Вы думали, что вы не верите?

22.07.2004 | 2947 | (0)
Вы думали, что вы не верите?

Человеческому роду изначально присущ священный дар веры. Всю жизнь несем мы в себе веру в лучшее будущее.

Однако большая часть истории и, в частности, почти вся история прошлого столетия давали мало оснований для подтверждения этой веры. Реальный опыт был крайне негативным. Если рассматривать происходящее только с точки зрения логики, то неизбежно должен был выработаться нигилистический подход. Стремление к продолжению рода, к зарождению новой жизни в этом бушующем мире могло бы рассматриваться только как акт безумия — более того, как преступление против невинного младенца.

Это суждение, которое справедливо в отношении всего человечества, казалось бы, тем более применимо к еврейскому народу. Страдания, через которые прошел весь род людской, бледнеют в сравнении с ужасами, сопровождавшими жизнь евреев в течение последних двух тысячелетий. Однако евреи выжили не только как отдельные личности, но и как народ, объединенный единой традицией и сплоченный верой. Вопрос лишь в одном: верой во что?

Вера, благодаря которой еврей остается евреем, — это прирожденная несокрушимая вера всего человечества в грядущее Освобождение. Вера в то, что наступит время, когда сбудутся слова Пророков. Вера в то, что мир, в котором мы живем, — это непрерывно изменяющийся процесс, неоконченное полотно. Вера в то, что существование человечества и евреев как народа является первостепенным элементом замысла Создателя.

И во всем этом — Мошиах. Мошиах — это жизненная сила еврейского народа и, по сути, — всего рода человеческого. Это понимание скрытого смысла того, что содержится в стремлении Создателя к Цели, которая есть Совершенство. Это несокрушимая вера в то, что мир и всеобщее братство не только желанны, но и неизбежны. Отдельная личность — Гитлер — смогла сделать убийство социально допустимым явлением, и это вполне объяснимо с позиций логики. Не менее логичным является и то, что отдельная личность — Мошиах — может сделать так, что добро и благочестие станут всеобщим устремлением.

Ожидание Мошиаха — это сердце и душа еврейской веры. Маймонид, широко известный благодаря как своему философскому рационализму, так и своим заслугам в изучении иудейской религии, рассматривает приход Мошиаха как необычайное событие, выходящее за рамки нашего опыта. Маймонид, философ-рационалист, ясно сознает то, что все мы понимаем интуитивно: status quo (существующее положение вещей) не является справедливым в отношении рода человеческого. Он не испытывает сомнений в том, что иудаизм, лишенный Мошиаха, превращается в свою антитезу (противоположность). Мошиах — это человек, из плоти и крови, в котором воплотились идеалы Торы. Благодаря своему характеру и занимаемому им главенствующему положению, он может являть собой пример для еврейского народа и для всего человечества. Он обладает уникальной силой, способной выявить лучшее начало в человеке.

Действительно, в том, что касается Мошиаха, нет ничего таинственного. Это лидер, программа которого — объединить человечество. Устранить разногласия возникшие между отцом и сыном, между мужем и женой: разногласия, которые приводят к открытому конфликту между соседями и между народами. Мошиах — это наилучший вид лидерства: руководство путем собственного примера. Отрицать Мошиаха — это значит отрицать душу и сердце иудаизма. Отрицание Мошиаха есть пораженчество, это отказ от лучшего будущего и возврат к прежнему состоянию. Это признание неизбежности зла, войн, преступлений, разложения. Это вера в то, что все в мире способно изменяться, но не способно улучшаться. Это стереотип безнадежности: «сколько бы мир ни менялся, он остается таким же».

Признаки присутствия Мошиаха — вокруг нас. Очевидно, что мы находимся в самом центре эры потрясений, изменяющей человеческое сознание, систему ценностей и весь человеческий опыт. Б-г обращается к нам. Он приглашает нас принять участие в этом ускоряющемся движении по направлению к неизбежному завершению замысла Его Творения.

Мяч сейчас на нашем поле. Только мы сами — мужчина и женщина, мальчик и девочка, еврей и нееврей — можем превратить наши подсознательные инстинкты в осознанное, разумное движение к Освобождению. Для этого нужно не много: проявление благотворительности, доброе слово, помощь старикам, уважение к своим родителям, подавление вспышек злобы, время, отданное молитве, изучению Торы, — вот в чем находит подтверждение наша вера. Это малые, но важные проявления нашей веры в возможность усовершенствования этого мира, нашей готовности встретить Мошиаха.

Маленький огонек способен осветить темную комнату. Малейшее изменение в направлении морского течения способно переформировать целый океан. Следующий шаг за нами.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Эра Мошиаха » Изгнание (другие статьи):