Благословения после «Шма»

06.07.2008 | 3487 | (0)

За утренним чтением «Шма» следует молитва, состоящая из многих разделов, начинающихся словами אמת ויציב («Истинно и прочно») и оканчивающихся благословением גאל ישראל («Который вызволил Израиль»).

Эта молитва является продолжением благословений, предшествующих чтению «Шма» (вечная любовь Б-га к еврейскому народу), а также последнего раздела (главы) самой молитвы «Шма» (вызволения из Египта).

Благословение после «Шма» упомянуто уже в Мишне; Талмуд же заявляет, что пропустивший читать אמת ויציב после «Шма» утром (и אמת ואמונה вечером) не выполнил свой долг, ибо написано: «Возвещать благость Твою утром, истину Твою по ночам». Раши объясняет, что благословение «Истинно и прочно» говорит о благоволении Божьем к нашим предкам, которых Он вывел из Египта, разделил пред ними воды моря и т.д. (Вечером мы читаем אמת ואמונה — «Истинно и правдиво»); в этой молитве говорится о верности Б-га, исполняющего Свое обещание вызволить нас и спасти от жестоких правителей-тиранов и т.д.

В Мишне объясняется дальше, что последние два слова третьей части Шма нужно соединить со словом אמת, ибо написано וה' אלקים אמת.

В святом Зоаре указано, что Шма состоит из 245 слов, на три слова меньше числа 248, т.е. числа членов в человеческом организме. Поэтому хазан повторяет последние три слова (אמת אלקיכם 'ה), чтобы получилось число 248. Зоар утверждает в связи с этим, что тот, кто читает «Шма» сосредоточенно и ревностно, очищает каждый член своего тела.

Словом אמת (истинно) в этой молитве начинается целая серия выражений из 16 слов, тесно связанных с концепцией Торы. Считается, что 16 выражений истины относятся к 16 стихам первых двух частей Шма, в которых мы прокламируем Божье единство, наше подчинение Небесному правлению и принятие нами к исполнению Божьих заветов.

Из указанных шестнадцати выражений понятия «истинно», пятнадцать имеют впереди себя букву «вав». Пятнадцать таких букв составляют вместе число 90(15x6), которое, в свою очередь, равно утроенному числу, эквивалентному имени Б-га («юд-кей-вав-кей»: 10 плюс 5 плюс 6 плюс 5 плюс четыре буквы самого имени, всего 30).

Рабби Хаим Витал, великий истолкователь каббалы святого Ари, указывает, что в благословение אמת ויציב слово אמת повторяется шесть раз, что намекает на повторяющееся шесть раз слово אמת в самом начале «Берейшит» при сложении трех последних букв шести групп слов, из трех слов каждая. Этим мы подтверждаем, что все, что создал Б,-г в Шесть Созидательных Дней зиждется на правде. (Если включить также слово באמת, имеющееся в этой молитве, тогда получится, что слово правда повторяется семь раз, что намекает также на седьмой день Шаббат).

Наши мудрецы указали уже на то, что «Божья печать — правда»; ибо слово אמת состоит из первой, средней и последней букв еврейского алфавита, что указывает на то, что Б-г был, есть и будет вечно. Кстати, слово אמת равно числу 9 (в «миниатюрной гиматрии» — 1 плюс 4 плюс 4), т.е. «вечному» числу, посколько оно всегда появляется во всех комбинациях этого числа (0 плюс 9 = 9; 1 плюс 8 = 9; 2 плюс 7 = 9; и т.д.; 2x9 = 18 = (1 плюс 8) = 9; 3x9 = 27 = (2 плюс 7) = 9; и т.д. при любых сочетаниях всегда получаем число 9.

Молитва אמת ויציב говорит о вечной верности Б-га еврейскому народу; о большой любви, которую Он выказал нам на протяжении веков с тех пор, как Он вызволил наших предков из египетского рабства, и о том, что Он является нашим «защитником и спасителем» в самые тяжелые для нас времена. Мы восклицаем вместе с Моше-рабену и сынами Израилевыми после их чудесного перехода через Чермное море: «Кто, как Ты, Превечный, среди сильных! Кто, как Ты, могуч в святости, грозен в хвалениях, чудотворен!»

Молитва завершается пророческим заверением, что Б-г вызволит нас вновь из нашего галута, и мы заканчиваем молитву благословением: «Благословен Ты, Превечный, освободитель Израиля».

Талмуд устанавливает, что необходимо לסמוך גאולה לתפלה — не делать перерыва между этой благословением и Шмоне эсре. Одна из мыслей, которая кроется в такой непрерывности, — это необходимость иметь в виду, что мы готовимся обратиться с нашими просьбами к Превечному, который действительно Всемогуществен и может и способен принять и выполнить наши просьбы. В то же время это должно привести нас в душевное состояние надлежащей уверенности и радости соответственно требованию «служить Б-гу с радостью».

В более глубоком смысле как Геула, так и Тфила тесно связаны с одной и той же идеей нашего личного освобождения в нашей повседневной жизни. Исход из Египта, является для нас не только историческим событием, но и повседневным переживанием, попыткой освободить себя из-под ярма ограничений и оков материальной жизни. Каким образом можем мы добиться этого? Главным образом посредством наших повседневных молитв, как это подробно изложено в учении Хабад.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.