Разные благословения на блюда, входящие в «мишлоах манот»

18.02.2013 | 2292 | (0)
Разные благословения на блюда, входящие в «мишлоах манот»
Предпочтительней послать еду и питье, а не два вида еды

Вопрос: Меня интересует вопрос о блюдах, входящих в «мишлоах манот».

Я читал о том, что нет такого требования, чтобы блюда, входящие в «мишлоах манот» имели разные благословения. И там приводится пример из «Шулхан Аруха», как рабби Йосеф Каро цитирует РАМБАМа и пишет о двух видах мяса. Поясните это.

Ответ: Прежде всего, хотелось бы сказать, что подобные категорические заявления несколько неуместны. Ведь трудно представить, чтобы этот человек знал буквально все источники на эту тему, хотя бы уже потому, что многие книги не находятся в широком доступе, а то и вообще утеряны. Вполне возможно, что такое требование есть, только нам о нем неизвестно. Поэтому вместо того, чтобы говорить о том, чего нет, давайте лучше разберемся, какие указания есть на этот счет.

Вот список книг, в которых приводится указание посылать еду и питье:

«Нэта Гавриэль» законы Пурима 58:2; «Байт Хадаш» на Тур-Шулхан Арух, 695:4: «Человек должен послать одному другу две вещи: еду и питье»; в комментарии «Даркей Моше» на «Бейт Йосеф» в Тур-Шулхан Арух, 695:7 приводится ссылка на книгу МААРАЛа из Праги («Законы Пурима», глава 15, стр. 430), что желательно послать еду и питье; в «Мишна Брура» на главу 695, 4:19 сказано, что нужно посылать «еду и питье».

Действительно, здесь ничего не сказано о благословениях, возможно потому, что посылают еду, а не благословения на нее :-) Но из того, что здесь упомянуто, очевидно, что предпочтительней послать еду и питье, а не два вида еды. Это может быть бутылка водки и колбаса (на которые одинаковое благословение), а может — бутылка вина и пирог (два благословения).

Что касается слов РАМБАМа и рабби Йосеф Каро, то они звучат буквально так: «Две порции мяса или два вида еды или два вида варенного (изделия)». На это есть объяснение мудрецов (например «Рош Йосеф» к «При Мегадим» на трактат «Мегила» 7:1, «Мэй Йода» раздел «Орах Хаим» глава 86 и многие другие), что если человек пошлет мясо, которое можно использовать (т.е. разрезанное) для двух порций, то тогда ему засчитывается выполнение заповеди. Но в тоже время, слова рабби Йосеф Каро и РАМБАМа очень четкие: «или два вида еды». То есть, если это будет не мясо, то тогда недостаточно, чтобы было две порции от одного и того же изделия. И поэтому рабби Йосеф Каро написал слово «или», чтобы исключить ту ситуацию, когда человек пошлет не мясо, а что-то другое. Ведь в такой ситуации должно быть «два разных вида» еды. С этим мнением согласен РАМБАМ («Законы Мегилы» глава 2).

Хотелось бы также напомнить, что в «Книге обычаев ХАБАДа» на стр. 74 упоминается обычай глав ХАБАДа посылать «мишлоах манот», состоящий из еды и питья (заметим, что это не является указанием для всех). Известно, что «Шалахмонес», который посылает Ребе Король Мошиах, включает в себя еду и напиток: бутылка (иногда водки «Смирнофф», иногда ликер «Бенедиктин»), «гоменташ» с маковой начинкой и фрукт (яблоко или апельсин). Вот вам не только два, а сразу три благословения.

Веселого праздника Пурим!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Вопрос-ответ » Праздники (другие статьи):