуждающемуся и часть своего урожая, и часть своего заработка, и часть своего свободного времени, и часть своих познаний.

Цфатский скромник, будучи абсолютным праведником, так и не заслужил совершенного одобрения Свыше, ведь никому на земле не стало теплее от жара его души, плотно укутанной мехом. И тогда ему велено было вернуться, на этот раз с совершенно конкретным поручением: взять с собой самые сокровенные тайны Божественной Мудрости и раздать их всем и каждому, кто только встретится по дороге или даже, сидя дома, сможет воспринять крик по ту сторону стекла.

И вот перерождение произошло. В одном из украинских местечек 18 Элула (15 августа) 1698 года первым громким криком известил о своем прибытии мальчик, которого при обрезании назвали Исраэль и которому много лет спустя будет присвоен титул «Баал-Шем-Тов» – «Обладатель Священного Имени». Это означает знание Имен Всевышнего, с помощью которых можно творить чудеса, предсказывать будущее, вторгаться в ход жестокой реальности и главное: помогать. Помогать всем и каждому, кто только нуждается в тепле и свете.

Тайная записка

Мы приводим здесь запись, которую сделал Алтер Ребе о детстве Баал-Шем-Това и которая была обнаружена в последние годы и опубликована в сборнике «Ягдиль Тора». В этих записях содержатся многочисленные подробности о Баал-Шем-Тове, отличающиеся от уже известных. Об этих записях писал р. Йосеф-Ицхак (предыдущий Ребе): «Слышал я от своего отца и учителя, Ребе, который слышал это в свою очередь от Старца из Радомышля. Старец из Радомышля входил в число тех, кто накануне Песаха вытирал пыль с книг и рукописей, хранившихся в доме Цемах-Цедека. Было там множество рукописей, отдельных листов и писем, которые хранились в особом ящике. Среди этих рукописей была одна длинная записка, написанная рукой Алтер Ребе. И вот что запомнил Старец из Радомышля из содержания этой записки:

— …Известен спор рабби Элиэзера и мудрецов о том, когда праотец наш Авраам познал Всевышнего: согласно одному мнению, было ему тогда три года, согласно другому — сорок восемь лет. В отношении же Баал-Шем-Това все признают, что он позвал Всевышнего, когда ему было три года.

Когда отцу Баал-Шем-Това, рабби Элиэзеру, было 100 лет (а его жене Саре — 90), ему во сне было сообщено с Небес, что он должен освятить себя, ибо родится у него сын, которой откроет свет всему Израилю. Освятил он себя, и родился у него Баал-Шем-Тов, а рождение это было необычным. Когда ребенку исполнилось три месяца, он уже ходил и разговаривал. А когда исполнилось ему полтора года, умер его отец, рабби Элиэзер. Перед самой смертью сказал рабби Элиэзер сыну, чтобы тот не боялся никого, но только одного Б-га. Не прошло и года после смерти отца, как скончалась его мать, Сара, и община взяла его на иждивение. Мальчик ничего не боялся, ходил сам по лесам и т.п.

Ночь того дня, когда ему исполнилось три года, выдалась темной и мрачной, шел проливной дождь, но он взял свой посох и отправился в лес. Встречные спрашивали его, как это он отправляется в лес такой ночью. Но что он им отвечал: «Я не боюсь ничего, но боюсь я только одного Б-га». Углубившись в чащу леса, он увидел большой роскошный дом, окна которого были ярко освещены. Вошел он в дом и стал переходить из одной комнаты в другую, пока не оказался в комнате, в которой сидели насмешники — посланники Самаэля, ангела зла, развалившись за трапезой. Сказали они ему: «Как это ты не испугался прийти сюда?». Ответил он им: «Я не боюсь ничего, но боюсь я только одного Б-га». Сказали они ему: «Дитя, признаешь ли ты, что Всевышний не управляет больше миром?». Крикнул он им в ответ: «Постигнет гибель всех творящих беззаконие [Теилим, 92:10]». И тут же все эти посланники Самаэля исчезли, как будто их и не было.

Пока не исполнилось ему 18 лет, обучал его Торе Ахия а-Шилони, а затем удостоился он быть учеником Мошиаха. В возрасте 13-ти лет учитель обучил его всем именам Всевышнего и эпитетам, относящимся к Нему, всем, кроме одного. Спросил его Баал-Шем-Тов, почему не открывает он ему это имя, на что учитель ответил ему, что он и сам этого имени не знает, и что тайной этого имени владеет Сатана. Мошиах не дал согласия на разрушение Храма, пока тайная сила этого имени не будет дана ему в залог. Ибо грядущее Освобождение связано с тайной этого имени.

Баал-Шем-Тов начал заниматься выявлением тайны этого имени. Сказали ему с Небес: «Многие старались постичь эту тайну и обожглись (причинили себе вред)». Он ответил: «Я ничего не боюсь, кроме Святого Творца, благословен Он». К нему привели Сатану, и тот сказал: «Человек, происходящий из вонючей капли! Я до сих пор побывал в этом мире лишь дважды: при разрушении Первого Храма и при разрушении Второго Храма. Как ты посмел привести меня вновь?» Баал-Шем-Тов ответил: «Я ничего не боюсь, только одного Святого Творца». И вырвал у Сатаны из пасти то, что тот поглотил [— тайну вышеупомянутого имени]…

В конце этой записи добавил Алтер Ребе: «Все это я удостоился услышать наяву из уст самого Баал-Шем-Това [после его смерти]». А к этому добавил Ребе РАЯЦ: «Старец из Радомышля рассказал, что он хотел сделать копию этой записки и уже приготовил бумагу и карандаш, но вошел р. Йеуда-Лейб (сын Цемах-Цедека) и сказал ему так: „Не переписывай этого, потому что однажды переписал это записку р. Илель из Паричей, после чего во время пожара сгорела эта записка вместе с частью его рукописей. Также и отец (Ребе Цемах-Цедек) будет недоволен этим“. Поэтому он воздержался от копирования этой записки».

Спустя 47 лет в этот же день родился основатель учения ХАБАД рабби Шнеур-Залман из Ляд, или, как называют его, Алтер Ребе. Трудно представить себе современное еврейство без хасидизма вообще и без ХАБАДа в частности.

Раскрытие Баал-Шем-Това

В письме к своему ученику, р. Яков-Йосефу, Баал-Шем-Тов писал: «…В день, когда мне исполнилось 26 лет, 18 Элула 5484 года, в полночь, мне раскрылся (учитель Ахия а-Шилони)». Первый урок был посвящен недельной главе «Берейшит». В течение 10 лет Ахия а-Шилони учился с Баал-Шем-Товым. Он учил его раскрытой Торе и каббале так, как их учат в Ган-Эдене.

18 Элула 5494 года в день, когда исполнилось 10 лет с того времени, когда Ахия а-Шилони начал учиться с Баал-Шем-Товым и наставлять его, в соответствии с настоятельным указанием и требованием своего учителя, Баал-Шем-Тов раскрылся, как Баал Шем-Тов, творящий чудеса и раскрывающий глубины.

И так пишет Баал-Шем-Тов в своем письме: «Когда закончили мы Святую Тору до „…на глазах всего Израиля“, было мне 36 лет, и я раскрылся».

Уход из жизни

Баал-Шем-Тов ушел из жизни в праздник Шавуот 6 Сивана 5520 (1760) г. За некоторое время до своего ухода из жизни, Баал-Шем-Тов приказал петь нигун р. Михеля из Злочова. Когда закончили петь, Баал-Шем-Тов сказал: «Я даю обещание на поколения ваши, что где бы, когда бы и кто бы ни запел этот нигун, пробуждающий великое милосердие Всевышнего, с чувством пробуждения раскаяния, — услышу я это, в каком бы дворце ни находился. Есть ангелы, передающие знания и известия душам. Присоединюсь я к песне и побужу великое милосердие к поющим ее, возвратившимся в раскаянии».

После этого он сказал, что у него есть выбор: чтобы произошло как с пророком Элияу, который «поднялся в смерче на Небеса», — но он не хочет терять то, о чем написано: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься».

Сказал Алтер Ребе: «Шесть лет Баал-Шем-Тов отказывался раскрыться, и по этой причине убавлено было от его жизни шесть лет, и он умер на четвертый день (т.е. в среду) в который — на четвертый день Творения — «были повешены светила» — на первый день праздника Шавуот 5520 года, в возрасте 61 года, восьми месяцев и восемнадцати дней».

Баал-Шем-Тов похоронен в городе Меджибоже.

Жизнь и деятельность Баал-Шем-Това были посвящены распространению «Внутреннего Света» Торы, т.е. учений каббалы и хасидизма. Он стремился сделать учение и повседневные предписания Торы доступными даже для детей, а также наполнить «общедоступную» часть Торы духом ее «внутреннего учения» для того, чтобы изучение Торы и ежедневное исполнение ее предписаний были насыщены светом, теплом и радостью.

В жизни Баал-Шем-Това эти два начала объединились: понимание «Внутреннего Света» Торы на высочайшем уровне соединялось с обучением Торе на самом доступном уровне. Баал-Шем-Тов начал свою деятельность в качестве помощника учителя в хедере (начальной школе по изучению Торы), а в зрелые годы обучал уже великих знатоков Торы, объясняя им ее глубочайшие тайны.

Объединение этих крайних уровней обучения, воплощенное в жизни Баал-Шем-Това, — это идеал, отраженный в структуре Десяти Заповедей, — квинтэссенции Торы. Первая из Десяти Заповедей излагает сущность идеи Единства Б-га, чтобы мы знали, что на небесах, вверху, и на земле, внизу, нет ничего, кроме Б-га, поскольку Он не только «наполняет Собою» все миры, но и превосходит их. Нет никакой другой реальности, кроме Слова Б-га, которое непрерывно, каждое мгновение творит все сущее.

Наряду с возвышенной и великой идеей Единого Б-га Десять Заповедей содержат такие «земные» предписания, как «не убивай», «не кради» и т.д., воплощая в себе таким образом то «соединение двух крайностей», которому Баал-Шем-Тов учил словом и собственным примером.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Биография (другие статьи):