«Тания»: титульный лист

28.12.2014 | 1559 | (0)
Источник: «Пниней а-Тания» том 1, стр. 17-35
«Тания»: титульный лист
Титульный лист книги «Тания»

Обычно, принято начинать изучение какой-либо книги с ее начала, с первой страницы, пропуская при этом вступление, а тем более ее титульный лист. Но в отношении книги «Тания» это не так, ведь даже каждая буква в ней исключительно точная. Так хасиды рассказывают, что однажды Алтер Ребе потратил целых шесть недель на обдумывание одного слова в книге «Тания» — написать ли его с буквой «вав» или без (в святом языке есть много слов с пропущенными буквами). Поэтому раз Алтер Ребе определил, что данная страница является титульным листом (в оригинале — «шаар», врата), то написанные в ней слова являются «входом» в мир хасидизма, письменной Торой которого является книга «Тания». В помещенный на титульный лист словах Алтер Ребе определяет цель своей книги. Другими словами, он дает ответ на вопрос, который волнует многих: «А зачем, вообще, нужно учение хасидизма?»

Титульный лист книги «Тания» начинается со слов: КНИГА «СБОРНИК ВЫСКАЗЫВАНИЙ» («Ликутей Амарим»).

По своей великой скромности Алтер Ребе сообщает нам, что на самом деле все написанное в этой книге не является его открытиями. Вся информация основана на высказываниях его предшественников, а он лишь только компилятор, чтобы обратить внимание читателей на те или иные вещи, которые обычно упускают из вида.

Кстати, этого правила придерживается Ребе ШЛИТА: что он не открывает ничего нового, а только «собирает» написанные ранее вещи и обращает на них наше внимание. И вообще, уже сказали наши благословенной памяти мудрецы (трактат «Мегила» 19б), что «Все, что опытный ученик откроет в будущем, уже было дано Моше на горе Синай».

На более глубоком уровне, действительно, одной из особенностей хасидизма является то, что это учение не открывает специально новых вещей, а освещает известные вещи новым светом, как будет объяснено далее.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, НОСЯЩАЯ НАЗВАНИЕ «КНИГА СРЕДНИХ» («Сефер шель бейноним»).

Алтер Ребе подчеркивает, что его книга предназначена для так называемых «средних» людей, в отличие от многих других книг, приведенные в которых указания не всегда подходят к каждому, а только к избранным. К примеру,  книга «Зоар» предназначена только для людей, знающих тайны Торы, алахические сборники — для выносящих закон раввинов, а Мителер Ребе написал как-то одну книгу только для одного из своих хасидов, обладающего исключительными способностями в постижении хасидизма. Но книга «Тания» является сборником указаний для обычных людей о том, как они могут мобилизовать свои силы в соответствии со своим положением.

Термин «средний» в книге «Тания» описывает характер и суть обсуждаемого индивидуума. Это обычный человек, не обладающий высокой душой. Но не имеется в виду, что он ведет себя как обычных обыватель, который иногда исполняет заповеди, а иногда грешит. Наоборот, речь идет о таком человеке, который использует все свои  возможности и душевные силы, достигая того максимума, как это требуется от обычного человека, хотя по своей сути это обычный человек.

И по сути, это является общим направлением книги «Тания» — достигнуть истинного и сущностного определения вещей, а не только дать оценку в соответствии с имеющей место ситуацией. В хасидизме для этого используются термины: «существующее», а не «заимствованное».

Получается, что каждое слово в книге «Тания» имеет отношение к любому обычному человеку, без всякой связи с той ситуацией, в который он находится. Алтер Ребе наставляет его как нужно продвигаться вперед, мобилизуя все свои силы и возможности для служения Всевышнему. Эта книга о том, как избежать зла и приблизиться к праведности.

В КОТОРОЙ СОБРАНЫ ОТРЫВКИ ИЗ [СВЯТЫХ] КНИГ И ВЫСКАЗЫВАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ, НАДЕЛЕННЫХ ВЫСШЕЙ СВЯТОСТЬЮ, ЧЬИ ДУШИ ПОКОЯТСЯ В РАЮ. По хасидской традиции речь идет о книгах РАМБАМа, МААРАЛа из Праги и ШЛО, а также высказываний Баал-Шем-Това и Межеричского Магида, которые сами не писали книг, а это сделали их ученики. На них основана книга «Тания».

ЭПИГРАФОМ ДЛЯ НЕЕ СЛУЖИТ СТИХ «НО БЛИЗКО К ТЕБЕ ЭТО СЛОВО ОЧЕНЬ, ЧТОБЫ УСТАМИ ТВОИМИ И СЕРДЦЕМ ТВОИМ ИСПОЛНЯТЬ ЕГО».  Этот стих находится в главе «Ницавим» (30:14), а перед ним сказано: «Ибо эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она от тебя, и не далека она. Не на небе она… И не за морем она… Но близко к тебе это слово очень, чтобы устами твоими и сердцем твоим исполнять его».

То есть, «эта заповедь» — вся Тора и ее заповеди — близки и очень легки для исполнения для каждого («к тебе»). И речь идет о всех указаниях Торы, которые нужно соблюдать на практике («исполнять»), с помощью речи («устами твоими») и которые зависят от чувств («сердцем твоим»).

[ЦЕЛЬ КНИГИ — ] ГЛУБОКО ОБЪЯСНИТЬ, КАК ЭТО ОЧЕНЬ БЛИЗКО. Ведь на первый взгляд эти вещи не так уж и близки и легки для исполнения. Не очень легко преодолеть все испытания и трудности, связанные с исполнением Торы и заповедей.

И самое трудное — «сердцем твоим». Ведь есть заповеди, которые зависят от сердца, как вера в Б-га, Его единство, страх перед Ним и т.д., которые являются первыми заповедями в Торе (как по порядку, согласно мнению составителей списка заповедей, так и по их важности). Тогда как может обычный человек, который не хочет обманывать себя, достичь, к примеру, уровня любви ко Всевышнему, в то время, когда его сердце стремится по своей природе к наслаждениям нашего мира. Он любит вкусно есть, крепко спать, хорошо зарабатывать, быть уважаемым человеком в обществе и т.д. Тогда как он может повлиять на себя, чтобы совсем не стремится ко всему этому, а любить только Всевышнего? В частности, согласно сказанному РАМБАМом: «Как не могут огонь и вода находиться в одном сосуде, так и не может в сердце человека присутствовать любовь и страх ко Всевышнему с одной стороны и любовь к мирским делам с другой». А ведь эта любовь к мирским делам существует в сердце человека врожденным образом, так как же он может искоренить ее и вместо этого любить Всевышнего? Но ведь Тора говорит, что это «близко», и даже «очень близко»!

Поэтому очень важно объяснить это очень хорошо. Ведь когда это станет понятным, то можно будет дать ответ в отношении всех испытаний и трудностей, которые встречает человек на своем пути в нашем мире. Когда человек в глубине своей души будет поглощен только Всевышним, когда он поймет и почувствует, что только это является истиной, благом и жизнью, то как может прийти ему в голову впечатляться от всех происходящих в мире событий и встречающихся на его пути трудностей и отдаляться от истинного блага?

Это является «тайной» существования хасидов ХАБАДа в особенности после всех испытаний в советской России, даже в самые трудные дни, когда они проявляли ежедневное непрекращающееся самопожертвование в течение долгих лет, не уступая ни в чем, что касается исполнения заповедей Торы. Целью хасидизма было внедрить еврейскую религию в человека таким образом, чтобы он почувствовал, что по-другому совершенно невозможно. Рассказывают хасиды от имени Ребе РАШАБа, что он однажды выразился так: «Есть евреи, которые придут в грядущий мир и попросят кусочек Левиафана за то, что они не приняли христианства, не дай Б-г, ведь если бы они оставили еврейство, то смогли бы достичь богатства и почета. Но моим хасидам не придет в голову просить подобные вещи. А если они попросят — то им, без всякого сомнения, не дадут...» Это оттого, что хасидизм внедряет в человека еврейство таким образом, что невозможно представить себе жизнь по-другому. И это, разумеется, необходимо «объяснить очень хорошо».

В НЕЙ УКАЗАНЫ ДВА ПУТИ К ЭТОМУ: ДЛИННЫЙ И КОРОТКИЙ. Простой смысл этих слов такой, что в книге «Тания» приводятся два пути для того, чтобы человек смог соблюдать заповеди Торы таким образом, чтобы это было «очень близко» для него. Один из них длинный — это путь размышления о величии Всевышнего, что приведет человека к абсолютному признанию того, что «Он один и нет никого, кроме Него», благодаря чему он сможет исполнять заповеди Торы с радостью. Основы этого пути объясняются в книге «Тания» с ее начала до конца 17 главы. Другой путь — более короткий, он основан на воспламенении врожденной любви человека, которая скрывается в его сердце, и использовании ее для исполнения Торы и заповедей. Этот путь описывается с 18 по 25 главы. Понятно, что оба этих пути относятся к человеку в соответствии с его состоянием в той или иной момент времени.

Однако, как подчеркивает Ребе Король Мошиах, мысль Алтер Ребе здесь намного глубже. Он показывает нам свой метод, учение ХАБАДа, которое является длинным и коротким путем — этот путь длинный и, одновременно, короткий. В Талмуде (трактат «Эрувин») приводится история о рабби Йеошуа бен Ханания, который находился на распутье и не знал, какая дорога ведет в Иерусалим.

Сказали ему дети: «Эта дорога — длинная и короткая, а та — короткая и длинная. Он выбрал короткую и длинную и показалось ему, что вот он, Иерусалим. Но тут перед ним появились неожиданные препятствия и чем больше ему казалось, что он подходит ближе, тем он становился дальше. Тогда вернулся он на распутье и спросил: «Ведь вы сказали мне, что это дорога короткая?» Ответили ему: «Так мы и сказали: короткая — и длинная». Тогда он пошел по длинной дороге и хотя путь занял у него долгое время, но именно так он добрался до Иерусалима.

То же самое справедливо в нашем случае. В служении Всевышнему есть множество путей и все они ведут к одной и той же цели, но исключительность хасидизма ХАБАД заключается в том, что это путь «длинный и короткий».

По этому поводу есть две метафоры от имени Баал-Шем-Това:

1. Есть вор, который стремится пробраться в дом, чтобы украсть. Когда хозяин видит это, он начинает кричать и прогоняет вора. Но проблему таким образом он не решает, так как на следующий день вор снова захочет попытать счастья — пробраться в дом по другому пути и, возможно, его потуги увенчаются успехом. Но есть и другой, более тяжелый, но, в то же время, действенный способ. Нужно встретиться с вором, поговорить с ним и убедить его прекратить подобные вещи. Хотя этот путь намного дольше, но именно с его помощью хозяин сможет решить свою проблему.

2. У одного человека обнаружилась проблема с кровеносными сосудами и на его коже появились болезненные ранки. Обычный врач прописал ему мазь, которая облегчила боль и способствовала заживлению ранок, но через какое-то время появились новые, против которых мазь уже не помогала. Врач-специалист же будет лечить саму болезнь — кровеносные сосуды, что приведет к исчезновению ранок.

Мораль тут такова: вообще, пути служения Всевышнему, существовавшие до возникновения хасидизма, основываются на «лечении» отрицательных сторон в поведении человека, его характере и разуме, а также на укреплении его положительных сторон. Особенно это заметно в книгах по этике («мусар»), в который ставится акцент на исправлении определенного качества: гордости, высокомерия, гнева, зависти, страстного желания и т.д. Такая книга занимается тщательным «лечением» данной проблемы — в ней приводятся высказывания наших мудрецов о пагубности подобного поведения, описывается награда для тех, кто уклоняется от него, и наказание для тех, кто погружен в него. Если человек досконально выучил, к примеру, главу «Врата гнева», он будет всячески стараться удаляться от этой черты.

Но, несмотря на все достоинства данного пути (авторы которого — великие мудрецы прошлого), сам человек не претерпел никаких изменений, по сути он остался тем же, кем и был до этого, а только исправил одну деталь.

Хасидизм же появился для того, чтобы «излечить» самого человека, по его сути. Когда он изменится, то соответственно произойдет изменение со всеми его частностями.

Обычно человек смотрит на мир, как на огромный круг, в центре которого находится он сам. Любая происходящая с нами вещь немедленно оценивается в том смысле, хорошо ли это или плохо для нас самих. Нога человека важнее для него, чем голова его соседа. Люди вокруг могут умирать с голода, но это не будет волновать его. Но если у него заболит зуб, то можно считать, что мир перевернулся...

Понятно, что не так уж и легко сдвинуться с этой точки, но когда это произойдет, человек изменится коренным образом.

В этом и заключается источник всех проблем: так как все в мире вертится вокруг меня, то мне должно принадлежать все; когда кто-то задевает меня, я сразу буду злиться; если я увижу что-то очень красивое, то сразу пожелаю иметь это.

Это возможно с помощью раскрытия особой силы, которая называется «часть Всевышнего в буквальном смысле» и которая находится в глубине души каждого еврея. Согласно сказанному в книге «Зоар», евреи связываются со Всевышним с помощью Торы, причем эта связь двойная — у Всевышнего, Торы и евреев есть внешний и внутренний аспект. Таким образом понятно, что для раскрытия сущности еврея нужно связаться с сущностью Всевышнего через внутренний аспект Торы, а это и есть учение хасидизма.

Для этого в мире появилось учение Баал-Шем-Това, который раскрыл, что Божественная сила проникает повсюду, но он не объяснил, как именно это происходит. Ответ на это дал Алтер Ребе в хасидизме ХАБАДа. Это учение, несмотря на свое название («мудрость — понимание — знание») не основывается только на разуме, а также является гармоничным продолжением раскрытия внутреннего аспекта души. ХАБАД способствует тому, что разум начинает воспринимать Божественную силу и, с помощью этого, влиять на эмоции и характер человека.

Рассказывают о главе уличной банды, который встретил хасида ХАБАДа и начал выговаривать ему: «Я ненавижу вас, вы разрушили мне жизнь. Те главы из книги «Тания», которые я учил в детстве, открыли мне глаза на истину. Да, теперь я бросил соблюдать все заповеди и нарушаю все, что только возможно. Я знаю, что будущего мира мне не видать, но я только хотел воспользоваться всем, что есть в этом мире. Но смотри, что происходит — все мои друзья, который родились в религиозных семьях и сошли с этого пути, по крайней мере наслаждаются удовольствиями этого мира. А я... не могу! Из-за вас у меня нет не только будущего, но и этого мира...»

Все это возможно С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ. Ведь кроме того, что в любой вещи, которую делает человек, необходимо иметь помощь Всевышнего, тем более это справедливо в отношении нашего вопроса. Для того, чтобы внедрить в самого себя глубочайшие идеи, несомненно нужно иметь особые силы, способные разбить все границы, когда станет понятным, что никого в мире нет, кроме Всевышнего.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.