СБП. Дни Мошиаха! 22 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-29 23:44

Как лань стремится...

Мелодия нигуна иллюстрирует и данную в тексте метафору (бег лани вслед за стремительно текущим вниз потоком воды), и ее истинное значение (крик жаждущей души, все более отделяющейся от Всевышнего, которую, как будто, насильно уносит в нижние миры).

07.04.2024 309 мин.

1. Как я хотел пить!

Нигун «Как лань стремится» Цемах-Цедека написан на первые строки 42 главы из книги Псалмов. Его слова посвящены важной теме духовной жажды: «Как лань стремится к источникам вод, так душа моя стремится к Тебе, Б-же. Жаждет душа моя Б-га, Б-га живого. Когда приду и явлюсь пред Б-гом?»

Потребность в новой энергии — такой же показатель здоровья для души, как хороший аппетит для тела. Всё живое нуждается в подпитке для полноценной жизни и здорового роста. Когда человек отказывается есть, или пить, это повод срочно обращаться к врачу. Когда душа не стремится пополнить свой ресурс и становится невосприимчивой к святости, это не меньший повод для беспокойства. В книге «Тания» даже существует «диагноз» для такого состояния — отупение сердца — и хасидизм предлагает действенные рецепты для выздоровления от этого недуга.

В виду особой важности темы, в ХАБАДе существует достаточно много нигуним, составленных на слова, раскрывающие её: «Цомо лехо нафши», «Дурень Марко», «Эсн эст зих», «Кеаль таарог» Алтер Ребе.

Относится ли одноименный нигун Цемах-Цедека к представителям этой группы? Раскрывает ли он вопрос жажды Всевышнего, как это декларируется в словах Псалмов?

Ведь мы помним, что нигун — это хасидская «чистая музыка», а это значит, главный носитель информации в нем — язык звуков, и не всегда музыкальный план — параллельная иллюстрация словесного. Иногда, в языке музыки заложены совсем другие смыслы, которые могут дополнять, обогащать и даже противоречить тому, о чем говорят слова.

2. С высокой крыши в глубокую яму

На первый взгляд, музыкальный текст повествует параллельно словесному. В нигуне 4 фрагмента. Первый из них рисует звуками наглядную картинку фонтанирующего вверх потока воды, который спускается вниз (известно, что благодаря этому качеству, Тору сравнивают именно с водой: как вода, повинуясь законам природы, спускается до самых низин, при этом, не теряя своих характеристик, так и Тора достигает самых материальных уголков Творения, оставаясь при этом мудростью Всевышнего). Второй фрагмент повторяет первый от более низкого звука и в более мажорном звучании. Третий отрывок звучит ещё ниже, «стараясь» хоть немного удержаться на своей высоте. Четвертый повторяет третий, заканчиваясь на самой низкой точке диапазона.

Таким образом, мелодия нигуна иллюстрирует и данную в тексте метафору (бег лани вслед за стремительно текущим вниз потоком воды), и ее истинное значение (крик жаждущей души, все более отделяющейся от Всевышнего, которую, как будто, насильно уносит в нижние миры).

К слову о мирах. Как известно из хасидских источников, сотворенных миров ровно четыре — столько же и разделов нигуна, и думается, что это совпадение неслучайно. Второй смысловой слой нигуна (если первый, по аналогии с уровнями толкования святых текстов можно условно назвать «пшат» — буквальное значение — то сейчас мы затронет уровень «ремез» — намек) отражает ощущения души, проходящей сквозь «лифт» миров по пути вхождения в тело. Ее, как будто, «засасывает» в этот тоннель всё более плотных миров и, в отличие от известного нигуна на аналогичную тему «Душа спускается в тело», она не просто кричит, а риторически вопрошает: когда же приду и увижу лик Всевышнего?

3. Всевышний — Он Б-г

Следующий уровень («драш» — толкование) настолько глубок, что мы едва найдем его следы в вербальном тексте — этот уровень смысла подвластен воплощению только языком музыки.

В литературе есть такой прием — параллелизм: похожие по строению фрагменты речи создают единый образ. В первых строках 42 главы Псалмов встречаем именно такой стилистический прием: как лань стремится к потокам вод, так душа моя стремится к Тебе (авторы проводят параллели между ланью и душой, водой и Всевышним). Цемах-Цедек воспроизвел этот прием и в музыке, проиллюстрировав эти строки двумя сходными музыкальными фразами (первый и второй фрагменты).

Но музыка пошла «дальше» поэзии. В ней используется довольно распространенный среди нигуним ХАБАДа прием: первый отрывок звучит в миноре, а второй — точно такой же — в мажоре. Самые наглядные примеры такого приема — начало нигуним «Уцу эца ве туфар» и «Ойшиа эт амехо». Опираясь на содержание этих нигуним (и подобных им), а также, прислушиваясь к ассоциациям, которые вызывает само звучание двух данных фрагментов, можно выстроить образ «раскрытия сокрытого». Минор по своей окраске и характеру более грустный, темный. Мажор звучит радостнее и светлее. Проходя поочередно через оба этих лада, один и тот же отрывок из мрачного и печального превращается в светлый и жизнерадостный. Это создаёт эффект «смены оптики», когда иной взгляд на одни и те же явления в корне трансформирует их значение и переживания по их поводу. Как верно подмечено о названии свитка Эстер — происходит раскрытие сокрытого.

Известно, что Творец взаимодействует с миром с помощью разных имён. Два наиболее часто встречаемых из них — Всевышний и Б-г. Первое символизирует сокрытие Его за завесой законов природы и их ограничений и может иногда, не дай Б-г, казаться проявлением суда и строгости. Второе означает раскрытие Его бесконечного добра. В открытой Торе и Торе хасидизма много сказано о том, как важно знать и помнить, что за жёсткими рамками материального мира скрывается его безгранично любящий Создатель. О том, что нет никого, кроме Него. Эту глубокую и крайне важную тему затрагивает музыка нигуна Цемах-Цедека, добавляя новый смысл строкам 42 главы Псалмов.

4. Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода

Мы подошли к самому сокровенному уровню понимания нигуна — «сод» (тайна). По сравнению с упомянутыми выше нигунами, в которых также используется музыкальная формула «Всевышний есть Б-г», в нигуне «Как лань стремится» есть отличие. В большинстве подобных композиций мажорный отрывок звучит выше минорного. Это создаёт четкую и ясную ассоциацию просветления, раскрытия истины, нарастания радости. Здесь же, наоборот: мажорное звучание сопровождается неумолимым движением мелодии вниз. Возникает двойственное ощущение: как будто, видишь «свет в конце тоннеля», падая в пропасть.

Здесь уместно вспомнить, что авторами 42 главы Псалмов являются сыновья Кораха. Те самые, которые принимали участие в споре своего отца против Моше, вместе со всеми его сообщниками были поглощены землёй, но «переобулись на лету» — падая, ощутили, что истина на стороне главы поколения, и полностью раскаялись. Этой своей метаморфозой они заслужили прощение и жизнь и удостоились сочинять псалмы для Храмовой службы.

В музыке Цемах-Цедека мы можем ощутить энергию озарения, несмотря на падение. И в этом главный жизненный урок нигуна «Как лань стремится». Нет взлетов и падений. Нет наказаний и наград. Есть только один Всевышний, и нет никого, кроме Него. Всевышний есть Б-г. И даже когда кажется, что земля уходит из-под ног, этот момент может оказаться спасительным моментом истины, несущим жизнь.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter