СБП. Дни Мошиаха! 21 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-29 06:56

Двое в пустыне без воды

Что же делать, если вдруг два человека оказались в пустыне без еды и с последней каплей воды. Пить самому или дать ближнему?

Батлан 15.05.2005 5443 мин.

Вопрос: Что же делать, если вдруг два человека оказались в пустыне без еды и с последней каплей воды. Пить самому или дать ближнему?

Ответ:

Оказались два еврея в пустыне. Один хасид, другой — нет. До захода солнца одна минута, а у них только одна пара тфиллин на двоих, то есть время для одевания тфиллин есть только для одного человека. Тот, который не хасид, считает, что он должен одеть тфиллин, ведь сказано: «Твоя жизнь прежде...» (трактат «Бава Мециа» 62а). Хасид сказал: «Пусть он одевает, главное, чтобы была исполнена в этом мире воля Б-га». Это не реальная история, а «машал» — пример. Пример, что значит быть хасидом. Еще одна иллюстрация для понимания хасидского мировоззрения.

По поводу вашего вопроса, приведу отрывок из Талмуда («Бава Мециа» стр. 62а): «...Как мы учили: „Два [человека], которые шли в пустыне и у одного из них кувшин воды в руке. Если выпьют оба, то оба умрут и не дойдут [до селения], если выпьет один — дойдет до селения спасет [свою жизнь]“. Толковал бен Птора: „Лучше, чтобы выпили оба и умерли, [главное] чтобы не увидел один из них смерти друга“. Пока не пришел рабби Акива и научил: „И будет жить брат твой с тобой... (‘Ваикра’ 25:26) — твоя жизнь прежде жизни твоего брата“».

Есть комментарии, поясняющие мнение рабби Акивы следующим образом: если есть уверенность, что если один из них выпьет и посредством этого он сможет спасти свою жизнь, то применяется правило «Твоя жизнь прежде...», но если есть малейшее сомнение в том, что этим он сможет спасти свою жизнь, то это правило не применяется и должны поделить воду. Это требование закона.

По хасидски нужно вести себя «Лифним ми шурат а-дин» — делать более того, к чему обязывает закон. Пример этому высказывание Талмуда (трактат «Моэд Катан» 18а): «Учили: три вещи сказаны про ногти: „Тот, кто их хоронит — цадик, тот, кто их сжигает — хасид, тот, кто их выбрасывает — злодей“. В чем причина (что тот, кто выбрасывает ногти, называется злодеем)? В том, что если пройдет по ним (по ногтям) беременная женщина, то будет у нее выкидыш».

В комментариях мы находим пояснение тому, что тот, кто сжигает ногти, называется хасидом. Вкратце: сжигание ногтей (да и других частей тела человека) вредит ему самому. Тот же, кто готов навредить себе самому, лишь бы не принести вреда окружающим, называется хасидом. Обратите внимание, речь идет не о прямом уроне, а лишь о вероятности того, что урон будет принесен. Тот, кто следует букве закона, называется «цадик», тот же, кто делает больше того, что от него требует закон (даже в ущерб себе) называется «хасид».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter