СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 16:16

Израильский луноход и его главный инженер

История жизни Фридмана на пути к мечте о космосе была полна трудностей из-за его еврейства.

25.02.2019 2941 мин.

22 февраля был запущен в космос израильский лунный аппарат «Берейшит». До этого подобный проект осуществили только СССР, США и Китай. Целью проекта, который осуществила организация SpaceIl, было совершить посадку на Луне и переслать различные фото и видео материалы на Землю. Важно отметить, что аппарат доставил на спутник экземпляр ТАНАХа (Пятикнижие, книги Пророков и Писаний), а также сборник ХИТАС и фотографию Ребе Короля Мошиаха. Так как аппарат «Берейшит» находился в космосе несколько недель, возник вопрос — как управлять им в субботу. Инженеры обратились к главному раввину и получили специальные указания на этот счет.

Главный системный инженер проекта Александр Фридман (68) — наш соотечественник, хасид ХАБАДа, который приехал в Израиль с семьей в 70-х годах. У него семь детей и более двадцати внуков.

История жизни Фридмана на пути к мечте о космосе была полна трудностей из-за его еврейства. Он родился в 1950 году в России в религиозной семье из общины ХАБАДа. Его отец Залман был арестован незадолго до рождения Александра вместе с десятками других евреев, обвиняемых в сборе денег для переправки евреев в Израиль с поддельными паспортами. Он был приговорен к семи годам тюремного заключения и отбывал наказание в трудовом лагере в Казахстане.

Александр увидел своего отца только в первом классе. Семья переехала в Ленинград, где Залман нашел работу на текстильной фабрике. Они жили в трехкомнатной коммунальной квартире, где родители тихо молились каждое утро, чтобы соседи не слышали. Поскольку они скрывали свое еврейство, Фридман не помнит, чтобы он сталкивался с антисемитизмом. Он всегда держал свою ермолку под беретом. «Я был хорошим учеником, и я любил математику, физику и химию. Единственное, что беспокоило моих родителей, — это посещение школы в субботу. Но из-за проблем с сердцем я часто болел и получал освобождение от врача на субботу».

В июне 1967 года, после окончания Шестидневной войны, родители Фридмана решили иммигрировать в Израиль. Они подавали неоднократные запросы на эмиграцию, но им всегда отказывали. Лишь через три года, после драматического инцидента, когда группа евреев захватила пустой пассажирский самолет, чтобы привлечь внимание международного сообщества к их тяжелому положению, Фридманы получили желаемое разрешение на выезд в Израиль.

«Из аэропорта Лод мы добрались до Иерусалима и я впервые почувствовал, что могу пойти открыто с ермолкой». После нескольких месяцев в Израиле Александр поступил в Еврейский университет на математический факультет. После окончания учебы в 1973 году он был призван на военно-морской флот. Там он занимался разработкой ракет для кораблей.

В 1979 году Фридман завершил службу в звании капитана и переехал в ультраортодоксальный район в Иерусалиме. Он поступил на работу в концерн авиационной промышленности Израиля, где принимал участие в создании ракеты третьего поколения, штурмового беспилотника и пушки для бронетранспортера.

В конце 1980 года его менеджеры сообщили ему, что он переходит на другую должность, не сообщая ему никаких подробностей. «Все было очень секретно, — задумчиво вспоминает он. — Они закрыли меня в комнате с десятью другими людьми, которых я не знал, и сказали нам, что мы были командой, чтобы открыть первый спутник наблюдения Израиля. Я был шокирован тем, что в Израиле использовали спутники-шпионы для сбора военной разведки». Это был спутник «Офек».

Начало было сложным и трудным. «Мы читаем исследования из-за рубежа, и постепенно сформулировали концепцию. Моя область была системной инженерией. Я сделал математические вычисления и написал программу, которая отслеживает пространство для спутника. Через год я стал начальником отдела системотехники в космическом управлении».

В сентябре 1988 года, когда «Офек» был запущен с базы Пальмахим, Фридман почувствовал себя измотанным. Он работал на различных должностях в авиационной промышленности, занимал должность директора по разработке систем для гражданских спутников связи из серии «Амос», а в 2008 году ушел в отставку в гражданскую компанию космической связи, в которой работал до 2014 года.

Каждый день Фридман покидает свой дом в религиозном поселении Ноф-Аялон недалеко от Модиина, куда он переехал 20 лет назад и отправляется в офис SpaceIL в Йеуде. Перед входом, на стене, находится космический корабль. Над ним расположены цифровые часы, которые отображаются красными цифрами и подсчитывают приблизительное время до запуска. На одной из полок находятся картонные модели космического корабля.

Александр Фридман верит в сотворение мира, как описано в Торе. Он уверенно говорит: «Нет противоречия между ментальностью соблюдающего заповеди Торы человека, математическими вычислениями и работой с пространством. Есть вещи, которые нельзя объяснить, но я верю только в то, что сказано в Торе. Например, я абсолютно не верю в эволюцию. Есть довольно много еврейских физиков, которые верят в Б-га и думают как я».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter