Сказано в нашей главе (5:21): «Душа, которая согрешит и восстанет против Б-га, и начнет отрицать, что брал человек у своего ближнего деньги…»
Тора рассказывает, как надо судить человека, который взял вещь на хранение у другого еврея, а когда пришло время отдавать, начинает отрицать, что брал её на хранение, или утверждает, что вещь не находится у него или она принадлежит ему. Такой грех Тора называет изменой Б-гу.
Большинство ссуд даются в присутствии свидетелей; также между двумя сторонами подписывается договор. Когда один человек дает другому взаймы, пишется вексель, в котором подписывается берущий ссуду и подтверждает, что он взял определенную сумму денег и обязуется вернуть её тому, кто ему эти деньги одолжил.
Однако когда человек оставляет у своего ближнего вещь, то кроме этих двух людей никто не знает об этом, потому что они не пишут вексель и не приводят свидетелей. Единственный, кто знает о существовании залога, это Б-г, который всё знает и видит. Когда человек дает вещь на хранение другому, он как бы берет Б-га в свидетели.
РАШИ объясняет: «Но давая на хранение ближнему своему, человек не желает, чтобы об этом знал кто-либо, кроме Третьего».
Кто же этот третий? Это Б-г. Он знает о вещи, переданной в залог.
Из слова «третий» мы выводим, что Б-г не только является свидетелем данного действия. Б-г становится одним из владельцев этого залога. То есть у залога есть три хозяина:
1) Заложивший — ему принадлежит эта вещь и он передал ее на хранение.
2) Хранитель этой вещи — тот человек, который получил данную вещь. Он также считается хозяином этой вещи, потому что на данный момент вещь находится в его руках. Когда он начинает отрицать и говорит, что вещь находится не у него, то он в действительности становится хозяином этой вещи.
3) И истинный владелец вещи — это Б-г. Все творения в мире принадлежат Ему. Вся земля принадлежит Б-гу.
Когда у человека есть какая-либо вещь, это произошло потому, что Б-г дал ему обладать этой вещью. Всё принадлежит Б-гу и Он даёт всё людям.
Если хранитель какой-то вещи утверждает, что залог принадлежит ему, тогда он восстаёт против Всевышнего, так как он отрицает тот факт, что всё в мире принадлежит Б-гу. Ведь Б-г дал эту вещь хранителю и если тот говорит, что она принадлежит ему — такой человек действует против Б-га . Поэтому Тора называет такой грех «восстал и изменил Б-гу»!
Многие утверждают и думают, что «измена» Б-гу может происходить только совершением грехов в заповедях между человеком и Б-гом. Всем понятно, что если нарушают Его заповеди, тогда изменяют и восстают против Б-га.
Однако есть такие люди, которые думают, что заповеди между людьми предназначены только для того, чтобы защищать людей, наших ближних. «Если мы нарушили заповедь, относящуюся к сфере отношений между людьми, то мы повредили человеку, но не Б-гу», — считают они.
Поэтому Тора называет грех отрицания того, что какую-то вещь передали на хранение, изменой Б-гу, несмотря на то, что он касается отношений между людьми.
Наша недельная глава заканчивается словами «и искупил его… и простилось ему» — нет ничего, что устояло бы перед силой раскаяния.
Даже если, не дай Б-г, еврей опустился до уровня изменяющего Б-гу, то в случае совершения таким евреем раскаяния Б-г искупит его грехи и простит ему.
А когда евреи раскаются, тут же наступит их Освобождение.