Урок 6. Духовная анатомия человека

06.07.2004 | 4679 | (7)
Урок 6. Духовная анатомия человека

В прошлый раз мы говорили о божественной природе Торы. Тора — это не просто сборник указаний полученный от Всевышнего, в Торе находится сам Всевышний. Наш последующие занятия будут посвящены теме божественной природы еврея. Начнем же мы с общей духовной анатомии человека.

В теории хасидизма объясняется, что каждый еврей в отличие от нееврея имеет две души. Первая душа называется витальной или животной, а вторая — божественной. С момента дарования Торы на горе Синай, божественные души стали наследственным исключительным уделом каждого еврея независимо от его духовного уровня. Тогда же все родившиеся с этого момента неевреи стали обладать только витальной душой. Обе души имеют схожую структуру, но при этом они противоположны по смыслу, т. к. известно, что Всевышний «все создал в противоположении». Каждая из душ обладает интеллектом и эмоциями и проявляется через мысль, речь, и действие, которые в хасидизме называются «одеяниями души». Но при всем том между ними существуют коренные различия.

Говоря о различиях, начнем с души животной. Упоминание о ней как о первой не случайно, так как именно она проявляется у человека первой, с ней человек рождается. Функции животной души ограничены рамками материального мира и ее задачей является оживление материального тела. Как мы уже упомянули, животная душа обладает и разумом, и эмоциями. Но точнее было бы сказать — и эмоциями, и разумом, так как именно эмоции являются главенствующим фактором у животной души (недаром она и называется «животной», так как именно у животных эмоции — это главное). Одеяния животной души — то есть мысль, речь и действие — заняты исключительно делами материальными. Ну, а самое главное отличие животной души от божественной — ее происхождение. Для определения того, что является источником животной души необходимо сделать небольшое отступление.

Как уже упоминалось в наших предыдущих занятиях, иудаизм делит всю известную нам реальность на две противоположные категории — категорию святости и сферу противоположную ей. Таким образом исключается возможность нейтральных вещей и явлений: все, что не свидетельствует о единственной и непреложной истине гласящей, что «Кроме Б-га ничего нет» относится несомненно к сфере несвятости или на языке Каббалы является «другой стороной». Духовные субстанции лежащие в основе явлений, относящихся к «другой стороне», называются «клипот» — скорлупа. Название это раскрывает сущность и цель этих духовных субстанций. С одной стороны они подобно скорлупе скрывают плод, то есть истину, с другой — подобно скорлупе они истину защищают.

Тем не менее в области противоположной святости есть категория вещей и явлений не запрещенных Торой и, таким образом, позволяющяя нам использовать ее. Эта категория скорлупы называется «клипот нога» — «сияющая» клипа в отличие от «клипот тмеот» — нечистых клипот, лежащих в основе вещей и действий запрещенных Торой. К группе «сияющей» клипы относится наша еврейская животная душа, в отличие от неевреев, имеющих витальные души относящиеся к группе «нечистых клипот». Необходимо отметить, что природные хорошие качества человека являются результатом того, что животная душа еврея происходит от «клипот нога» — «сияющей» скорлупы.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.