–абби »сроэль Ѕаал-Ўем-“ов

14.09.2003 8569 (5)
—вободный перевод: Ўмуэл —оминский »сточник: Ђƒни ’јЅјƒаї, стр. 253-255
–абби »сроэль Ѕаал-Ўем-“ов
ћесто захоронени€ Ѕаал-Ўем-“ова

»стори€ хасидизма началась с одного люб€щего еврейского сердца. ≈го обладателем был человек по имени реб Ёлиэзер, и жил он в ”краине 300 с лишним лет назад. ≈го отличали особа€ щедрость по отношению к любому, кто только нуждалс€ в ее про€влении, а также особое умение радоватьс€ и быть благодарным “ворцу, несмотр€ на глубокое личное горе: он дожил до старости, но так и не дождалс€ рождени€ ребенка.

“а истори€, с которой все началось, произошла в субботу, когда покой и умиротворение уже заполнили еврейские дома, уже давно были зажжены субботние свечи, уже давно отзвучали вечерние молитвы, и все хоз€йки уже прин€ли первые похвалы в адрес своей кулинарии. ¬ этот самый момент многочисленные гости реб Ёлиэзера были взбудоражены неожиданной выходкой: какой-то незнакомый еврей с котомкой за плечами постучалс€ в дверь.  ак известно каждому почитателю субботы, в этот день нельз€ переносить грузы вне пределов еврейского владени€, а этот дерзкий незнакомец, казалось, и не стесн€лс€ столь вопиющего нарушени€ правил.

ѕон€тно, кака€ бур€ эмоций разразилась за столом реб Ёлиэзера, и какие слова пришлось услышать тому, кто впервые и так не к стати переступил его порог, ведь всем известно как евреи люб€т посудачить, только дай им повод. Ќо хоз€ин дома не торопилс€ примкнуть к клану осуждающих. Ќаоборот, сердце его разрывалось от осознани€, сколь далеки собравшиес€ в этом доме от выполнени€ заповеди, предписывающей любить и оправдывать любого евре€ в любое врем€ и в любой ситуации. —ам-то он умел это делать, доказательством чему послужило, что он не стал корить своих сотрапезников и ни чем не выдал своего огорчени€ на их счет. „то же касаетс€ вновь прибывшего, то, не задава€ вопросов, реб Ёлиэзер поспешил усадить его за стол и с особым вниманием его потчевал.

ƒовольный гость осталс€ в доме на всю субботу, а также и на следующую ночь.  огда же наступило утро, а вместе с ним и пора расставатьс€, он обратилс€ к своему оторопевшему хоз€ину со следующими словами: Ђ«най, что € Ц пророк Ёли€у. я пришел испытать, так ли велика тво€ любовь к евре€м, как о ней говор€т. » в заслугу за то, что это, несомненно, так, ¬севышний пошлет тебе сына, утешение твоей старостиї.

ѕророк Ёли€у Ч великий наставник еврейского народа эпохи израильских правителей јхава, јхаза, …еорама. ∆ивым вознесс€ на небеса, как описано во второй главе книги Ђћлахим IIї. » с тех пор, будучи бессмертным, посто€нно спускаетс€ на землю с целью помогать евре€м пережить тьму изгнани€, как можно видеть из огромного количества преданий.

¬ “оре содержитс€ немало рассказов о €влении пророка Ёли€у и данных им обещани€х.  ак всегда в таких случа€х, все исполнилось в точности и на этот раз. ќчень скоро (это произошло в 1698 году) в доме реб Ёлиэзера и его супруги наконец-то раздалс€ долгожданный детский крик.

ћальчика назвали »сроэль. Ёто им€, как известно, относитс€ и ко всему еврейскому народу. » ангелы, гл€д€ сверху, как подрастает новый маленький человек, уже совершенно определенно знали, что ему предстоит немало потрудитьс€ на благо своего вечного тезки.

ѕричиной этой определенности был секрет души, осветившей своим приходом дом реб Ёлиэзера. ƒуша эта оказалась ангелам знакомой еще по своему прошлому воплощению. » с точки зрени€ иудаизма, подарившего миру теорию реинкарнации, в этом нет ничего удивительного.  ак нет ничего удивительного и в том, что большинству из нас не доступно проникновение в тайну собственной прошлой жизни. ѕоэтому тем более при€тно, что, в числе немногих исключений из правила, истори€ о том, что поделывала душа маленького »сроэл€ на этом свете лет сколько-то тому назад, оказалась известной его современникам, а через них дошла и до нас.

“огда эта душа была одета в тело скромного и ничем не выдающегос€ жител€ ÷фата. ѕожалуй, никто, кроме него самого, и не знал, какова сила его беспредельной любви к “ворцу, и на что он готов ради служени€ ≈му. ¬ день своего совершеннолети€ (13 лет) он совершил какой-то удивительный и возвышенный поступок, который так и не стал досто€нием общественности, но привлек внимание на Ќебесах. » ¬севышний решил послать скромному герою соответствующую награду. ≈е принес пророк Ёли€у, однажды по€вившийс€ р€дом с цфатским домишком и постучавшийс€ в дверь. ¬ставшему на пороге хоз€ину было обещано, что, если только он расскажет пророку о своем загадочном поступке, тот взамен раскроет ему величайший секрет Ц точную дату прихода ћошиаха.

ќтветом на такое заманчивое предложение стала приблизительно следующа€ фраза: Ђя сделал то, что сделал, не ради наживы, а ради служени€ “ворцу, и мне от теб€ ничего не надо!ї Ќеудивительно, что вскоре после этого пророк Ёли€у вновь постучал в знакомую дверь и объ€вил, что на этот раз Ѕ-г дарует бескорыстному еврею не только обещанную информацию, но также и великую мудрость в постижении других таинств “оры.

“ак оно и произошло. Ќо простой обыватель, ставший вдруг возвышенным гением, не изменил своему прежнему образу жизни. Ќи один из его современников так и не узнал о тех великих сокровищах, которые заполн€ли его разум.

≈сть такое пон€тие Ђправедник в шубеї.  огда на улице свирепствует холод и пронизывает до костей, он закутываетс€ в теплый мех и чувствует себ€ превосходно. “олько одна беда: это мешает ему ощутить, как холодно другим завсегдата€м улицы, у которых нет возможности приобрести себе теплую шубу.

ѕоэтому еврейска€ традици€ с большей похвалой отзываетс€ о том, кто называетс€ Ђправедник без шубыї. ћожет, она у него и есть, но он предпочитает отдать ее кому-нибудь другому, а так как на всех все равно не хватит, даже если они решат облачатьс€ в шубу по очереди, то он предпринимает все меры, чтобы отогреть саму улицу теплом своего щедрого сердца.

ѕон€тно, что это только пример. —уть же заключаетс€ в том, что еврею нельз€ в одиночку наслаждатьс€ имеющимс€ у него богатством. ѕоэтому “ора велит отдавать нуждающемус€ и часть своего урожа€, и часть своего заработка, и часть своего свободного времени, и часть своих познаний.

÷фатский скромник, будучи абсолютным праведником, так и не заслужил совершенного одобрени€ —выше, ведь никому на земле не стало теплее от жара его души, плотно укутанной мехом. » тогда ему велено было вернутьс€, на этот раз с совершенно конкретным поручением: вз€ть с собой самые сокровенные тайны Ѕожественной ћудрости и раздать их всем и каждому, кто только встретитс€ по дороге или даже, сид€ дома, сможет восприн€ть крик по ту сторону стекла.

» вот перерождение произошло. ¬ одном из украинских местечек 18 Ёлула (15 августа) 1698 года первым громким криком известил о своем прибытии мальчик, которого при обрезании назвали »сраэль и которому много лет спуст€ будет присвоен титул ЂЅаал-Ўем-“овї Ц Ђќбладатель —в€щенного »мениї. Ёто означает знание »мен ¬севышнего, с помощью которых можно творить чудеса, предсказывать будущее, вторгатьс€ в ход жестокой реальности и главное: помогать. ѕомогать всем и каждому, кто только нуждаетс€ в тепле и свете.

“айна€ записка

ћы приводим здесь запись, которую сделал јлтер –ебе о детстве Ѕаал-Ўем-“ова и котора€ была обнаружена в последние годы и опубликована в сборнике Ђягдиль “ораї. ¬ этих запис€х содержатс€ многочисленные подробности о Ѕаал-Ўем-“ове, отличающиес€ от уже известных. ќб этих запис€х писал р. …осеф-»цхак (предыдущий –ебе): Ђ—лышал € от своего отца и учител€, –ебе, который слышал это в свою очередь от —тарца из –адомышл€. —тарец из –адомышл€ входил в число тех, кто накануне ѕесаха вытирал пыль с книг и рукописей, хранившихс€ в доме ÷емах-÷едека. Ѕыло там множество рукописей, отдельных листов и писем, которые хранились в особом €щике. —реди этих рукописей была одна длинна€ записка, написанна€ рукой јлтер –ебе. » вот что запомнил —тарец из –адомышл€ из содержани€ этой записки:

Ч Е»звестен спор рабби Ёлиэзера и мудрецов о том, когда праотец наш јвраам познал ¬севышнего: согласно одному мнению, было ему тогда три года, согласно другому Ч сорок восемь лет. ¬ отношении же Ѕаал-Ўем-“ова все признают, что он позвал ¬севышнего, когда ему было три года.

 огда отцу Ѕаал-Ўем-“ова, рабби Ёлиэзеру, было 100 лет (а его жене —аре Ч 90), ему во сне было сообщено с Ќебес, что он должен осв€тить себ€, ибо родитс€ у него сын, которой откроет свет всему »зраилю. ќсв€тил он себ€, и родилс€ у него Ѕаал-Ўем-“ов, а рождение это было необычным.  огда ребенку исполнилось три мес€ца, он уже ходил и разговаривал. ј когда исполнилось ему полтора года, умер его отец, рабби Ёлиэзер. ѕеред самой смертью сказал рабби Ёлиэзер сыну, чтобы тот не бо€лс€ никого, но только одного Ѕ-га. Ќе прошло и года после смерти отца, как скончалась его мать, —ара, и община вз€ла его на иждивение. ћальчик ничего не бо€лс€, ходил сам по лесам и т.п.

Ќочь того дн€, когда ему исполнилось три года, выдалась темной и мрачной, шел проливной дождь, но он вз€л свой посох и отправилс€ в лес. ¬стречные спрашивали его, как это он отправл€етс€ в лес такой ночью. Ќо что он им отвечал: Ђя не боюсь ничего, но боюсь € только одного Ѕ-гаї. ”глубившись в чащу леса, он увидел большой роскошный дом, окна которого были €рко освещены. ¬ошел он в дом и стал переходить из одной комнаты в другую, пока не оказалс€ в комнате, в которой сидели насмешники Ч посланники —амаэл€, ангела зла, развалившись за трапезой. —казали они ему: Ђ ак это ты не испугалс€ прийти сюда?ї. ќтветил он им: Ђя не боюсь ничего, но боюсь € только одного Ѕ-гаї. —казали они ему: Ђƒит€, признаешь ли ты, что ¬севышний не управл€ет больше миром?ї.  рикнул он им в ответ: Ђѕостигнет гибель всех твор€щих беззаконие [“еилим, 92:10]ї. » тут же все эти посланники —амаэл€ исчезли, как будто их и не было.

ѕока не исполнилось ему 18 лет, обучал его “оре јхи€ а-Ўилони, а затем удостоилс€ он быть учеником ћошиаха. ¬ возрасте 13-ти лет учитель обучил его всем именам ¬севышнего и эпитетам, относ€щимс€ к Ќему, всем, кроме одного. —просил его Ѕаал-Ўем-“ов, почему не открывает он ему это им€, на что учитель ответил ему, что он и сам этого имени не знает, и что тайной этого имени владеет —атана. ћошиах не дал согласи€ на разрушение ’рама, пока тайна€ сила этого имени не будет дана ему в залог. »бо гр€дущее ќсвобождение св€зано с тайной этого имени.

Ѕаал-Ўем-“ов начал заниматьс€ вы€влением тайны этого имени. —казали ему с Ќебес: Ђћногие старались постичь эту тайну и обожглись (причинили себе вред)ї. ќн ответил: Ђя ничего не боюсь, кроме —в€того “ворца, благословен ќнї.   нему привели —атану, и тот сказал: Ђ„еловек, происход€щий из вонючей капли! я до сих пор побывал в этом мире лишь дважды: при разрушении ѕервого ’рама и при разрушении ¬торого ’рама.  ак ты посмел привести мен€ вновь?ї Ѕаал-Ўем-“ов ответил: Ђя ничего не боюсь, только одного —в€того “ворцаї. » вырвал у —атаны из пасти то, что тот поглотил [Ч тайну вышеупом€нутого имени]Е

¬ конце этой записи добавил јлтер –ебе: Ђ¬се это € удостоилс€ услышать на€ву из уст самого Ѕаал-Ўем-“ова [после его смерти]ї. ј к этому добавил –ебе –јя÷: Ђ—тарец из –адомышл€ рассказал, что он хотел сделать копию этой записки и уже приготовил бумагу и карандаш, но вошел р. …еуда-Ћейб (сын ÷емах-÷едека) и сказал ему так: ДЌе переписывай этого, потому что однажды переписал это записку р. »лель из ѕаричей, после чего во врем€ пожара сгорела эта записка вместе с частью его рукописей. “акже и отец (–ебе ÷емах-÷едек) будет недоволен этимУ. ѕоэтому он воздержалс€ от копировани€ этой запискиї.

—пуст€ 47 лет в этот же день родилс€ основатель учени€ ’јЅјƒ рабби Ўнеур-«алман из Ћ€д, или, как называют его, јлтер –ебе. “рудно представить себе современное еврейство без хасидизма вообще и без ’јЅјƒа в частности.

–аскрытие Ѕаал-Ўем-“ова

¬ письме к своему ученику, р. яков-…осефу, Ѕаал-Ўем-“ов писал: ЂЕ¬ день, когда мне исполнилось 26 лет, 18 Ёлула 5484 года, в полночь, мне раскрылс€ (учитель јхи€ а-Ўилони)ї. ѕервый урок был посв€щен недельной главе ЂЅерейшитї. ¬ течение 10 лет јхи€ а-Ўилони училс€ с Ѕаал-Ўем-“овым. ќн учил его раскрытой “оре и каббале так, как их учат в √ан-Ёдене.

18 Ёлула 5494 года в день, когда исполнилось 10 лет с того времени, когда јхи€ а-Ўилони начал учитьс€ с Ѕаал-Ўем-“овым и наставл€ть его, в соответствии с насто€тельным указанием и требованием своего учител€, Ѕаал-Ўем-“ов раскрылс€, как Ѕаал Ўем-“ов, твор€щий чудеса и раскрывающий глубины.

» так пишет Ѕаал-Ўем-“ов в своем письме: Ђ огда закончили мы —в€тую “ору до ДЕна глазах всего »зраил€У, было мне 36 лет, и € раскрылс€ї.

”ход из жизни

Ѕаал-Ўем-“ов ушел из жизни в праздник Ўавуот 6 —ивана 5520 (1760) г. «а некоторое врем€ до своего ухода из жизни, Ѕаал-Ўем-“ов приказал петь нигун р. ћихел€ из «лочова.  огда закончили петь, Ѕаал-Ўем-“ов сказал: Ђя даю обещание на поколени€ ваши, что где бы, когда бы и кто бы ни запел этот нигун, пробуждающий великое милосердие ¬севышнего, с чувством пробуждени€ раска€ни€, Ч услышу € это, в каком бы дворце ни находилс€. ≈сть ангелы, передающие знани€ и извести€ душам. ѕрисоединюсь € к песне и побужу великое милосердие к поющим ее, возвратившимс€ в раска€нииї.

ѕосле этого он сказал, что у него есть выбор: чтобы произошло как с пророком Ёли€у, который Ђподн€лс€ в смерче на Ќебесаї, Ч но он не хочет тер€ть то, о чем написано: Ђ»бо прах ты, и в прах возвратишьс€ї.

—казал јлтер –ебе: ЂЎесть лет Ѕаал-Ўем-“ов отказывалс€ раскрытьс€, и по этой причине убавлено было от его жизни шесть лет, и он умер на четвертый день (т.е. в среду) в который Ч на четвертый день “ворени€ Ч Ђбыли повешены светилаї Ч на первый день праздника Ўавуот 5520 года, в возрасте 61 года, восьми мес€цев и восемнадцати днейї.

Ѕаал-Ўем-“ов похоронен в городе ћеджибоже.

∆изнь и де€тельность Ѕаал-Ўем-“ова были посв€щены распространению Ђ¬нутреннего —ветаї “оры, т.е. учений каббалы и хасидизма. ќн стремилс€ сделать учение и повседневные предписани€ “оры доступными даже дл€ детей, а также наполнить Ђобщедоступнуюї часть “оры духом ее Ђвнутреннего учени€ї дл€ того, чтобы изучение “оры и ежедневное исполнение ее предписаний были насыщены светом, теплом и радостью.

¬ жизни Ѕаал-Ўем-“ова эти два начала объединились: понимание Ђ¬нутреннего —ветаї “оры на высочайшем уровне соедин€лось с обучением “оре на самом доступном уровне. Ѕаал-Ўем-“ов начал свою де€тельность в качестве помощника учител€ в хедере (начальной школе по изучению “оры), а в зрелые годы обучал уже великих знатоков “оры, объ€сн€€ им ее глубочайшие тайны.

ќбъединение этих крайних уровней обучени€, воплощенное в жизни Ѕаал-Ўем-“ова, Ч это идеал, отраженный в структуре ƒес€ти «аповедей, Ч квинтэссенции “оры. ѕерва€ из ƒес€ти «аповедей излагает сущность идеи ≈динства Ѕ-га, чтобы мы знали, что на небесах, вверху, и на земле, внизу, нет ничего, кроме Ѕ-га, поскольку ќн не только Ђнаполн€ет —обоюї все миры, но и превосходит их. Ќет никакой другой реальности, кроме —лова Ѕ-га, которое непрерывно, каждое мгновение творит все сущее.

Ќар€ду с возвышенной и великой идеей ≈диного Ѕ-га ƒес€ть «аповедей содержат такие Ђземныеї предписани€, как Ђне убивайї, Ђне крадиї и т.д., воплоща€ в себе таким образом то Ђсоединение двух крайностейї, которому Ѕаал-Ўем-“ов учил словом и собственным примером.

ѕоддержите сайт www.moshiach.ru
ќшибка в тексте? ¬ыделите ее и нажмите Ctrl + Enter
”чебный центр ї Ѕиографи€ (другие статьи):