Урок 2. От чего нужно получать наслаждение?

29.06.2004 | 3143 | (0)
Урок 2. От чего нужно получать наслаждение?

В период духовной сумятицы, когда бесконечное количество псевдоидей и лжетеорий, как новых, так и старых, продолжают заполнять страницы газет и экраны телевизоров, нет ничего более живительного, чем обратиться к истинной еврейской мудрости. К мудрости, которая позволит нам понять себя, мир и, что важнее всего, поможет приблизиться к Творцу.

Давайте взглянем на окружающий нас мир с хасидской точки зрения, попытаемся понять цель сотворения флоры, фауны и конечно же человека. А также поговорим о единстве Торы и Б-га.

Естественно, в рамках статьи невозможно дать даже приблизительно исчерпывающий ответ на такие обширные вопросы. Поэтому мы попытаемся хотя бы приоткрыть завесу над тайнами Торы и направить читателя к первоисточникам.

В основе нашей беседы лежит трактат пятого Любавичского Ребе «Умааян Мибэйт Ашем», который был написан в 1903 году.

Согласно учению хасидизма, существуют несколько видов наслаждений.

Самая низкая категория наслаждений называется «животной». К ней относятся удовольствия, связанные с материальными вещами и физиологическими функциями тела, например, удовольствие получаемое от еды.

Наслаждения, принадлежащие к следующей категории, более духовные, например, удовольствие, получаемое от музыки.

Следующий вид наслаждений относится к еще более высокому духовному уровню, и связан он с эмоциями. К примеру, добрый по своей природе человек получает эмоциональное удовлетворение от совершения доброго поступка по отношению к другому человеку. Нужно отметить, что несмотря на относительную «духовность» последней категории, наслаждение эмоциями и проистекающими из них действиями может быть названо действительно духовными, только если они контролируются интеллектом.

Самым возвышенным является наслаждение, получаемое от интеллектуального познания. Естественно, что этот вид наслаждения будет духовным, только если объектом познания является истинная мудрость, то есть Тора.

Человек — венец творения, обладающий интеллектом и Божественной душой, происходящей от Вышей Мудрости, тем самым отличающийся от всех остальных творений — должен стремиться получать наслаждения только от истинно духовного — мудрости Торы. В этом и заключается цель сотворения человека.

Каждое творение было создано для определенной цели. Разделяя все сотворенное на четыре категории, можно сказать, что творения каждой категории стремятся подняться уровнем выше. Например, целью творений, относящихся к растительной категории, является включить себя в категорию вышестоящую, то есть категорию животных. Цель творений категории животных, в свою очередь, включить себя в категорию «говорящих», то есть людей.

А куда же подниматься человеку? Как уже упоминалось ранее, целью сотворения человека является изучение им мудрости Торы. Когда человек изучает Тору, являющуюся Мудростью и Желанием Б-га (как сказано в книге «Зоар»: «Святой, Благословен Он и Тора едины»), то его душа возносится и объединяется с Мудростью Всевышнего, включая себя таким образом в вышестоящую категорию.

Памяти Лейба Израилевича Гута посвящается...
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.