О благословении после еды

09.10.2005 | 4360 | (0)

Мы уже помним, что первым человеком, получившим семь заповедей, был Адам. И ему было прямо сказано, что за нарушение одной из этих заповедей — о запрете есть плод от древа познания добра и зла — положена смерть. Мы помним, что Адам и Хава все же преступили эту заповедь. И в результате ее нарушения в мир пришла смерть, которой не было до тех пор, а Шхина (Божественное присутствие) покинула этот мир. Возможно, именно по этой причине нарушение каждой из семи заповедей потомками Ноаха по всей строгости закона карается смертью. Ведь смысл духовной работы, которую совершает каждый из нас в этом мире, состоит как раз в исправлении того ущерба, который был нанесен Адамом и Хавой после нарушения одной из семи заповедей, возвращении Шхины в этот мир и истребления самого понятия смерти, в виде которой зло нашло себе дорогу в этот мир.

В Мидраше сказано, что Всевышний считал, что Авраама, который был лучше и совершеннее первого человека, следовало создать прежде Адама, однако Он не сделал так. Почему же? Потому что, предвидя все, что произойдет, Он понимал, что если бы Авраам, а не Адам не устоял перед искушением и совершил этот грех — то в мире во всех поколениях не нашлось бы никого достойного совершить исправление последствий этого прегрешения.

Адам и Хава принесли смерть в этот мир и изгнали Шхину. Авраам же вернул ее обратно, приводя людей под Ее крылья и принося через это жизнь этому миру. Как он это делал? Очень просто — посредством выполнения предписания о гостеприимстве.

Однажды Авраам спросил Шема — сына Ноаха — о следующем:

— Скажи, пожалуйста, почему Всевышний спас вас в ковчеге?

— Мы выжили благодаря благотворительности, — ответил Шем.

— Что это значит? Ведь в ковчеге не было никаких бедняков?

— Я имею в виду нашу благотворительность по отношению к животным, — пояснил Шем. — Ночи напролет мы не смыкали глаз, кормя их и ухаживая за ними.

— Если так, — рассудил Авраам, — то какова же тогда награда за выполнение заповеди помогать людям!

Авраам разбил в Беэр-Шева прекрасный фруктовый сад. В собственном шатре он устроил четыре входа, которые все время держались открытыми, чтобы утомленный путник, куда бы он ни шел, всегда мог войти внутрь и отдохнуть после дороги, получив кров и обильное угощение.

Вскоре разнеслась молва о том, что один удивительный человек устроил открытый для всех бесплатный постоялый двор в пустыне. Из ближних и дальних мест туда устремлялись гости, чтобы насладиться едой. После трапезы они благодарили радушного хозяина и вставали, чтобы уйти. Но Авраам вдруг говорил:

— А теперь вы должны прочесть благословение. Произносите за мной: «Барух Э-ль Олам Шэахальну Мишэло» — «Будь благословен Властелин Вселенной, от щедрости Которого мы вкушали».

— Мы не хотим читать никакого благословения, — жаловались гости. — Кто такой этот Властелин Вселенной?

— Поступайте как хотите, но в таком случае следует заплатить мне за съеденное, — говорил Авраам.

— И сколько это стоит?

На это следовал такой ответ:

— Бутыль вина — десять золотых монет, кусок мяса — десять золотых, буханка хлеба — десять золотых.

— Это слишком дорого. Таких цен не бывает!

— Возможно. Но какова должна быть цена хлеба, который можно купить посреди пустыни? Где в этом невозделанном краю можно достать дешевое вино и мясо?

— Пожалуй, ты прав, — уступали гости. — Так кто же этот Властелин, Которого ты просил нас поблагодарить? Давай благославим Его!

Прямо говорится, что произнесение этого незамысловатого благословения люди очень способствовало тому, чтобы Шхина возвращалась в этот мир.

Таким образом, Авраам, проявляя гостеприимство и уча ему других, привлек к служению Всевышнему десятки тысяч человек. Его жена Сара тоже посвятила себя распространению истины на земле: она учила женщин. Над шатром Сары пребывало облако Шхины. Свеча, которую она зажигала перед Субботой, не гасла до следующей Субботы. А пища в доме была благословенна изобилием.

Кроме того, Авраам созывал народные собрания, на которых провозглашал истину о Едином Творце, призывая людей служить Ему. Кроме публичных речей, он устраивал дискуссии, на которых отстаивал свои утверждения в споре со всяким, кто подвергал их сомнению. Он также сочинял книги, доказывающие бессмысленность идолопоклонства. Таким образом, Авраам привлек на свою сторону десятки тысяч последователей, признавших существование Всевышнего и принявших на себя исполнение семи заповедей потомков Ноаха.

Итак, приводя людей посредством гостеприимства под крылья Шхины и именно побуждая их произносить благословения после еды, Авраам способствовал исправлению страшных последствий греха Адама и Хавы. Работа эта уже практически закончена — так говорит Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах. И наступает время, когда зло и смерть навсегда исчезнут, а в сам этот мир навсегда вернется утраченный нами когда-то Ган Эден и Всевышний Один будет царствовать в нем во веки веков! Поэтому такую важность имеет произнесение этих, на первый взгляд, коротких, но таких важных нескольких слов. Напомним их еще раз: «Будь благословен Властелин Вселенной, от щедрости Которого мы вкушали».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Народы мира » Законы и обычаи (другие статьи):