Планирование семьи

© «СВЕТ» №27 (1985)
01.05.2005 | 3946 | (0)

Точка зрения Торы и «здравого смысла»

Поколение, для которого вершина всех ценностей — максимальное удовлетворение любых желаний, а самоуслаждение — высшая цель... Поколение разбитых жизней и разрушенных семей, поколение, познавшее беды, доселе неведомые нашему народу... Идея «планирования семьи» — как попытка уменьшить меру страдания человечества — удалась ли она? «Разумное ограничение рождаемости» и секрет человеческого счастья... Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах о ложной идее «планирования семьи» и ее катастрофических последствиях.

К сожалению, «вечные ценности» несущественно влияют на повседневную жизнь. Важно, что скажут друзья, сослуживцы, соседи, что диктует мода — вот что всегда на первом месте. Поступать независимо и разумно способен лишь тот, кто обладает собственной шкалой ценностей и имеет тем самым силу противостоять «цензуре» общества. Остается только узнать, на чем построены его убеждения? Это незыблемая система, неподвластная влиянию времени, или, в сущности, случайный набор аксиом и понятий, изменяющихся в зависимости от обстоятельств?

Сколько раз человеческий разум предлагал разрешение мировых проблем, обещавшее безусловное достижение идеала счастья, и немедленно убеждался — после первой же проверки — сколь иллюзорны предлагаемые идеалы! К их числу относится и «планирование семьи» — ловкая формула, якобы взывающая к предусмотрительности, лицемерно замаскированная в наряд заботы о человеке.

Сторонники «планирования» используют множество аргументов, но все они, в конечном счете, сводятся к главному: ограничение рождаемости позволяет супругам уделять больше времени самим себе, что хорошо и для них и всего человечества в целом. Но так ли это?

Испокон веков евреям приходилось бороться с ассимилирующим натиском окружающих народов, и они побеждали только потому, что строили свою жизнь согласно предписаниям Торы, неподвластным законам природы и влиянию времени. Среди таких предписаний — отказ от ограничения рождаемости, противный духу и букве Еврейского Закона. Использование средств для ограничения рождаемости разрешается только в самых исключительных случаях наиболее компетентным раввинским авторитетом, который единственный способен установить: является ли данный случай подобным исключением или нет.

Превосходя возможности человеческой логики, законы Всевышнего вовсе ей не противоречат: простой человеческий опыт подтверждает сколь мудры указания Торы. Рассмотрим же с этой точки зрения, насколько убедительны доводы сторонников «планирования семьи» применительно к требованиям человеческой натуры.

Один из убедительнейших доводов в пользу лимитирования семьи — боязнь, что семейный бюджет не выдержит дополнительных расходов. Внешне, с точки зрения обыденного здравого смысла, это звучит вполне логично: родители всегда стремятся обеспечить ребенка наилучшим образом, а коль скоро это представляется невозможным — лучше вообще воздержаться от рождения детей, чем заведомо обрекать их на какие-то лишения. Беда лишь в том, что подобная логика — логика слабости и (это может показаться парадоксальным!) самонадеянности, поскольку опирается на аксиому: «Сила моя, руки моей крепость, творит мне все мое добро». Конечно, и Тора требует, чтобы люди работали на благо семьи, но помимо этого, существует и нечто иное, главное: истинный успех приносит не «сила руки», а Создатель. Его благословение — и только оно одно — основа истинного благосостояния. Это первейший принцип Иудаизма, и человек, самонадеянно преувеличивая «силу свою и руки своей крепость», на деле демонстрирует слабость в Вере.

С истинно еврейской точки зрения, брак — это священное предписание и соблюдение принципов чистоты и святости семейной жизни — надежное условие истинного счастья, чему залогом дети, здоровые душой и телом, благословение Всевышнего. Каждый новорожденный — это новое благословение для отца и матери и нет ни малейшего повода опасаться, что родители не сумеют обеспечить ребенка всем необходимым. Если дает его Тот, Кто «кормит и питает весь мир целиком», следовательно, и этот ребенок не станет для Него обузой, и, конечно же, Он устроит так, чтобы обеспечить его всем необходимым, как заботился Он о детях прошлых поколений и родителях этих детей. Глупо вмешиваться в Божественную «бухгалтерию», единственно знающую, сколько «едоков» Он способен прокормить! Нет нежеланных детей, дети никогда не бывают в тягость!

Аргументы должны быть логичными, а мотивы поступков — разумными. Давайте трезво рассудим: могут ли финансовые соображения быть теми принципами, на которых следует строить семейную жизнь?

Стандарты, навязываемые современным обществом, являются, мягко выражаясь, бессмысленным расточительством. Разве сообразуется с элементарным здравым смыслом положение, при котором явные излишества считаются необходимыми признаками «современности» и требуют львиной доли заработанных денег? Не пора ли назвать вещи своими именами, т. е. осознать, что потакание пошлым прихотям — наименее уважительная из причин отказа от детей!

Другая причина, обычно следующая после финансовых сомнений — это нежелание платить детям ту дань, которая обычно взимается с родителей. Нельзя отрицать, что дети действительно предъявляют огромный эмоциональный счет в смысле тех чувств, энергии, времени, ограничения свободы передвижения и т.п., который взыскивается с родителей, в то время как в современном обществе стало прямо-таки аксиомой представление, будто главная ценность в жизни — это получаемые удовольствия. И если дети превращаются в помеху беззаботному существованию — тем хуже для них!

Тут мы затронули самую суть проблемы: в действительности дело вовсе не в доходах и достатке, а в приоритете ценностей. Во многих аспектах жизни, например, когда речь идет о карьере, люди мирятся с большими неудобствами и идут на значительно большие жертвы, ради достижения поставленной цели. Истинная проблема в том, что дети — с точки зрения «современного» общества — считаются не источником радости и наслаждения, а бременем, помехой в удовлетворении разнообразных прихотей.

Подобная концепция в корне противоречит Иудаизму. Евреи всегда считали детей величайшим наслаждением и радостью в жизни: чем больше детей — тем больше «нахес». Первая заповедь Торы — «плодитесь и размножайтесь»! Родить ребенка, воспитать, приобщить к Еврейству и Еврейскому закону, — это величайшее «нахес», возможное в этом мире. Иметь детей, жертвуя для них своей «свободой», или быть «свободным», жертвуя детьми — подобный выбор никогда не возникал перед нашим народом, никому и в голову не приходило сравнивать эти возможности между собой!

Взглянем беспристрастно на принцип «быть разумным, предусмотрительным, заблаговременно планировать свою жизнь...», применим ли он к понятию «планирование семьи»? На первый взгляд кажется, что «да», поскольку позволяет наслаждаться свободой без каких-либо помех и посвятить несколько лет... чему? И что же дальше? Нарастающая бессодержательность жизни в зрелые годы, а затем — одинокая старость?! Беззаботная юность слишком быстро проходит, уступая место сумеркам бездетной старости. То, что казалось зоркой предусмотрительностью — на деле оборачивается близорукостью!

Кто-то скажет: зачем заглядывать так далеко вперед? Однако это вовсе не «далеко», ничуть не дальше, например, воображения тех, кто, боясь своей мнимой финансовой необеспеченности, отказывает себе в детях, откладывая это на будущее. Вот позднее, рассуждают они, через десять или двадцать лет, когда наше материальное положение непременно будет блестящим, мы вернемся к мыслям о детях. К сожалению, слишком часто выясняется, что время безнадежно ушло и благословение иметь детей, увы, уже невозможно!

Как ошибаются те, кто говорит: дети — это прекрасно, но дайте людям возможность решать самим. Разве так уже дурно, если между рождением первого и второго ребенка проходит некоторое время, либо первенец рождается чуть-чуть попозже, когда родители чувствуют себя достаточно подготовленными?.. Это кажется логичным, даже весьма привлекательным. Беда лишь в том, что свобода выбора — один из главных принципов Иудаизма, вовсе не подразумевает, что возможность выбора будет бесконечной.

Дети не появляются на свет, подчиняясь первому зову. Ни одна власть на свете не в состоянии гарантировать рождение ребенка. Только Б-г — «третий партнер» при создании каждого человека — определяет момент рождения. Пренебрежение Его благословением, предлагаемым в данный час, легко оборачивается полной невозможностью получить его позже, когда оно желанно. Берите же с благодарностью.

Темы: Дети Мода
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Семья » Семейная жизнь (другие статьи):