Водворяющий мир в доме своем

24.05.2004 | 4224 | (0)

Сказал рабби Шимон бен Халафта: «Не нашел Всевышний ничего другого, способного вместить Его благословение Израилю, кроме мира — как сказано: „Б-г даст Своему народу мощь, Б-г миром благословит народ Свой“ (Конец трактата Окцин)».

Каждому, кто водворяет мир в дом свой, засчитывается так, словно он водворяет мир во всем Израиле — у каждого еврея. А каждому, кто сеет ненависть и соперничество в своем доме, засчитывается так, словно он возбуждает ненависть и соперничество во всем Израиле. Потому что каждый -царь в своем доме (Авот дераби Натан. 28).

У еврейского дома есть много характерных признаков, которые говорят о его достоинствах по сравнению с другими домами. Еврейский дом отличается связанными с ним Божественными заповедями и украшен добрыми делами, совершаемыми в нем, число которых невозможно измерить. Есть заповеди и добрые дела каждого дня, есть и такие, что появляются лишь время от времени: в отношениях супругов между собой, в их отношениях к другим людям, в их отношениях со Всевышним, в их отношениях с детьми; есть такие, что существуют только в пределах дома, есть и такие, что выходят за его пределы… Нельзя их вместить в одну книгу, поэтому упомянем только некоторые, касающиеся самого ведения домашней жизни, на которых основываются и из которых вырастают все остальные.

Первое место по праву должен занять домашний мир. С него мы и начнем.

Где и когда мир важнее всего? Дома, в отношениях между близкими, когда есть достаточно причин для ссоры и сердце полно гнева, — вот тогда мир важнее всего.

Для того, чтобы сохранить мир, надо знать, что ему препятствует, и учиться этого избегать. Избежать ссоры со всем миром не слишком трудно: стоит только войти в свой собственный дом — и ты избавился от всех твоих недругов. Но во сто раз труднее удержаться от ссоры в стенах своего собственного дома, а если уж она разразилась — куда убежишь от нее? Поэтому если ты стремишься к миру, обрати внимание на те препятствия, которые подстерегают тебя именно в твоем собственном доме.

Если человек начинает ссору в своем доме только потому, что желает исправить что-то действительно дурное, то что получается в итоге? Вместо того, чтобы избавиться от малого зла, он делает большее зло, потому что больше всего Всевышний ненавидит распри и людям они более всего отвратительны.

Разумеется, каждому заповедано удалять из своего дома все дурное и непристойное, но все-таки более важная заповедь и более настоятельное предостережение — избегать распри. Если можно совершить и то и другое одновременно — что может быть лучше! Но если и то и другое сразу сделать невозможно, то сохранение мира превыше всего. Всегда следует стремиться к миру, и тогда с течением времени, все остальное также исправится.

Когда же поступают иначе: отбрасывают мир ради чего-то другого, то не будет ни мира, ни того, что желаемо. Дом превращается в сущий ад, полный злости и гнева, в котором каждый ссорится с другим и с самим собой. И что же достигнуто? То, что должно было быть исправлено, исправить не удалось, а мир в доме потерян! Но тот, кто ставит превыше всего сохранение мира в доме, наслаждается миром и покоем, тишиной и безопасностью, согласие царит между ним и его домочадцами, и дом его — настоящий рай! Мир — это броня против любого вторжения, и даже если в какой-то миг покой нарушается, он тут же восстанавливается доброй волей к миру, взаимной любовью и назиданием, сказанным спокойно и мягко.

Человек должен всегда и постоянно беречь мир в своем доме, «ибо каждый — царь в своем собственном доме» (Авот дераби Натан,28). Это значит, что вся деятельность человека вне дома не оказывает на него особого воздействия: там он — словно прохожий путник, образ и дела которого скоро стираются из памяти. Но то, что человек делает в своем доме, и то, как он себя ведет в нем, сильно воздействует и на него самого, и на других, словно деяния царя и образ его правления царством. Если мир существует в присутствии царя, значит он действительно существует. Но если его нет в присутствии царя — его вообще нет на свете.

И еще: власть может существовать только с миром воедино, а если нет мира, то и власти тоже нет. Если над самим собой нет у него власти — так как же он может властвовать над другими, и как же сохранится под его властью его царство?!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Семья » Семейная жизнь (другие статьи):