Как выполняют первую заповедь

31.01.2005 | 3015 | (0)

Одной из самых интересных вещей, которые приходят на ум, когда думаешь о приходе Мошиаха (да произойдет это вскорости в наши дни) является, несомненно, воцарение в мире кодекса Семи Законов народов мира и сопутствующее этому назначение судей. Давайте посмотрим, что сказано об этом в соответствующих источниках, таких как «Мишне Тора» Рамбама, например. Там написано:

«Каким образом выполняют ноахид заповедь о судьях? Необходимо назначить их везде и в каждом месте, чтобы судили они в соответствии с шести предыдущими заповедями. И чтобы наставляли в них народ...

Комментарий «Кэсэф Мишне» к этим строкам гласит: «Так же, как заповедано евреям устанавливать суды (Бейс-Дин) везде и в каждом месте и во всех городах, точно так же во всем этом заповедано и ноахидам».

И хотя согласно одному из мнений этим (назначением судей и судейством по шести заповедям) дело и должно ограничиться, Рамбан в своем комментарии к недельной главе Торы «Ваишлах» пишет, что кроме этого ноахиды должны также установить специализированные судебные инстанции, которые будут заниматься разбором дел, связанных с кражами, мошенничеством, наймом на работу, заработной платой, сохранностью имущества, насилием, сексуальным домогательством, нанесением имущественного ущерба, отношениями между кредитором и заемщиком, сдающим и берущим в аренду и т. д.

Далее Рамбам пишет:

«Бейс-Дин Израиля обязан подготовить судей для ноахидов, чтобы судили их в соответствии с этими законами и чтобы мир не погряз в грехе. И если видит суд (для которого подготовили судей), что назначили им из них самих – утверждают, а если видят, что назначили из Израиля – также утверждают».

Комментарий Радбаза поясняет. Если ноахиды сами не установили себе суд, или не нашлось среди них обладающего необходимыми знаниями людей, то обязан Бейс-Дин Израиля предоставить им таковых. Остановимся на этом подробнее.

Назначение судей

Претендента на пост судьи обучают, а после тщательно проверяют на компетентность в трех областях: знание Торы в соответствующих для ноахидов областях, сметливость и способность к судейству. Если он обладает необходимыми способностями и уровнем знаний, то он становится судьей.

Человек, назначивший неквалифицированного судью, приравнивается к тому, кто посадил «ашейру» (особый вид дерева, высаживаемого идолопоклонниками у своих храмов). Так как нарушение справедливости, подобно идолопоклонству, приводит к удалению Шхины (Б-жественного присутствия). И так как идол является ложным толкованием Б-жественности, так и неопытный или нечестный судья является своего рода карикатурой на концепцию справедливости.

К трону для судейства Короля Шломо вели шесть ступеней, представляющие шесть запретов:

1. Не извращать справедливость.

2. При судействе не выказывать благоволения одной из тяжущихся сторон.

3. Не брать взяток.

4. Не сажать «ашейру» – т. е. не назначать недостойных судей, ибо тот, кто вводит в должность неквалифицированного судью уподобляется человеку, сажающему «ашейру».

5. Не воздвигать «мацэйвэйс» (жертвенник для проведения обрядов идолопоклонства) – то есть не назначать на ведущие общинные посты не боящихся Всевышнего людей.

6. Не приносить в жертву животных с пороками – т. е. молиться с полной сосредоточенностью и прилежно изучать Тору.

Ребе Цемах-Цедек пишет, что ноахид ежедневно обязаны читать молитву «Мизмэйр Лесэйдо» («Песнь во время благодарственного жертвоприношения» – стр. 31 сидура «Теилат Ашем», эта молитва читается утром или в течение светлого времени суток), кроме того Хидо (рабби Хаим Довид Азулай) постановил, что ноахиды должны дважды в день (утром и вечером) читать «Шма Исроэль» («Слушай Израиль» – стр. 46-47 там же). Кроме того, надо стараться произносить короткое благословение после еды «Борух Кэйль Эйлом шэохальну мишэлэй увэтувэй хоину» («Благословен Б-г Вселенной, Которому принадлежит пища, которую мы ели, и благодаря доброте Которого мы живем»).

Что же касается изучения Торы, то ноахиды могут и должны изучать ТаНаХ с комментариями, все касающиеся их законы и нравоучительные рассказы из Талмуда, по указанию Ребе Короля Мошиаха следует изучать также вторую часть Тании «Врата единства и веры».

Общие предписания для судей

Судья должен представить, что над ним занесен меч, а под ним лежит «геином» (ад). Если он намерен судить справедливо, то его не настигнет ни то, ни другое. В противном случае, его настигнут оба наказания.

Судья не должен опасаться вынести неправильное решение по причине недостаточности фактов. Он несет ответственность только за те сведения, которые были ему представлены.

Судья считается помощником Б-га в акте творения и сравнивается с небесным сводом.

Судьи должны стремиться к добру.

Количество судей всегда должно быть нечетным. Так как большинства в один голос достаточно для оправдания подсудимого, даже если слушается дело о смертном приговоре. Однако для вынесения смертного приговора большинства в один голос недостаточно. Необходимо большинство, по крайней мере, в два голоса.

Судья не может основывать свое мнение на мнении более авторитетного судьи или большинства судей, утверждая: «Их решение, несомненно, справедливо». Судья обязан сам разобраться в деле и решить по совести, даже если его решение не совпадает с решением большинства судей. И если большинство не соглашается с его мнением – он не несет ответственности за последствия.

Ведя суд необходимо обратиться к ответчику: «Встань, такой-то! И, стоя, выслушай свидетельские показания. Ты стоишь не перед нами, а перед Тем, Кто сотворил вселенную»

Судьям помогают «шотрим» – судебные исполнители, которые следят за выполнением решения судей.

В Торе сказано: «Мидвар шэкер тирхак» – удаляйся от лжи. Предписано судье избегать всего, что может исказить правильность его суждения.

Очень важно предотвращать неправедное судейство. Если судья (или свидетель) уверен, что один из его коллег нечестен, то он должен отказаться сотрудничать с ним.

Если у судьи складывается впечатление, что свидетели лгут, но он не может этого доказать, то ему надо покинуть судебное заседание, но не утверждать приговор. Пусть он не говорит: «Я за это не отвечаю, вина падает на свидетелей».

Судья, понявший, что он допустил ошибку, не должен стремиться найти доказательства, подтверждающие сделанные им ложные утверждения с целью избежать признания своей ошибки.

Если человек, представляющий одну сторону в судебном процессе, одет элегантно, а другой – в лохмотьях, то следует приказать обоим одеться на суд одинаково, чтобы это не повлияло на объективность судьи.

В Торе сказано: «Вешохад аль тиках» – не принимай мзды. Судье запрещается принимать дары от любой из тяжущихся сторон. Он обязан отказаться, даже если дар был преподнесен с сознанием того, что он будет судить по справедливости, и даже если у него есть твердое намерение судить правильно, несмотря на подарок. Взяточничество, кроме осязаемого подарка, включает в себя любые услуги или льстивые слова, которые судья может получить или услышать от одной из сторон.

Нужно остерегаться судить те дела, в которых, по мнению мудрецов, судья может быть хоть сколько-нибудь необъективен. Природа взяточничества такова, что она побуждает судью отождествлять себя с дающим. Мздоимец несет одно из следующих наказаний: он либо утрачивает ясность знания, либо беднеет настолько, что ему приходится просить подаяние, либо теряет зрение.

Судья обязан предотвращать беззаконие в общине, или, по крайней мере, протестовать против него. Если же он хранит молчание, когда ему следует протестовать, то его ожидает небесное наказание.

Судью запрещается проклинать или поносить.

Свидетельские показания

Судье запрещается выслушивать доводы одной из тяжущихся сторон в отсутствие другой. Обе стороны должны присутствовать одновременно.

«Венаки вецадик аль таарог» – не убивай невинного и правого. Если суд вынес смертный приговор, а потом кто-то представил новые доводы в пользу осужденного, или если он сам представил новые доводы в свою защиту – дело возобновляется, даже если приговоренного уже привели на место казни. Дело будет пересматриваться столько раз, сколько раз будут появляться существенные доводы. Но если человек оправдан в суде, то его дело не возобновляется, даже если найдены новые доказательства его вины.

Запрещается приводить в исполнение смертный приговор, основанный на косвенных свидетельствах, даже если они очевидны и вне всяких сомнений. Решение, согласно закону Торы, может быть вынесено лишь на основе показаний свидетелей, видевших преступление собственными глазами.

Судья должен услышать прямое свидетельство одного человека. Показания посредников и косвенные свидетельства не принимаются. Если после тщательного изучения показаний судья определяет, что свидетельства правдивы, то следует приговор.

Суд не может выслушивать свидетельство злодея, то есть, например, человека, позволяющего своему скоту пастись на чужом поле, а также профессионального игрока азартных игр – по списку, составленном мудрецами.

Нельзя положить в основу своего решения косвенное свидетельство, слухи, письменное показание – только устное свидетельство очевидца, пришедшего в суд.

Свидетель тщательно опрашивается судьей. Закон предполагает четкую процедуру перекрестного допроса. Если же свидетель дает ложные показания так убедительно, что даже допрос не обнаруживает обмана, то Тора не возлагает на судью ответственности за сокрытые факты, которые он не смог выявить. И если в результате человека приговорили к смерти, то это означает, что на нем лежал другой грех, и что Б-г таким образом лишил его жизни.

Если есть два свидетеля, и они дают противоположные показания о происшедшем событии, то ни одно из свидетельств не принимается. Но если второй докажет, что первый не был на месте преступления, хоть и заявляет об этом, то принимаются показания второго, при условии, что он удовлетворительно прошел судейскую проверку. Свидетель не может дать показания о самом себе, следовательно первый не может делать подобных заявлений. Но он может защитить себя тем, что приведет третьего свидетеля, который подтвердит его присутствие на месте преступления.

Лжесвидетель может быть объявлен «эйд зомем (свидетель-злоумышленник). Он приговаривается к такому же наказанию, какое он хотел уготовить своей жертве. И это если злоумышление свидетеля было раскрыто перед тем, как жертву казнили. Если же злоумышление свидетеля раскрыли после исполнения приговора суда – то он получает сорок ударов плетьми за ложное свидетельство. Тора говорит: «Вы должны поступить с ним так, как он замышлял поступить со своим братом» – то есть наказывают за замысел, но не постфактум.

Библиография: «Мишне Тора» Рамбама и комментарии к ней, главы Торы «Мишпатим» и «Шофтим», Мидраша Раба к главам Торы «Мишпатим» и «Шофтим».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Народы мира » Законы и обычаи (другие статьи):