Величие брака

16.12.2003 | 3799 | (0)
Величие брака

Совершенно различно смотрят на существо брака евреи и прочие народы мира. В глазах неевреев брачный союз возможен, но вовсе не необходим, и более того: бытует точка зрения, что в целом супружеская жизнь — нечто постыдное, и если их мудрецы вообще разрешают вступать в брак, то единственно лишь из снисхождения к слабости человека, который не может обуздать свою природу и навсегда отказаться от супружеской жизни. Недаром почетными титулами «святого» и «чистого» у них награждаются те, кто в течение всей своей жизни избегают женщин.

Совершенно не так у евреев. Брак — отнюдь не уступка природе, не снисхождение к человеческой слабости, но Б-жественная заповедь, почетный долг и величайшее благо. Напротив: полное отречение от супружества и рождения детей рассматривается еврейской традицией как нарушение строжайшего запрета. Единственный, кто может быть оправдан, это «тот, душа которого неудержимо жаждет Торы, и кто предан ей до самозабвения, как бен Азай, посвятивший Торе все дни своей жизни и не взявший себе жены; на таком человеке нет вины, и то при условии, что его йецер а-ра (дурное начало) никогда не одерживает над ним верх...» (Рамбам, Законы о браке, 16,3).

Тора нам заповедала: «Плодитесь и размножайтесь!» Какую заповедь Всевышний поставил на первое место среди 613 заповедей Торы, какую Он сообщил человеку раньше всех? — «Плодитесь и размножайтесь!»

Разве может быть что-либо недостойное или порочное в заповеди, с которой начинается перечисление всех добрых дел, возложенных на Израиль? И тем более, что Всевышний Сам свидетельствует о ее совершенстве и красоте, записав это в Тору и приказав исполнять. Заповедь эта — начало всех начал и первооснова самого существования мира.

В третий день Творения Всевышний сотворил растительный мир и наделил его плодородием, сказав: «Да покроется зеленым покровом земля — травою, родящей семя, древом плодовым, приносящим плоды...». В пятый день Творения Всевышний сотворил «птиц крылатых» и все, что живет под водою, и благословил их: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, а птица пусть множится на земле». В шестой день — сотворил все, что населяет землю, и человека: «И сказал им Всесильный: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю!». Все растения — и деревья, и травы, все животные — и звери, и птицы, все-все живое объято благословением Всевышнего: «Плодитесь и размножайтесь Потому что нет ничего прекраснее, великолепнее и чудеснее непостижимой способности к непрестанному возобновлению. Так какую же хвалу, какую славу воздать человеку, венцу всего Творения, когда он, выполняя Б-жественное благословение, плодится и размножается?

Откуда в человеке это стремление к продолжению своего рода? Из чистого источника, воли Творца, Которому желанны дела человеческие, Который хочет, чтобы человек продолжал существовать. «Вселенная милостью строится», а самая величайшая милость, которую Творец оказал Своим созданиям — в том, что Он не довел до полного завершения Свое дело Творения, но немного работы оставил для них, чтобы они довели его до конца и тем самым оказались полноправными Его соучастниками. И так говорит Тора: в субботу Всевышний почил от всякого дела, которое Он «сотворил для работы» — для работы человека. И Всевышний щедро одарил создание Своих рук, возвысил его, поставив его «чуть-чуть ниже ангелов», и дал ему силу производить на свет потомство и творить новые миры (потому что каждый человек — это целый мир). Вот поэтому-то Он внедрил в Свои создания эту бесконечную волю к созиданию, творчеству, любовь к каждому только что родившемуся на свет ребенку, к каждой только что появившейся на свет твари — позаботиться, вырастить, умножить — чтобы самое существование мира зиждилось на делах населяющих его созданий. Отсюда мы видим, сколь высокое и чистое происхождение имеет стремление человека к продолжению своего рода: оно — воля Творца и краеугольный камень вселенной.

Более того: отсюда проистекают и наполняют весь мир стремление к добру, милосердию, любовь и сострадание... И в чем они проявляются во всей своей полноте и красе? В отношении Творца к Своему творению, в отношении родителей к своим детям...

И все же, несмотря на то, что интимная жизнь человека — это чистый родник и Б-жественное благословение, в человеке есть сила, способная загрязнить этот родник и благословение обратить в проклятие. Когда же эта сила выходит на волю? — Когда вместо того, чтобы дать жизнь своему потомству в чистоте и святости, человек бессмысленно и эгоистично стремится только к минутному удовольствию, унижая самого себя, роняя в грязь свое достоинство. Это все равно, как если бы, найдя сладкий плод, он съел его кожуру, а содержимое — выбросил. Сколько душ погрязли в несчастной семейной жизни, которую сами же супруги и сделали такой, унизив ее и втоптав в грязь! Сколько бед и несчастий заполнили мир, сколько мерзости и грязи из-за этого стало всеобщим достоянием! И все же, несмотря на то, что отравляющий свой чистый родник приносит горе самому себе и своим близким остальные родники остаются в своей чистоте и первозданной свежести — такими, какими создал их Всевышний и благословенны те, кто пьет из них!

Истинно сказано: у кого душа чиста — у того и семейная жизнь чиста, и она приносит ему радость, почет и счастье. И наоборот: тому, у кого душа загрязнена, семейная жизнь приносит лишь стыд и позор.

Когда человек живет один — это нехорошо. Хорошо — когда у него есть жена. Потому что тот, кто устраняется от исполнения заповеди своего Творца быть плодородным и умножать свое потомство, становится соучастником всего плохого, что совершается в мире. И наоборот: тот, кто эту заповедь исполняет, становится соучастником всего доброго, что только происходит в мире. Воля такого человека чиста, как родник, его душевные силы — источник, изливающий любовь, жалость, святость и милосердие.

Поскольку весь мир продолжает существовать только благодаря этой заповеди, мудрецы наши, благословенна их память, сказали, что проклятие «нехватка всего» имеет в виду того, у кого нет жены. Даже если он воображает, что захватил в свои руки все добро, что есть в мире, в действительности же нет у него ничего. Даже того, что есть у него, в действительности он не имеет, потому что над всем его добром властвует зло, и в конечном счете оно все погубит и уничтожит. Что за радость в таком наслаждении, которое служит приманкой в капкане смерти? Поэтому уже сейчас — он лишен всего. Напротив, человек, живущий нормальной семейной жизнью, богаче всех на свете — даже если, на первый взгляд, он сильно нуждается. Потому что у него добро имеет полную власть над всем нехорошим, что еще есть у него, и в конечном счете оно, это добро, выведет его на путь истины, на путь жизни и совершенного блага. Такова уж природа человека: даже тяжкий труд ему в радость, если в результате он получает свой хлеб и средства к жизни. Но если навстречу ему идет смерть со своею косой, то корми его хоть яствами с царского стола — и те ему покажутся пресными и безвкусными.

«Сказал рабби Элазар: Человек, у которого нет жены, — не человек, как сказано: Мужчиной и женщиной сотворил их — и назвал их: человек» (Йевамот, 63а). Почему Тора говорит, что Всевышний назвал «их» (во множественном числе — мужчину и женщину) «человеком» (в единственном числе)? Чтобы мы знали, что только тот называется «человек», у кого есть жена. Потому что когда Всевышний сотворил человека — Он сотворил его совершенным; затем Всевышний забрал у него часть тела, лишив его тем самым на время совершенства, и сделал из этой части женщину и заповедал им вновь соединяться «в единую плоть»: находят они друг друга — восстанавливается первоначальное совершенство, и они вновь называются «человек», как вначале.

Потому-то Всевышний и сделал женщину из уже сотворенного ранее человека, а не создал ее отдельно, самостоятельным, индивидуальным творением: чтобы ее воссоединение с исконной частью было полным, истинным и естественным, чтобы мужчина и женщина были словно двумя саженцами, растущими из единого корня, которые невозможно разделить и рассадить — этого здесь, а этого там, чтобы единство стало их природой, сущностью и самим их именем. Поэтому тот, кто решается увековечить раскол между двумя частями неразрывного целого и отрекается от семейной жизни, должен знать, что тем самым он отрывает себя от своего корня, своей первозданной природы, отвергает собственную сущность и теряет свое имя. Хотя внешность у него человеческая, но он не человек, потому что каждое творение имеет то имя, которое соответствует его сущности, независимо от внешнего облика, а человек — творение рук Самого Всевышнего — само его звание и есть его предназначение: порождать на свет потомство и создавать новые миры.

Темы: Свадьба
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Семья » Свадьба (другие статьи):